Казалось бы, новость вполне проходная: давно прошли те времена, когда подобное было в новинку. Сегодня десятки российских компаний вполне успешно взаимодействуют с западными вендорами, а некоторые умудряются и свою собственную продукцию выводить на зарубежные рынки. Чем же таким примечателен данный случай?

АБС для банка — это его сердце, mission critical application в полном смысле этого слова

Банковский бизнес в плане автоматизации вообще кардинально отличается от любого другого. Если на металлургическом комбинате или на мебельной фабрике вдруг падает АСУ, рядовые сотрудники предприятия обычно этого никак и не замечают, продолжая выполнять свои повседневные функции; даже если у вас вышел из строя 3D-принтер, вы просто устанавливаете запасной со склада, а неисправный сдаете в ремонт.

Иное дело банк: если падает АБС, останавливается все. АБС для банка — это его сердце, mission critical application в полном смысле этого слова. Именно поэтому подобные случаи очень редки. Банки как никто блюдут работоспособность своего «основного средства» производства — ИТ-инфраструктуры, вкладывая в это немалые деньги. И, как это ни парадоксально, эти же вложения висят у них камнем на шее, останавливая естественное желание взять и все поменять. (Банки очень редко отваживаются на полную замену АБС, предпочитая латать существующие системы, сколь бы они ни были несовершенны. И их можно понять: подобные проекты не только требуют весьма масштабных затрат, но и подвержены значительным проектным рискам.)

Копнув «тело» практически любого из так называемых современных банковских решений, вы натыкаетесь там на слои 20 и даже 25-летней давности

Но вот наконец приходит день, когда тот или иной банк объявляет тендер на замену АБС… И вот тут-то и выясняется, что производители ничего кардинально нового предложить не могут. Почему так? Все очень просто: у солидного производителя десятки и даже сотни банков-клиентов, и значимость того единственного среди них, кто вдруг объявил тендер, заведомо уступает значимости всех остальных, которые не только не требуют, но даже ни под каким видом не соглашаются на что-либо кардинально новое. Они хотят, чтобы разработчик в первую очередь поддерживал существующее решение. Именно эти остальные и создают рыночный спрос, так что совершенно не удивительно, когда, копнув «тело» практически любого из так называемых современных банковских решений, вы натыкаетесь там на слои 20 и даже 25-летней давности. Нужно ли объяснять, что для ИТ-систем с их быстрым моральным старением это недопустимо.

Такова экономика отрасли и никакие рекомендации на тему о том, что нужно инвестировать в развитие и создание совершенно новых образцов, ее существенным образом не меняют. Все вокруг понимают, что нужно инвестировать, тем не менее наши банки по-прежнему гоняют между собой платежки (мечтая о смарт-контрактах, но не умея при этом управляться даже с обычными аккредитивами) и пытаются управлять рисками на основе бухгалтерской отчетности (даром что все их риски лежат в будущем, а не в прошлом).

Я не открою Америки, сказав, что ни банки, ни поставщики банковского ПО инвестировать особо не любят — только когда уж совсем к стене припирает. Причем банки больше уповают на поставщиков, ожидая вложений с их стороны, поставщики же к инвестициям в принципе готовы, но только на средства заказчика. Вот такой вот замкнутый круг.

Misys — один из мировых лидеров в индустрии финансового программного обеспечения, представленный на рынке более 30 лет

На Западе с этим немного получше, однако и там все описанные выше эффекты тоже имеют место. И вот на этом гнетущем фоне мы читаем в совместном пресс-релизе Misys и SoftClub буквально следующее: «Данное соглашение предполагает значительные инвестиции обеих сторон в локализацию программных продуктов Misys к условиям ведения банковского бизнеса на постсоветском пространстве, что выгодно отличает его от привычных для ИТ-сферы дистрибуторских контрактов с западными производителями, предполагающих простое продвижение их продукции на местных рынках, и гарантирует разрешение обычной для этих случаев проблемы „курицы и яйца”». Согласитесь, интригует.

Так что же произошло?

Misys — один из мировых лидеров в индустрии финансового программного обеспечения, представленный на рынке более 30 лет. Продуктами Misys пользуются более 2000 финансовых институтов более чем в 125 странах мира.

Misys — единственный из западных вендоров, у которого есть АБС с встроенными цифровыми каналами, целиком разработанная в XXI веке

В России Misys работает с самого начала рыночной эпохи, с 1992 года, уже 25 лет, и если чем-либо его опыт на постсоветстком пространстве и замечателен, то в первую очередь отсутствием сорванных проектов, что среди западных вендоров, увы, редкость. При этом компания имеет в своем распоряжении практически полный портфель разнообразных банковских приложений: здесь и три АБС, и несколько решений для работы на финансовых рынках, и активно востребованный сейчас цифровой банкинг, и автоматизация торгового финансирования, и, наконец, управление рисками. Некоторые решения уже локализованы к требованиям РФ (те, что постарше), некоторые еще нет (которые поновее). Но самое интересное, что Misys — единственный из западных вендоров, у которого есть АБС с встроенными цифровыми каналами, целиком разработанная в XXI веке (разумеется, еще не локализованная). Именно на нее и направлен фокус партнерства Misys и SoftClub.

Исторически банковские ИТ-решения на постсоветском пространстве развивались, отталкиваясь главным образом от требований регулятора

Белорусская компания SoftClub, основанная в 1993 году, тоже не новичок на банковском рынке: она крупнейший поставщик банковских решений в республике. Центр разработки компании находится в Минске, она является резидентом Парка высоких технологий. Здесь она, как и многие другие белорусские разработчики ПО, освобождена от ряда налогов, включая НДС. В результате компания имеет возможность выплачивать своим сотрудникам высокие, по местным меркам, зарплаты, что, конечно же, способствует кадровой стабильности. Что же подвигло SoftClub к партнерству с Misys? Здесь тоже все легко объяснимо. Исторически банковские ИТ-решения на постсоветском пространстве развивались, отталкиваясь главным образом от требований регулятора, в то время как на Западе драйвером такого развития всегда были требования бизнеса. В результате сложился определенный разрыв, на преодоление которого и нацелено в перспективе подобное стратегическое партнерство. Обратите внимание на спокойный, деловой тон последнего заявления. Оно резко отличается от того, что мы обычно слышим от наших отечественных разработчиков: догоним и перегоним! Никто ведь не спорит с тем, что у нас великолепные программисты — да, догнали бы и перегнали… если бы наш местный банковский рынок был таким же развитым, как на Западе, но, увы, есть определенный разрыв.

Итак, произошло действительно в некотором роде чудо: две компании — каждая с собственными амбициями и собственным менталитетом, по сути дела чуть ли не конкуренты, решили не просто скооперироваться, чтобы освоить какой-нибудь крупный заказ (это бывает часто). Нет, они решили вложить собственные немалые средства, чтобы реализовать синергию между передовыми, признанными на международном уровне решениями Misys, и всесторонним местным опытом и глубокими компетенциями компании SoftClub. В результате на рынке должен появиться целый класс ИТ-решений, которые, с одной стороны, представляют собой наиболее передовые ИТ-тренды и лучшие международные бизнес-практики, а с другой — полностью удовлетворяют специфическим условиям ведения бизнеса и требованиям регулятора.

Что ж, давайте посмотрим, что у них получится…