Московский акцент

География покрытия деятельности крупных федеральных агентств широка и сопоставима с филиальной сетью крупного банка

Региональная представленность в рейтинге — предсказуемая. Около 35% вошедших в реестр компаний зарегистрированы в Москве, порядка 8% — в Санкт-Петербурге, 6% — в Симферополе, 5% — в Нижнем Новгороде. По несколько компаний имеет прописку в Ангарске, Ростове-на-Дону, Иваново, Самаре, Екатеринбурге, остальные города представлены в основном единичными названиями.

Конечно, это не означает, что та или иная компания работает только в регионе регистрации — география покрытия деятельности крупных федеральных агентств широка и сопоставима с филиальной сетью крупного банка. Тем не менее можно говорить о том, что около 60% компаний, вошедших в реестр, можно отнести скорее к региональным, в том смысле, что они работают с ограниченным количеством ближайших регионов.

Кто на новенького?

Около 20 участников рейтинга имеют солидную историю: их компании созданы более 10 лет назад, до 2007 года. Еще около 30 компаний могут похвастаться более чем пятилетней историей работы. Практически половина рейтинга — относительно молодые игроки, причем 30 из них созданы в 2015–2016 годах или информация о годе их создания отсутствует.

По трети участников рейтинга трудно найти информацию об их специализации на рынке взыскания

Примерно 30% участников рейтинга отмечают на своих сайтах, что предоставляют услуги взыскания в рамках цессии, 10% — в рамках агентирования, еще около 25% заявляют присутствие в сегментах и цессии, и агентирования. Практически по трети участников рейтинга трудно найти информацию об их специализации на рынке взыскания.

Сайты-невидимки

В том или ином виде корпоративные сайты существуют почти у всех вошедших в реестр организаций — таковы требования действующего закона 230-ФЗ. Тем не менее, у 25% участников рейтинга сайты крайне неинформативны (наличествует только контактная информация, сайт состоит из одной страницы или есть странные сайты-близнецы). Очевидно, что они созданы лишь для соответствия формальным требованиям вхождения в реестр.

Полноценным информативным ресурсом с поименным перечнем акционеров, топ-менеджеров компании и других фактических сведений можно назвать не больше 20% сайтов участников реестра.

Новый страховой сегмент

Формирование реестра ФСПП способствовало созданию новой ниши на рынке страхования юрлиц

Даже поверхностный анализ реестра свидетельствует о том, что в сегменте страхования профответственности коллекторских агентств (является обязательным для включения в госреестр) есть явные лидеры. Компания «Ингосстрах» является страховщиком 40% вошедших в реестр коллекторов. Второе место по количеству страхователей занимает «Альфастрахование», третье — «Росмед». Формирование реестра ФСПП способствовало созданию новой ниши на рынке страхования юрлиц: если раньше такие договоры страхования в обязательном порядке заключали только компании—члены НАПКА, то теперь круг страхователей значительно расширился.

Птенцы гнезда НАПКА

Коллекторский рынок по-прежнему непрозрачен, есть ощущение, что коллекторы заканчиваются

К слову, если говорить об этом крупнейшем профобъединении коллекторского рынка, то его членами являются около 40 компаний в реестре — в первую очередь все наиболее крупные и старые компании рынка. Хотя последний год в ассоциацию наблюдается приток средних и небольших региональных и специализированных агентств, которые хотят войти в профессиональную тусовку. Если наложить список членов НАПКА на реестр, получится наиболее прозрачная и медийно активная часть реестра.

***

Коллекторский рынок по-прежнему непрозрачен, хотя создание госреестра — значительный шаг на пути к тому, чтобы очертить его границы и понять состав.

Реестр позволил крупным игрокам рынка увидеть названия своих коллег из регионов, в том числе тех, о которых они раньше ничего не слышали (ни в хорошем смысле, ни в плохом). При этом почти четверть реестра составляют практически неизвестные компании, информации о которых крайне мало. В том числе и негативной, по жалобам граждан, например.

Будем надеяться, что следующим событием, которое значительно улучшит представление о коллекторском рынке, станет публикация ФССП какой-то отчетности и аналитики по этому рынку, но до этого еще далеко.

И, наконец, есть ощущение, что коллекторы заканчиваются — значительного увеличения числа коллекторов в реестре ждать не стоит. В декабре-январе в реестр вошло 43 компании, в феврале — менее 40, в марте количество включенных компаний сократилось уже до 20, причем качество раскрытия информации у компаний самое низкое именно в этом «хвосте». Скорее всего, первая сотня российских коллекторов окажется и единственной.