«Аудитория интернета перестала расти, а аудитория e-commerce продолжает увеличиваться. Онлайн-платежи — драйвер других услуг. Безналичные продолжают теснить наличные», — заявил глава компании PayPal в России Владимир Малюгин, комментируя результаты четвертого ежегодного исследования, проведенного PayPal совместно с агентством Data Insight. 

Половина пользователей готова отказаться от наличных

Не покупки в магазинах являются драйвером платежей, а платежи — драйвером покупок

Доля безналичных платежей сейчас превышает наличные: по данным исследования, из 10 тыс. руб. в кошельке 6 тыс. руб. тратятся безналичными. Почти половина опрошенных россиян считает, что через 5-10 лет вовсе перестанет пользоваться наличными.

По данным исследования, главная тенденция заключается в том, что не покупки в магазинах являются драйвером платежей, а платежи — драйвером покупок. «Каждый пятый начал совершать онлайн-платежи раньше, чем онлайн-покупки. 17% совершают только онлайн-платежи и не делают онлайн-покупок, а 30% начали совершать онлайн-платежи и одновременно делать онлайн-покупки», — пояснил со-основатель Data Insight Борис Овчинников.

Онлайн-платежи перестали быть сервисом только для продвинутых и обеспеченных пользователей. Сейчас ими начали пользоваться и людьми с доходом менее 15 тыс. руб. на семью в месяц. Более половины пользователей онлайн-платежей имеет ежемесячный доход на семью менее 30 тыс. руб.

Набирают популярность переводы между физическими лицами

Жители малых населенных пунктов проявляют большую активность в освоении онлайн-платежей, чем жители крупных населенных пунктов. «25% новых пользователей онлайн-платежей живет в небольших городах. Для них онлайн-платежи — это спасение, и они им реально пользуются», — пояснил со-основатель Data Insight Федор Вирин.

35% пользователей пытались что-либо продать в интернете за последние 12 месяцев. 30% тех, кто получает деньги не за б/у товары — это непрофессиональные продавцы. Для 4% людей этот источник дохода и вовсе основной или единственный. При этом набирают популярность переводы между физическими лицами: р2р-переводами в настоящее время пользуется 75% потребителей, и эта цифра быстро растет. 43% опрошенных переводит деньги другим людям по несколько раз в месяц.

Каждая пятая онлайн-покупка делается со смартфона

Почти две трети респондентов знают, что у них на смартфонах установлены платежные приложения. При этом приложения для платежей и покупок используют 66% всех владельцев смартфонов.  

Неудобство использования мобильного гаджета преодолевается после нескольких первых покупок

Со смартфона совершается каждая пятая онлайн-покупка (22%). Хотя бы раз за год со смартфонов покупали реальные товары в интернет-магазинах 36% опрошенных, а 18% сделали с телефона свою последнюю по времени покупку.

Часть пользователей находит сайты неудобными для покупок со смартфона и отдает предпочтение компьютерам и ноутбукам. Покупать со смартфона удобно всего 8% опрошенных, а 64% удобней делать это с «большого» экрана.

Однако неудобство использования мобильного гаджета для этих целей преодолевается после нескольких первых покупок. Через 5 лет 16% респондентов будут совершать большинство покупок со смартфона, а 15% по-прежнему будут пользоваться для этих целей компьютером или ноутбуком. Во всяком случае, они уверены в этом в настоящее время. «Независимо от того, что думают люди, количество мобильных покупок будет расти, — считает Борис Овчинников. — Рост будет зависеть от того, насколько удобно будет покупать со смартфонов через сайты».