Финтех — одно из наиболее обсуждаемых направлений деятельности. В сфере финансовых технологий зародилась целая волна стартапов, в том числе «компаний-единорогов» стоимостью больше миллиарда долларов. Финансовые технологии проникают в новые области деятельности и бросают вызовы банкам и прочим игрокам рынка. Крис Скиннер, независимый специалист по финансовым рынкам и автор блога Finanser, пишет о текущем состоянии финтеха и о том, на какие сегменты делится эта индустрия.

1. Регулирование

В этой области применяются технологии, помогающие банкам обеспечивать соблюдение нормативных требований наиболее простым и экономичным способом. К этой же категории относятся и технологии, помогающие регуляторам осуществлять надзор за деятельностью банков в режиме реального времени.

2. Страхование

Технологии меняют модели страхования. Традиционно для расчета стоимости, например, автострахования клиенту нужно было отвечать на многочисленные вопросы анкет. Сейчас для предварительного расчета можно просто ввести регистрационный номер автомобиля. Система подтягивает информацию из открытых баз данных и немедленно выдает ориентировочную стоимость страховки.

Вот еще несколько примеров интересных стартапов, предлагающих технологии в области страхования:

  • Friendsurance — онлайн-сервис, который позволяет небольшим сообществам людей заключать совместный договор со страховой компанией, экономя при этом на страховых взносах.
  • FitSense помогает выбрать вид страхования здоровья и жизни на основании данных с электронных устройств, которые клиент носит на теле для мониторинга состояния здоровья.
  • MassUp использует API для соединения страховщиков с компаниями розничной торговли, чтобы покупатели могли сразу оформить страховку в отношении новой покупки.

3. Управление личным состоянием

В отличие от услуг роботов-консультантов, технологии управления личным состоянием предназначены для самых крупных бизнесменов или очень состоятельных людей. Несколько примеров:

  • AlgoDynamix предлагает инновационный анализ рисков. Компания занимается обнаружением событий, которые отрицательно влияют на глобальные финансовые рынки, прогнозирует изменения цен и предупреждает о них специалистов, занимающихся управлением активами.
  • Delio — инвестиционная платформа, которая предоставляет крупным клиентам финансовых институтов информацию о возможностях рынка частных услуг.
  • Prophis — инструмент для обнаружения событий, которые с большой степенью вероятности могут повлиять на доходность конкретного портфеля. Результаты анализа отображаются в необычной наглядной форме.

4. Компьютерные системы консультирования

Ими пользуются те, перед кем стоит выбор, получать консультацию или нет

Услуги роботов-консультантов рассчитаны на премиальный сегмент массового рынка. Они направлены на то, чтобы объединить управление деньгами на микро- и макроуровне. Как сказал Джон Стайн, основатель и генеральный директор компании Betterment, разрабатывающей системы консультирования, такие системы не составляют конкуренцию менеджерам по управлению капиталом. Скорее, ими пользуются те, перед кем стоит выбор, получать консультацию или нет. В сфере компьютерных систем консультирования лидером являются США, где работают такие компании, как Wealthfront, Betterment, FutureAdvisor и Personal Capital.

5. Равноправное предоставление займов физическими лицами друг другу

Задача технологий в области равноправного (p2p) предоставления займов физическими лицами сводятся к тому, чтобы обеспечить связь между теми, у кого есть деньги, и теми, кто хочет получить их в долг. При этом обеспечивается снижение рисков за счет использования инструментов анализа в режиме реального времени. Первой компанией, разработавшей подобную систему, была Zopa. За ней последовали многие другие, включая Prosper Marketplace, Lending Club, Lufax и т.д.

6. Кредитование малого и среднего бизнеса

Использование финансовых технологий существенно преобразовало эту сферу отношений. К нововведениям относится предоставление займов p2p, получение финансирования под процент неоплаченных счетов и краудфандинг.

Краудфандинг — еще одно направление, в котором технологии облегчают процесс получения финансирования

Хороший пример объединения концепции предоставления займов между компаниями и финансового факторинга показала британская компания Marketinvoice. В 2011 году компания начала принимать у малых предприятий неоплаченные счета клиентов и оплачивать их раньше наступления срока платежа. Затем она взыскивала плату с клиентов компаний и удерживала комиссию за предоставление средств. Такая деятельность представляет собой разновидность кредитования p2p, которым занимаются многие известные компании в сфере финансовых технологий, например Funding Circle.

Краудфандинг — еще одно направление, в котором технологии облегчают процесс получения финансирования. Раньше компании приходилось обращаться в банк за стартовым капиталом и тратить существенную часть этих денег на маркетинговое продвижение продукции среди целевой аудитории. Сейчас при помощи таких сайтов, как Kickstarter, Indiegogo, Crowdcube и Seedrs все эти операции объединяются в общий процесс, в результате которого покупатели напрямую предоставляют компании средства, необходимые для начала ее деятельности.

7. Расширение доступа к финансовым услугам

Это одна из самых интересных сфер применения финансовых технологий, поскольку речь идет о привлечении в систему финансовых услуг порядка 4,5 млрд человек, которым такие услуги прежде были недоступны. Ключевое значение в этом смысле имеют программы, реализуемые в странах Африки. В рамках этих программ происходит переосмысление традиционных способов и разработка новых решений в области обращения средств через сеть мобильной связи.

8. Распределенные реестры и технология блокчейн

По мнению Криса Скиннера, если рассматривать блокчейн с точки зрения цикла зрелости технологий, предложенного компанией Gartner, она прошла пик завышенных ожиданий и стремительно движется к нижней точке разочарования. Основная причина заключается в том, что организации инвестируют в эксперименты, не осознавая до конца, что это лишь эксперименты. При этом, когда технология блокчейн будет использоваться по назначению, по степени важности она будет сопоставима с изобретением интернета.

9. Цифровая идентификация личности

Это еще одна область деятельности, которая порождает много споров, поскольку для запуска технологии в работу нужна согласованная структура. Кто руководит работой системы цифровой идентификации личности? Как она эксплуатируется? Является ли система самоуправляемой (какой, по мнению многих, она должна быть)? Что происходит, если доступ заблокирован, и необходимо разблокировать его? Например, если с человеком произошел несчастный случай и врачам нужно получить доступ к данным о состоянии его здоровья? Эти вопросы предстоит со временем решить.

10. Аналитика, искусственный интеллект и обучение машин

Интернет-гиганты делают деньги на анализе и использовании данных. Банки также имеют возможность извлекать из данных прибыль. Стремясь извлечь из этих возможностей выгоду, многие финансовые институты инвестируют в обучение машин, искусственный интеллект и анализ данных. Использование таких технологий позволяет улучшить моделирование кредитных рисков, повысить уровень перекрестных продаж, оптимизировать взаимодействие с клиентами и повысить уровень обслуживания.

11. Кибербезопасность

На кибербезопасность тратят много. По прогнозу Международного центра данных, в 2020 году организации потратят на программное и аппаратное обеспечение, а также услуги, связанные с кибербезопасностью, $101,6 млрд. Это на 38% больше, чем было потрачено в 2016 году ($73,7 млрд). Банки и финансовые компании несут основные риски, поскольку именно они обычно становятся целью хакеров. Однако при этом Крис Скиннер отмечает, что основная слабость банков не в их системах безопасности, а в их сотрудниках. Хакеры (которых Скинер, по его словам, знает немало) в числе своих навыков отмечают умение организовать психологическую атаку. По мнению Скиннера, 9 из 10 краж происходят за счет вовлечения в схему человека в результате злоупотребления его доверием.

12. Биометрическая идентификация

В области безопасности биометрическая идентификация актуальна, как никогда. Отчасти это объясняется широким распространением смартфонов, камеры которых позволяют не только фиксировать изображение лица человека, но и выполнять функцию иридосканера. Кроме того, тачскрин дает возможность снимать отпечаток пальца или ладони. Если к такой идентификации добавить ПИН или одноразовый пароль, можно существенно повысить уровень безопасности потребителя, а заодно и решить проблему забытого пароля.

13. Платежи

Область платежей можно разделить на множество направлений, в каждом из которых находится место автоматизации и новым технологиям, включая мобильные кошельки (Venmo, Alipay, Paytm, и т. д.), мобильные платежи (Square, iZettle, Sumup и т. д.), оформление заказа и оплата онлайн (Stripe, Klarna, Adyent и т. д.), электронные деньги (биткоин, ether, zCash и т. д.) и платежную инфраструктуру (DAH, Setl, Ripple и т. д.).

14. Необанкинг

В Европе наблюдается всплеск активности в сфере банковских стартапов

Необанки — стартапы в банковской сфере, возникающие в различных странах мира. При этом, например, китайские необанки (такие как YesBank и WeBank) существенно отличаются от европейских или американских. Он возникли на базе других сервисов — торговых площадок и чатов, поэтому имеют другой характер и облик. В Европе наблюдается всплеск активности в сфере банковских стартапов. В качестве примеров можно привести Soon (Франция), Bunq (Нидерланды), Che!Banca (Италия), LunarWay (Дания) и N26 (Германия). Лидером в сфере необанкинга является Великобритания, где появилось около 40 новых банковских стартапов, включая Atom, Bank to the Future, Civilised, Fidor, Ffrees, Hampden & Co, ipagoo, Lintel, Loot, Metro, Monese, Monzo, Neat, Numbrs, OakNorth, One Savings, Shawbrook, Starling, Taqanu, Tandem, Tide, TSB, William & Glyn, Zopa. Перечисленные банки делятся на две категории: те, что предлагают полный спектр банковских услуг (такие, как Atom и Starling), и клиентские приложения (например, Loot). Вторая категория банков распространена в США (Simple, Moven), поскольку в Америке подобные стартапы пока не могут получать генеральную банковскую лицензию.

15. Платформы, рынки и облака

Uber стала самой большой службой такси, не имея собственных машин

Мощным толчком для изменений в области банкинга стало создание новых финансовых торговых площадок. Торговая площадка — это место, где используются приложения, API и инструменты анализа, которыми могут пользоваться компании. Хороший пример — агрегаторы, такие как Uber, Airbnb и Facebook. В качестве торговых площадок выступают платформы этих сервисов, к которым могут подключаться частные лица и компании. Используя эту схему, Uber стала самой большой службой такси, не имея собственных машин, Airbnb — самой большой сетью отелей, не имея собственного номерного фонда, а Facebook — самым крупным средством массовой информации, не производя собственного контента. На этот рынок пытаются попасть многие стартапы, занимающиеся финансовыми технологиями, в том числе CBW в США, которая выступает партнером необанков Moven и Simple, и немецкая WireCard, которая поддерживает необанки Holvi, Loot и др. Их копируют и с ними соревнуются немецкие Solaris и Fidor, британские Thought Machine и ClearBank, ирландские Leveris и многие другие. Самый большой из подобных новых рынков находится в Китае. Там компания Ant Financial предлагает приложения, API и аналитические инструменты, которые используются более чем 40 китайскими банками.

16. Интернет вещей

Рынку финансовых технологий около десяти лет. Детский возраст

Какое-то время назад об интернете вещей говорили много. Технология нашла применение, например, в страховании. Сейчас у вас есть возможность оформить страховку на любое необходимое время. Это означает, что вы можете, уходя из дома, застраховать свой велосипед и фотоаппарат на восемь часов вместо оформления годового полиса. При этом страховщик будет знать, где находится фотоаппарат и велосипед в эти восемь часов, потому что они имеют искусственный интеллект и подключены к Сети.

Рынку финансовых технологий около десяти лет. Детский возраст. Несмотря на это, какие-то из описанных технологий находятся на пике завышенных ожиданий, какие-то вызвали разочарование, а некоторые уже стали обычным явлением нашей жизни.