Часть компаний столкнулись со снижением эффективности взыскания

Микрофинансовые организации рассказали о первых итогах работы в условиях закона, регулирующего деятельность взыскателей. В течение первых двух месяцев его действия компании уже столкнулись с рядом проблем. Так, часть опрошенных порталом Bankir.Ru компаний столкнулись со снижением эффективности взыскания. «В компании MoneyMan в январе—средине февраля уровень эффективности от взыскания снизился на 5%»,— рассказал руководитель департамента по работе с проблемной задолженностью MoneyMan Александр Васильев. По словам главного исполнительного директора компании «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, «на ранних этапах изменения в эффективности взыскания мы не видим. Но в долгах, просроченных более чем на 90 дней (их мы передаем по агентской схеме коллекторскому агентству), эффективность взыскания упала в среднем на 30–50%». В МФО «Робот Займер» закон пока не оказал сильного влияния на эффективность взыскания, но в компании прогнозируют, что в дальнейшем она может снизиться на 20%. Говорят об ухудшении эффективности взыскания по долгам граждан и сами коллекторы. Так, по словам гендиректора компании ЮВС Сергея Шпетера, «в среднем на фоне вступления в силу закона о коллекторской деятельности уровень взыскания и в банках, и в МФО снизился в среднем на 20%».

Основная причина снижения эффективности взыскания — ограничение взаимодействия коллектора и должника

Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…» был принят летом 2016 года. Предпосылкой к его созданию стала активная полемика среди политиков, общественности и СМИ, возникшая на фоне многочисленных нарушений взыскателей. Претензии высказывались и к кредиторам, и к коллекторским агентствам, занимавшимся взысканием долгов. Закон вступил в силу 1 января 2017 года.

По словам участников рынка МФО, основная причина снижения эффективности взыскания — ограничение взаимодействия коллектора и должника. «И коллекторские агентства, и собственные службы взыскания компаний по закону уже не могут напоминать о необходимости оплаты задолженности так часто, как делали это раньше»,— объясняет Андрей Бахвалов. В результате должники «успокаиваются» и перестают обслуживать свои долги, поясняет он.

В текущем виде закон действительно существенно ограничивает возможность для контакта с должником. Так, коллектор не имеет права встречаться с должником лично более одного раза в неделю, связываться по телефону — более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Также заемщик имеет право и вовсе отказаться от прямого взаимодействия со взыскателем.

МФО уже сталкиваются с должниками, которые отказываются с ними контактировать

Несмотря на то что по закону заявление на отказ взаимодействовать со взыскателями должники могут подавать не ранее чем через четыре месяца после возникновения просрочки, а с момента вступления закона в силу прошло всего два месяца, МФО уже сталкиваются с должниками, которые отказываются с ними контактировать. Пока их количество незначительно. Так, в компании «Робот Займер» от взаимодействия со взыскателями отказались 10 должников, в MoneyMan — около 15 человек. Впрочем, их число может вырасти. «Количество ссылок на закон увеличилось и продолжает медленно расти. Как правило, в качестве аргумента приводят именно выдержку из нового законодательства: конкретный пункт нововведения, позволяющий отказаться от взаимодействия с кредитором»,— объясняет гендиректор МФО «Робот Займер» Сергей Седов.

Еще одна проблема, с которой столкнулись компании,— нежелание должников платить по своим долгам. «Количество клиентов, которые отказываются платить, ссылаясь на закон о коллекторской деятельности, увеличилось на 50%. Их основные аргументы: много звонков, незаконность работы взыскателей, намерение платить только через суд,— поясняет операционный директор группы компаний „Быстроденьги” Андрей Клейменов.— Клиенты оттягивают дату, а специалистам по взысканию приходится больше времени уделять консультированию и объяснению нюансов законодательства. В то время как сумма задолженности продолжает увеличиваться». При этом чаще встречаются заемщики, которые не просто отказываются от оплаты, но и более эмоционально реагируют, отмечает Андрей Клейменов. По его словам, система аналитики речи демонстрирует прирост таких эмоциональных клиентов на 10%.

Закон существенно сокращает объем досудебного взаимодействия, стимулируя только судебное производство

При этом участники рынка МФО ожидают, что в дальнейшем ситуация может ухудшиться. «Из-за существенного ограничения возможностей взаимодействия между должниками и взыскателями ряд заемщиков попросту перестанет платить по своим займам»,— опасается Андрей Бахвалов. По его словам, в итоге такая ситуация может сказаться на доступности микрозаймов населению: компании ужесточат оценку заемщиков и снизят объем выдаваемых займов.

Кроме того, компании не исключают и роста судебных взысканий. «Компаниям важно показать, что заемщик не может просто взять и отказаться от обязательств. Если компании не смогут найти компромисс с заемщиками, то будут чаще обращаться в суд. Компании готовы на это идти, так как работают в рамках законодательства»,— указывает Александр Васильев. «Закон существенно сокращает объем досудебного взаимодействия, стимулируя только судебное производство, без увеличения ресурсов судов и ФССП. Будут клиенты, которые станут всячески оттягивать дату оплаты, добиваться судебного взаимодействия, при котором сумма задолженности будет только больше за счет судебных издержек. Формирование такой практики еще только предстоит, поэтому реальные итоги эффективности нового закона можно будет подводить не ранее конца 2018 года»,— резюмирует Андрей Клейменов.