О росте доли клиентов, которые предпочитают оформлять онлайн-займы с помощью мобильных устройств (телефонов и планшетов), сообщается в исследовании онлайн-МФО «Робот Займер» (есть в распоряжении портала Bankir.Ru). По данным исследования, по итогам 2016 года доля займов, оформленных через телефоны и планшеты, достигла 47%. За год эта цифра выросла на 30 процентных пунктов. Основную массу мобильных микрозаймов клиенты оформляли со смартфонов — 44%, еще 2% с помощью планшетов. Оставшаяся доля приходится на микрозаймы, которые клиенты оформляли со своих компьютеров. Основная аудитория онлайн-МФО — люди младше 34 лет (на эту категорию приходится более 73,1% заемщиков), отмечают в исследовании.

48% клиентов оформляют займы с помощью мобильных устройств компании Apple, что говорит об их стабильном доходе

Рост доли онлайн-микрозаймов, которые клиенты оформляют с помощью мобильных устройств, подтверждают и в других МФО. «Основной рост приходится на крупные города, где использование гаджетов носит массовый характер: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Пермь, Владивосток»,— отмечает гендиректор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. «Результаты нашего исследования показывают, что около 48% клиентов оформляют займы с помощью мобильных устройств компании Apple, что говорит об их стабильном доходе»,— уточняет он.

Говорят о высокой доле микрозаймов, оформляемых через смартфоны и планшеты, и в МФО «Домашние деньги». Там в 2016 году запустили проект по предоставлению онлайн-микрозаймов «до зарплаты» DDOnline. «В 50% случаев оформление происходит с мобильных устройств,— отмечает главный исполнительный директор „Домашних денег” Андрей Бахвалов.— Использование телефонов и планшетов — более удобный способ для клиента, и эта доля будет расти с увеличением доли смартфонов». В компании также сравнили своих онлайн и офлайн-заемщиков. «По нашей статистике, аудитория онлайн моложе — это мужчина до 35 лет, со средним доходом 50 тыс. рублей, тогда как офлайн — это женщина, 39 лет, со средним образованием, сфера занятости — услуги (33,22%), средний доход — 30 тыс. рублей»,— поясняет Андрей Бахвалов.

Мобильные приложения МФО удобны тем, что запоминает данные о клиентах

В онлайн-МФО Platiza.ru доля займов с мобильных устройств выросла на 17,4% и составила в декабре 2016 года 48,6% (в начале года — 31%). «Клиенты, которые пользуются услугами онлайн-МФО, много времени проводят в интернете, поэтому им удобно оформлять займы напрямую с телефонов и планшетов»,— объясняет директор по взаимодействию с акционерами и инвесторами МФО Platiza Александр Уваров.

Еще одна причина роста доли мобильных займов — возможность оформлять их через приложения компаний. По данным МФО MoneyMan, в 2016 году каждый десятый микрозаем оформлялся через мобильное приложение. При этом в MoneyMan ожидают, что в этом году количество займов, выданных с его помощью, вырастет в несколько раз. «Мобильные приложения МФО удобны тем, что запоминает данные о клиентах (паспортные, данные карт и т. д.), то есть заемщикам нужно вводить их всего лишь один раз, при заполнении первой заявки на микрозаем»,— поясняет Александр Уваров. Дальше человек просто выбирает сумму и срок, на который он хочет оформить следующий заем. «Еще в приложения компании встраивают разные интересные фишки, например, у нас в ближайшее время появится специальный мобильный помощник — персональный финансовый менеджер, которого нет в веб-версии сайта»,— отмечает Александр Уваров. Кроме того, так как данные о клиенте уже есть в приложении, решение по его займу может быть принято быстрее, отмечает Борис Батин.

Заемщики могут ошибиться с приложением и скачать программу, сделанную мошенниками

Основная аудитория мобильных приложений МФО — молодежь. «Такому варианту получения займа чаще все отдают предпочтение люди в возрасте от 18 до 25 лет, но по итогам прошлого года мы наблюдаем также активный рост у клиентов возрасте от 25 до 40 лет»,— поясняет Борис Батин.

Впрочем, использование мобильных приложений для получения микрозаймов несет в себе и определенные риски. В первую очередь заемщики могут ошибиться с приложением и скачать программу, сделанную мошенниками. «Такие компании маскируются под добросовестных игроков, но на самом деле будут собирать персональные данные клиентов, которые потом передадут в третьи руки. Необходимо обязательно проверять, кто является разработчиком, и изучать информацию на официальных сайтах сервисов: там должны быть ссылки на все их приложения»»,— поясняет Александр Уваров. «Следует устанавливать только официальные приложения компаний и из проверенного источника (магазина Google Play, например), перед установкой читать отзывы других людей, обращать внимание, к чему оно запрашивает доступ, а также хранить пароль от него в труднодоступном для третьих лиц месте»,— советует гендиректор «Робота Займера» Сергей Седов.

Кроме того, клиентам, оформляющим заем с помощью мобильного устройства, нужно быть предельно внимательными. «Важные нюансы, по которым можно распознать „нелегалов” (название компании, подробные условия займов и прочее), при использовании мобильного устройства сложнее заметить, чем на ПК, из-за небольшого экрана»,— объясняет Сергей Седов.