В преддверии новогодних праздников сервис онлайн-кредитования MoneyMan провел среди своих клиентов опрос. Респондентам задавали два вопроса: сколько денег они планируют потратить на отдых и куда планируют поехать в новогодние праздники?

Рост числа клиентов, решивших провести свой отпуск в других странах, связан со стабилизацией экономической ситуации

По результатам опроса выяснилось, что в целом путешествовать (по России и заграницей) в новогодние праздники собираются около 60% опрошенных. 25% клиентов компании собираются проводить праздники за границей, при том что еще летом таких клиентов было всего 9%, отмечают в компании MoneyMan. По словам гендиректора MoneyMan Бориса Батина, рост числа клиентов, решивших провести свой отпуск в других странах, в первую очередь связан со стабилизацией экономической ситуации в стране. «Не последнюю роль в этом играет стабилизация курса рубля относительно крупнейших иностранных валют»,— отмечает Борис Батин.

Наиболее популярные направления отдыха у клиентов МФО — Турция и Таиланд (там будут отдыхать 6,4% и 5,2% респондентов соответственно). На третьем месте с небольшим отставанием оказалась Куба — туда отправятся 5,1% респондентов. Гораздо меньшей популярностью пользуются страны Европы (там отдохнут 3,8% клиентов) и Индия (2,3% клиентов). Еще часть клиентов планируют провести свой зимний отпуск на курортах Израиля и Прибалтики. По словам Бориса Батина, «нормализация отношений между Москвой и Стамбулом сделала возможным запуск чартерного авиасообщения между странами, а снижение цен на путевки в Турцию сделало данное направление для новогоднего отдыха самым популярным и бюджетным. Ожидается, что в начале 2017 года будет отменен и запрет на путешествия в Египет, что повлияет на рост туристического потока за границу».

Отмечают рост числа клиентов, которые планируют отправиться отдыхать за границу, и в других МФО

Подавляющее количество клиентов МФО (84,9%) собираются потратить на новогодние путешествия меньше 50 тыс. руб. В этой категории наиболее значительная часть заемщиков (23,5%) собирается тратить на путешествия не более 30 тыс. руб. Более 50 тыс. руб. готовы потратить на путешествия лишь 15,1% клиентов МФО. При этом в основном клиенты тратят на поездки собственные деньги. По данным MoneyMan, микрозаймы на путешествия готовы брать лишь 2,8% онлайн-заемщиков, у традиционных офлайн-МФО этот показатель еще ниже — 0,7%. «На подготовку к праздникам клиенты МФО в основном тратят собственные средства — в конце года традиционно выплачиваются премии, бонусы и прочее, что позволяет свободнее расходовать деньги»,— соглашается отмечает гендиректор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов.

Отмечают рост числа клиентов, которые планируют отправиться отдыхать за границу, и в других МФО. «В целом стабилизация курса рубля и замедление инфляционной динамики позволили россиянам заранее планировать свои расходы и чаще рассматривать отдых за границей. Но данная цифра, по нашим данным, составляет в текущем году не более 10–12% клиентов из тех, кто может позволить себе выехать из страны на праздники»,— отмечает Сергей Седов. «Аудитория многих онлайн-МФО, выдающих займы „до зарплаты” (суммой до 30 тыс. руб. и сроком до 1 месяца), по уровню дохода близка к клиентам банков, поэтому такие клиенты действительно могут позволить себе поездки за границу. Однако доля таких клиентов невелика»,— отмечает собеседник портала Bankir.Ru в крупной МФО. Основная масса клиентов МФО все же пока не обладает достаточным уровнем доходов, чтобы позволять себе поездки за границу, и новогодние праздники проведет в России, указывают эксперты.

Наиболее распространенной целью являются займы на продукты питания и товары повседневного спроса

При этом в преддверии новогодних праздников клиенты МФО будут активнее занимать деньги у компаний, указывают участники рынка. «Сумма займа в праздники традиционно растет — клиенты планируют делать подарки, закупать продукты к столу, праздновать Новый год в кругу семьи и с друзьями. Например, оценивая данные прошлого года, в декабре наблюдается тренд на увеличение средней суммы с середины месяца: примерно на 500 руб. с 12-х чисел и на 1000 руб. с 25-го»,— отмечает гендиректор ГК «Быстроденьги» Юрий Провкин. В компании не проводили отдельного исследования по целям займов в преддверии новогодних праздников, однако там собирают данные об основных целях получения займов в принципе, и, по данным ГК «Быстроденьги», наиболее распространенной целью являются займы на продукты питания и товары повседневного спроса (36%).

Следующая распространенная цель — оплата долгов, указывают в компании «Быстроденьги». В компании «Робот Займер» указывают, что в новогодние праздники клиенты планируют потратить порядка 15–17 тыс. руб.: в эту сумму заемщики планируют включить расходы на подарки, украшение дома и покупку продуктов и напитков. Большая часть «новогодних денег» будет потрачена в супермаркетах.

В целом в ГК «Быстроденьги» прогнозируют по итогам декабря 2016 года увеличение средней суммы займа на 10% относительно декабря 2015 года. «Особенно во второй половине месяца, когда большинство начнет покупку подарков к Новому году»,— уточняет Юрий Провкин. «Как правило, клиенты берут максимально доступные им суммы, независимо от времени года,— указывает Сергей Седов.— В то же время нужно сказать, что количество заемщиков МФО растет, мы ожидаем в праздничные дни увеличения количества обращений на 150–200% к показателю декабря 2015 года».

Из-за большого количества праздничных дней январская зарплата у многих меньше обычной

Участники рынка прогнозируют несколько пиков обращений за займами. «Мы ожидаем два пика обращений за займами: середина декабря, когда за займами будут обращаться, если недостаточно денег на подарок или подготовку к празднику, и 6–7 января, когда собственные средства у большинства клиентов МФО заканчиваются. Также можно отметить повышенный интерес к микрозаймам в конце января—начале февраля, поскольку из-за большого количества праздничных дней январская зарплата у многих меньше обычной»,— отмечает Сергей Седов.