check.jpg

Corezoid, PrivatBank, Visa

На хакатон мы попали случайно. В один из дней наша сотрудница Ольга Худик проходила мимо рабочей группы, которая обсуждала Share.CreditCard и думала, где и когда лучше запустить эту услугу. В этот же день Ольга нашла в сети информацию о хакатоне Money 20\20, Visa Challenge и поделилась с коллегами.

О Хакатоне Money 20\20

Money 20\20 — одна из крупнейших в мире конференций, посвященная деньгам. 30 000 участников, билеты под $3000, цена на небольшой стенд в $100 000 — все масштабно. Перед началом конференции организаторы проводят хакатон, где предлагают участникам за 24 часа закодить прототип «финансовой технологии будущего». В этом году у хакатона было девять спонсоров, и общий призовой фонд составил $125 000, не считая отдельных призов от самих партнеров. Партнеры хакатона — Visa, MasterCard, Ingenico, First Data, World Pay, Financial Synchrony, Vantiv, Modo, Feedzai.

Билет на хакатон стоил всего $10, организаторы постарались сделать мероприятие как можно более доступным для кодеров.

Правила хакатона
Скорость разработки на Corezoid зашкаливает

За 24 часа нужно написать Fresh code и создать работающее демо продукта. Можно пользоваться заготовками дизайна фронт-енда, любыми open source-инструментами и языками программирования. Мы, естественно, использовали Corezoid Process Engine. Скорость разработки на Corezoid зашкаливает. Для побед в хакатонах — как раз то что нужно. Пока остальные команды пыхтели с Java, Python и т. д., мы вместо хардкодинга собирали процессы в облаке на Corezoid.

 

Cva1UJhUsAEo8py.jpg

Corezoid за работой

В процессе кодинга команды получали техническую помощь от партнеров. Мы играли за Visa и использовали их Visa Token Service. Другие команды экспериментировали с API для антифрода от Feedzai, процессинговыми API First Data, Financial Synchrony, вендинговым автоматом MasterCard. Команды Vantiv смотрелись совсем эпатажно, пытаясь показать, каким будет user experience, если надеть шлем Microsoft Hololens и делать чек-аут в augmented reality, общаясь при этом с роботом (если честно, я так и не понял этот use-case, но их питч выглядел футуристично).

 

IMG_1620.JPG

Робот не пережил очередного апдейта

Через 24 часа кодинга команды принимают решения, к кому из спонсоров они идут показывать свое демо. Затем каждый спонсор выбирает по две команды, которые пойдут представлять его на большой сцене (то есть в финал выходят 18 команд). Всего на хакатоне было 600 участников и 106 команд.

Знакомство
Ребята из AngelHack специализируются на хакатонах, знают, как настроить нормальный Wi-Fi на 600 человек, где взять харизматичного ведущего и как не наступать на грабли

Задолго до хакатона вокруг мероприятия начали происходить активности: свой Slack-канал, отдельные Slack и Twitter-каналы для общения со спонсорами. Например, Visa постоянно давала полезную информацию в своем Twitter-канале Visa Developers.

За 10 дней до хакатона организаторы провели отдельный двухчасовый вебинар, где объяснили, чего ожидают от участников + основные правила, затем разослали презентацию на 72 слайда.

Интересно, что организацию хакатона Money 20\20 отдали на аутсорс компании AngelHack. Ребята из AngelHack специализируются на хакатонах, знают, как настроить нормальный Wi-Fi на 600 человек, где взять харизматичного ведущего и как не наступать на грабли.

21 октября — открытие хакатона. Из всех участников мы пришли первыми. В 16.00 были на месте. Проверили Wi-Fi и общую обстановку. Visa только начала собирать свой стенд. Мы познакомились с командой Visa, позадавали оргвопросы одному из организаторов хакатона Робу. Знакомство с Робом нам очень пригодилось в конце. После хакатона Роб подошел и спросил, нужны ли нам билеты на Money 20\20. Мы с коллегой по команде Машей Гуриной с радостью взяли два билета общей стоимостью 6000 у. е.

Вывод №1: теплый контакт и простые фразы: «Привет! Меня зовут Сергей, а это Мария. Мы из команды Share.CreditCard. А кто ты? Чем занимаешься?» — помогают завести полезные знакомства и начать выстраивать долгосрочные отношения.

 

Cva9YqZVMAAJsZU.jpg

Ведущий хакатона Brian Collins рассказывает о правилах public speaking

Вечером в день открытия организаторы закатили огромную вечеринку в одном из лучших тусовочных мест Лас-Вегаса Lavo Restaurant, но наша команда туда благоразумно не пошла, отправились репетировать питч в тихое место.

22 октября. Начало хакатона

В 9.00 все команды собрались в одном из огромных залов в гостинице Venetian. Представители спонсоров вышли на сцену и коротко рассказали, чем живет их компания и чего они ожидают от участников. От Visa на сцене выступили Joseph Pham и Ilkay Can, живо и драйвово. Visa прислала огромный десант «поддержки» — около 20 человек.

Тот факт, что мы — команда из-за океана еще не раз нам позже помогал в общении

Visa дала больше свободы для творчества. Разработчиков поощрили создавать продукты в сфере e-commerce, Internet of things, blockchain, biometrics, virtual and augmented reality. MasterCard откровенно сузила возможности (точнее превратила их в ТЗ): постройте мобильную игру, которая взаимодействует с вендинговой машиной и выдает из автомата вещи, связанные с игрой; постройте приложение, которое позволяет людям собираться в группы для финансирования покупок; постройте систему проката автомобилей, которая умеет выдавать ключи с помощью вендинговой машины и т. д.

IMG_1623.JPG

IMG_1625.JPG


Затем дали право выйти на сцену обычным людям, чтобы представить себя, и командам, которым не хватает людей.

Ведущий хакатона Брайан спросил: «Откуда у нас сегодня есть команды?» Послышались выкрики с разными городами США. Затем кто-то назвал Монреаль, Торонто. Я выкрикнул: «Украина!» И весь зал удивленно на нас оглянулся. Первенство по дальности перелета осталось за нами, и нас с самого начала хакатона хорошо запомнили. Тот факт, что мы — команда из-за океана еще не раз нам позже помогал в общении.

 

IMG_1634.JPG

Мария Гурина репетирует питч Share.CreditCard вместе c Ilkay Can, Senior Director at Visa

В 11.00 под музыку It's the Final Countdown начался обратный отсчет, и команды начали кодить. В 16.00 Visa собрала людей в отдельной комнате, куда пришли около 100 человек. Рассказывала о своих API, отвечала на вопросы участников хакатона. Затем мы снова вернулись в главный конференц-зал.

Идея Share.CreditCard

Идея Share.CreditCard появилась у Александра Витязя, основателя Corezoid, руководитель центра электронного бизнеса Приватбанка, когда его дочь в очередной раз забыла пин-код от карты.

К этому времени для шаринга карт сложились бизнесовые и технологические предпосылки. В ноябре 2015 года в Приватбанке был запущен сервис оцифровки и шаринга дисконтных карт. Мы заметили, что люди охотно делятся доступом к ним: достаточно отсканировать карту, возле нее автоматически появляется кнопка «Поделиться». Пользователи расшарили более 30% карт.

Цифровая дисконтная карта с функцией шаринга

Если пользователи шарят дисконтные карты, почему бы не дать им возможность делиться доступом к платежным картам? К этому времени вызрели и технологические возможности: начиная с 2011 года Visa начала активно открывать API, а в марте 2016 года у Visa заработал сервис VTS (Visa Token Service). Так сложились все необходимые компоненты для материализации идеи Share.CreditCard, которую команда Corezoid-Приватбанк воплотила на хакатоне.

Все существующие платежные системы от почты до биткоина устроены по принципу перемещения денег из точки А в точку Б. Море проблем: долго, дорого, неудобно. За 24 часа мы создали приложение Share.CreditCard, которое позволяет вместо перемещения денег делиться доступом к своим картам. Мы воспользовались Visa Token Service, чтобы токенизировать карту и дать возможность платить любым Android-смартфоном в мире.

 

Стартовый экран Share.CreditCard
Поддежка Visa

В ходе хакатона мы постоянно использовали на все 100% людей из Visa. Они помогали нам отточить питч. Ближе к вечеру организаторы провели отличный мастер-класс на тему «Как нужно питчить». Ведущий Брайан озвучил простые правила public speaking: 1) опишите проблему, 2) покажите демо, 3) сделайте выводы. Будьте страстными. Не используйте слова-паразиты и «а-а-а», «м-м-м», пользуйтесь паузами, меняйте интонацию и т. д.

Дальше мы сделали простое упражнение: нужно было минуту говорить на отвлеченную тему (что я делал на прошлой неделе), ни разу при этом не скатившись в «а-а-а», «м-м-м», партнер должен контролировать.

Уставшие хакеры

Хороший прием для репетиции питча — тренироваться на случайных незнакомых людях. Мы с Марией Гуриной не сразу до этого додумались и репетировали вдвоем. В результате когда я слышал питч в сотый раз, мне он уже, конечно, нравился и казался суперпонятным. На деле же позже мы выяснили, что люди понимают в лучшем случае 10% из того, что вы говорите. Ты показываешь им революцию в платежах и ожидаешь увидеть реакцию: «Вау! Ну ничего себе!» А человек лишь непонимающе кивает головой. Это сильно фрустрирует. Нужно репетировать так, чтобы семилетний ребенок понял и сказал: «Вау!»

Организаторы хакатона хорошо организовали питание, не нужно было никуда бегать, были горячие завтраки, обеды, ужины, все время доступны чай, кофе, вода, кола и т. д. Мы позже шутили, что так можно покупать билеты по $10 на хакатон, отлично два дня питаться, спать в спальниках в холле, обзавестись спонсорскими футболками и худи и отлично себя чувствовать, даже не принимая участия в хакатоне.

К 22.00 первого дня (спасибо Corezoid) был готовый работающий билд приложения, но команда переживала, чтобы все правильно сработало, и осталась на ночь тестировать. Между собой народ договорился по очереди пойти поспать по три-четыре часа, так чтобы в 8.00 утра мы все собрались.

Утром команда выглядела на удивление бодро и свежо. На самом деле, они давно уже не спали (ночь в аэропорту в Киеве, потом перелет, задержка рейса в Денвере), но все держались отлично.

Команда Corezoid после 24 часов кодинга. Полет нормальный

Вдруг в 9.00 утра за два часа до окончания хакатона у нас начинают лезть ошибки. Токенизация карт не срабатывает, терминал пишет «Відхилено». Команда пытается срочно разобраться в причинах. Причина оказывается на стороне Visa. Коллеги в Visa просили никого ничего не трогать на время хакатона, но, видимо, внутри Visa кто-то не услышал, и часть ИТ Visa ушла на maintenance (переучет) — воскресенье ведь. Ошибки начали происходить и у других стартапов. К чести Visa, они быстро разобрались, и все API быстро починили. Мой коллега в шутку предложил системного администратора Visa, который решил устроить maintenance во время хакатона, отправить на стажировку в Украину.

К окончанию хакатона в 11.00 у нас все отлично работало. Оставалось главное — отполировать питч. Мария тренировалась на всех подряд, мы подходили к стендам других спонсоров, питчили там. К Марии пришла видеокоманда Money 20\20, тренировались на них.

В какой-то момент к нам подошел Stephen M. Kehoe, Visa Senior VP, Head of Global Financial Inclusion. Стивен отвечает за unbanked people — бедные страны, у которых многие люди не имеют доступа к банковским услугам. Стивену понравилась идея Share.CreditCard. Он задал интересный вопрос: «Думали ли в сторону того, чтобы разрешить мерчантам делать кеш-аут-операцию? В бедных странах, я думаю, такой сервис пользовался бы спросом. Люди бы получали токен и шли бы получать наличные в терминал».

Воздух вибрировал, жизнь кипела

Команда рядом с нами делала сервис, который призван упростить оплату инвойсов малому и среднему бизнесу. Вокруг ходили люди в Microsoft Hololens, размахивая руками. Стояли девайсы Amazon Echo, ездил какой-то робот. Воздух вибрировал, жизнь кипела.

В 12.00 наступило время питчей. Команды могли идти питчить кого угодно — любого из девяти спонсоров хакатона. Но больше всего команд пошли показывать свое демо Visa. У Visa и призы были солиднее, и поддержка качественнее. Позже Visa объявила официальные цифры: 35% команд хакатона использовали API Visa. Питчить Visa пришли 22 команды, включая Share.CrediCard.

Одним из людей, которые активно помогали готовить питч, был Cyril Attia — представитель агентства BeMyApp, которое Visa привлекает на подобные мероприятия. Он хороший тренер по питчам. Кирилл послушал Марию и сказал: «У вас Rocket idea, но я не осознал, что вы сделали не денежный перевод, а списали деньги с карты отправителя в момент оплаты. Вам нужно еще лучше подчеркнуть в самом начале, что происходит. Можете даже сказать: вот у меня есть карта, а у этого человека нет карты. И дальше скажите: Do You understand the REVOLUTION?»

 

IMG_1642.JPG

Мария Гурина и Cyrill Attia, репетируем питч

У Марии замечательно получилась эта фраза, которая в итоге вошла в финальный проморолик Visa (48 сек).

Мы пошли питчить первыми. Делать демо было неудобно: играла громкая музыка, судьи от Visa сели полукругом, сначала ребятам не досталось даже стульев. Экран смартфона было не очень хорошо видно издалека. Мария уделила много внимания деталям работы приложения и не уложилась во время (две минуты на питч). Мы остались недовольны нашим питчем.

Изменить уже ничего не могли, поэтому решили прогуляться подышать воздухом, а затем пошли в главный зал, куда начали подтягиваться другие участники хакатона и первые посетители конференции Money 20\20.

Дальше команды объявляли тремя партиями по шесть штук. Команды поднимались на сцену и по очереди показывали свое демо.

 

IMG_1669.JPG

Главная сцена Money 20\20

Вот некоторые идеи-финалисты:

1. Frog. Парень играет на скрипке. Система распознает качество игры. Если сыграл хорошо — получает деньги. Идея: родители поощряют детей учиться игре на скрипке.

2. Traction. Музыканты делятся доходами с первыми фанами. Чем больше слушаешь музыку, тем больше твой доход (если артист набирает популярность). Music taste as investment portfolio.

3. Holo Ventiv. Человек со шлемом Microsoft Hololens (Augmented Reality). На сцене робот. Делает Цигун-упражнения. Ты платишь роботу за то, что он тебя учит. Очень странно.

Во второй шестерке нас также не оказалось. Мы сидим в зале, слушаем питчи, и тут Брайан называет последнюю шестерку, и в ней — Share.CreditCard. Так мы узнали, что выиграли Visa Challenge и $25 000.

Мы пошли за сцену готовиться, Мария Гурина обрела второе дыхание и продолжала активно репетировать. В итоге все получилось замечательно. Питч Марии был в 10 раз лучше того, что получилось в первом раунде. Мария звучала искренне, естественно и собрала больше всех оваций и аплодисментов.

 

Мария Гурина ведет презентацию Share.CreditCard на главной сцене

 

Видео питча Марии.

Дальше в 17.40 началась конференция Money 20\20, и в 18.30 — награждение победителей. Из 18 команд, которые были на сцене, призовые места получили 10 команд. Пять команд забрали первое место и по $20 000 призовых. Еще пять команд, включая Share.CreditCard, получили второе место и по $5000 призовых. Еще восемь команд не получили ничего (только третье место и призы от своих спонсоров).

Победитель хакатона — Clever (кроме денежного приза $20 000 эта команда получает еще право разместить свой стенд на выставке Money 20\20). Суть идеи: Amazon Alexa проговаривает голосом продавцу полезные советы-информацию (у вас вчера продажи подскочили на 10%, потому что была заказана крупная партия покупателем из Нью-Йорка, а еще обратите внимание — там распродажа расходных материалов началась, которые вы обычно покупаете).

Для Corezoid денежные призы это приятно (в сумме $30 000 деньгами и $42 000 призами, итого $72 000), но главное — готовность Visa продвигать Share.CreditCard в своих цифровых каналах. Первый блог-пост у Visa уже появился.

IMG_1684.JPG
Corezoid с призом на сцене

Позже, когда мы встречались с командой Visa в Foster City, везде в офисе на экранах Visa крутились фотографии команды, сотрудники Visa узнавали Марию Гурину в лицо, это было очень приятно.

Видео на экране в офисе Visa в Foster City

К хакатону нужно серьезно готовиться, особенно если используешь в продукте 15 API. Закидать шапками не получится.

Особое внимание следует уделить репетиции питча. Питч — это минимум 50% успеха, а то и больше. На хакатоне, кроме работающего демо, важны эмоции, шоу, сторителлинг. Количество потраченных усилий на бек-енд мало кто может оценить. Впрочем, бек-енд на Corezoid у нас получился очень мощный. Действительно готов не только для демо, но и для выпуска в живой продакшн.

Спасибо, что прочитали мой текст :) Добавляйтесь к нам в соцсетях. Пользуйтесь Corezoid и побеждайте в хакатонах, удачи!

Сергей Даниленко, Corezoid COO, Днепр — Лас-Вегас — Днепр