Каждый день возникают тысячи вакансий, о которых не узнает широкая публика. Тенденция — искать сотрудников в ближнем круге. Несколько причин этому явлению:

  • Отсутствие доверия к людям «со стороны».
  • Желание сэкономить время на поиски сотрудника.
  • Конфиденциальность вопроса.
  • Отсутствие ресурсов на полномасштабные поиски.
  • Узкий рынок специалистов с требуемой квалификацией.

Заинтересованных в новой работе можно условно поделить на две категории: тех, кто встает в очередь за вакансиями и не использует свой социальный капитал или использует его недостаточно, и тех, кто ищет возможности в своей телефонной книжке. Вторые достигают успеха чаще и у них можно и нужно учиться. Несколько уроков из практики.

1. Поддерживайте отношения с бывшими коллегами.

Банальный тезис? Не совсем. Более чем у 80% наемных работников профессиональные и личные связи ограничены контактами с текущих и прошлых мест. Они формируются сами собой и без должной подпитки затухают или умирают вовсе. А это актив. Проблема сделать его работающим. Большинство, выходя на рынок труда, или в мыслях об этом, очень небрежно относятся к своим связям. Одни сознательно их не трогают.

Совет: при общении не нужно требовать помощи, перекладывать ответственность за собственные решения и ставить собеседника в неловкое положение

Ну представьте, говорят они мне, сколько лет прошло, не звонил и не общался, а тут объявился. Забавно, но чаще таким звонкам рады. Другие рассылают информацию о том, что ищут работу, этим и ограничиваются. Третьи навязчиво и не всегда корректно просят о помощи. В результате им перестают отвечать и избегают с ними общения.

Восстановить контакт со знакомым легче и быстрее, чем выстроить отношения с незнакомым. Совет: при общении не нужно требовать помощи, ожидать слишком многого, перекладывать ответственность за собственные решения и ставить собеседника в неловкое положение. Тем, кто обращается ко мне за консультациями, даю простое упражнение — сделать таблицу контактов. Результат чаще не радует количеством. Важно не количество, а качество. Десять знакомых, готовых предложить помощь, рекомендовать вас своим коллегам, дать совет или предложить вакансию лучше тысячи визиток, собранных на конференциях.

Одна моя знакомая после двухлетней паузы в карьере не могла найти новое место. Солидное резюме, интернет-ресурсы, попытка предложить свои навыки не в банковской отрасли не давали результата. Реанимация контактов, не сразу, но принесла плоды: сначала стали приглашать на собеседования, позже один человек из списка пригласил на работу в другую и интересную сферу. Для него были важны ее деловые качества, а она вовремя напомнила о себе.

2. Рассказывайте не о себе, а о своей экспертизе.

Работникам, живущим «в раковине», рекомендую чаще заявлять миру о своем опыте и профессионализме

В науке описан феномен: высококвалифицированные профессионалы склонны занижать свои способности, страдают недостатком уверенности, считают других более компетентными. Жизнь по принципу «знающий не говорит, говорящий не знает» обедняет профессиональную жизнь и лишает карьерных возможностей. Работникам, живущим «в раковине», рекомендую чаще заявлять миру о своем опыте и профессионализме. Это можно делать разными способами. Отделение в своей системе убеждений понятий «продажа себя», «самореклама», «самовосхваление» от понятий «презентация своего профессионализма» и «рассказ о своей экспертизе» даст топливо для достижения новых высот и получения заманчивых предложений. В вопросе продажи себя как эксперта большим подспорьем будут связи и личные контакты.

Мне нравятся примеры нескольких знакомых банкиров, которые, оставшись без работы, предложили рынку свои экспертные услуги. Через знакомых и часто за символические деньги. Это помогало им просачиваться в банки не через отдел персонала в качестве соискателя, а напрямую к потенциальному руководителю или владельцу в роли эксперта-консультанта.

3. Выстраивайте отношения с «охотниками за головами».

Общение должно быть: взаимовыгодным, позитивным, ненавязчивым, личным (по возможности), уважительным

Рынок труда подобен айсбергу. Видна лишь его макушка. Все самое интересное скрыто. Профессиональные участники рынка труда подобны информационным губкам, которые впитывают живые вакансии, рыночные слухи, сплетни и прочие полезные знания. Три-четыре контакта в этой сфере могут принести неоценимую пользу. Основные принципы в выстраивании отношений с хедхантерами сводятся к пяти пунктам. Общение должно быть: взаимовыгодным, позитивным, ненавязчивым, личным (по возможности), уважительным.

Отсутствие в записной книжке имен из кадровой индустрии и звонков с предложениями — сигнал, который лучше не оставлять без внимания.

4. Отсутствие связей — не приговор.

Примерно год назад ко мне обратился руководитель среднего банка с вопросом: что дальше?

Первым пунктом программы было расширение связей в профессиональном сообществе

Ситуация обычная: из банка в банк перемещался с одной командой, достиг потолка в карьере, отсутствие профессиональных связей вне своего круга, непонимание плюсов и минусов других банков и какие шаги необходимо совершить для перехода на новую карьерную ступень.

Все, что произошло дальше, больше напоминает спецоперацию. Первым пунктом программы было расширение связей в профессиональном сообществе. Для этого прекрасно подошли деловые завтраки, обеды и ужины, участие в профильных мероприятиях, поиски возможностей пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. За шесть-семь месяцев ему, благодаря этим нехитрым инструментам, удалось познакомиться с сотнями новых людей, заявить и рассказать о себе, полетели предложения от деловых изданий вести колонку по банковской тематике.

Вторым шагом стало изучение возможностей рынка и основных игроков. С появлением новых контактов был получен доступ к непубличной информации. Стало очевидным, куда двигаться.

Финальным пункт — выход на новую должность по рекомендации.

 

В недавнем интервью известному деловому изданию председатель правления крупного банка высказал интересную мысль: «Хочешь быть первым — в очередь не вставай». Правильная социальная активность поможет избежать очередей.