Реформа КД внесла существенные перемены в жизнь регистраторов и депозитариев. По новым условиям обслуживания клиентов они вынуждены адаптировать собственные процессы к технологиям центрального депозитария. Центральный депозитарий теперь выполняет функции основного связующего звена в цепочке «эмитент— владелец» и органа, который получил право определять технологии проведения КД и устанавливать форматы электронного взаимодействия между участниками процесса.

Первые итоги реформы показали положительную тенденцию в распространении новых технологий

Благодаря тесному взаимодействию профессиональных участников рынка — эмитентов, депозитариев, поставщиков ИТ-решений, первые итоги реформы показали положительную тенденцию в распространении новых технологий: весь цикл корпоративных действий идет в установленные сроки и без технических сбоев.

О ходе реформы и готовности участников рынка к происходящим изменениям мы говорим с Виктором Нерезом, который руководит производством финансовых продуктов для депозитариев в одной из крупнейших ИТ-компаний нашей страны — компании «Диасофт».

Виктор, в чем, по-вашему, основная цель реформы корпоративных действий?

— Реформа назревала давно. Знаковым этапом стало появление на российском фондовом рынке центрального депозитария. Его роль как основного участника системы учета прав на ценные бумаги и лидера в совершенствовании технологий безусловна и подтверждена законодательно. Именно НРД инициировал эту реформу. Цель изменений очевидна: улучшение инвестиционного климата России, повышение привлекательности российского фондового рынка за счет перевода его на новые технологические рельсы. Основной акцент сделан на повышении эффективности каждого из профессиональных участников рынка в результате снижения издержек и сокращения доли неавтоматизированных процессов в их повседневной деятельности.

Решение поставленных задач позволит внедрить на российском рынке унифицированный, соответствующий международным стандартам подход к проведению корпоративных действий

Первое может быть достигнуто за счет повышения достоверности данных о корпоративных событиях на рынке. Такие задачи поставлены перед ЦКИ — центром корпоративной информации. ЦКИ создан на базе НРД и предназначен для консолидации достоверной корпоративной информации от эмитентов с целью дальнейшего оперативного доведения ее до владельцев ценных бумаг. Второе условие обеспечивается повсеместным внедрением в технологические процессы электронного документооборота, стандартизацией форматов взаимодействия и адаптацией транспортных механизмов обмена сообщениями к новым форматам.

Решение поставленных задач позволит внедрить на российском рынке унифицированный, соответствующий международным стандартам подход к проведению корпоративных действий: владельцы получат простой и надежный инструмент для осуществления прав по ценным бумагам, а профучастники — автоматизацию и эффективные технологии учета операций с ценными бумагами.

Уже много писали о том, как реформа корпоративных действий повлияла на работу депозитариев, но не менее интересно, как она отразится на обычных клиентах? Что изменится для них?

— Летом этого года для владельцев ценных бумаг российских эмитентов началась новая жизнь. Началась она с предложения учетных систем (регистраторов и номинальных держателей) перезаключить текущие договоры на обслуживание счетов. Этого потребовали изменения законодательства по фондовому рынку и новые правила корпоративных действий с ценными бумагами. В результате клиентам открывается доступ к информации о корпоративных событиях, порядке осуществления прав по ценным бумагам и расширении возможностей применения новых технологий в проведении собраний акционеров.

По некоторым данным, ежегодные издержки участников рынка, связанные с почтовой рассылкой, оцениваются в сумму свыше одного миллиарда рублей

С одной стороны, по новому договору на владельца возлагаются дополнительные обязанности — например, подавать инструкции по участию в ряде корпоративных действий только через организацию, которая обслуживает его счета. Это, естественно, вызвало некое замешательство и целый ряд вопросов — мало кто обрадуется новым «ты должен». С другой стороны, новые правила дали клиентам ряд дополнительных преимуществ, например, оперативное, через интернет, получение информации о корпоративных действиях и право не раскрывать при составлении списка данные владельца, если учет его ценных бумаг осуществляется на счетах депо у номинального держателя.

Клиенты становятся теперь вровень с технологическим прогрессом. Существенно сокращается, если не полностью исключается в отдельных процессах, бумажный документооборот. По некоторым данным, только ежегодные издержки участников рынка, связанные с почтовой рассылкой, оцениваются в сумму свыше одного миллиарда рублей. А отказ от необходимости нотариального заверения и апостилизации документов дает владельцу возможность реализовать права по ценным бумагам, не выходя из дома.

Новые технологии позволят акционеру при проведении корпоративных действий контактировать только с тем лицом, которое ведет учет прав на его ценные бумаги. Ранее владелец ценных бумаг взаимодействовал с эмитентом, лицом, осуществляющим выкуп ценных бумаг, напрямую, без привлечения инфраструктуры российского фондового рынка, что влекло за собой дополнительные издержки и риски для инвесторов.

Но, пожалуй, самым главным плюсом для клиентов стали технологии электронного голосования (e-proxy voting — голосование через подачу инструкций своему депозитарию и e-voting — голосование посредством прямой подачи голосов организатору собрания). Участие в управлении обществом путем голосования на собрании акционеров становится теперь простым и удобным — электронный бюллетень заменил бумажный, а онлайн-участие в собрании избавило от непосредственного присутствия в месте его проведения.

В соответствии с новым законодательством информация, которую будет предоставлять ЦКИ, имеет приоритетный статус

Теперь владельцы ценных бумаг смогут участвовать в корпоративных действиях удаленно, а возможность обращения инвестора к своему депозитарию для реализации прав по ценным бумагам позволит взаимодействовать только с одним субъектом — своим депозитарием, который обеспечивает весь сервис, связанный с обслуживанием ценных бумаг. Таким образом, инвестор может реализовать все права по ценным бумагам вне зависимости от его местонахождения, выбрав для этого наиболее удобный ему способ.

Благодаря созданию на базе центрального депозитария центра корпоративной информации, единого источника верифицированной информации обо всех российских эмитентах, инвесторы на самых ранних этапах смогут получать достоверные сведения о событиях, связанных с ценными бумагами и правами по ним, что позволит принимать более взвешенные инвестиционные решения. В соответствии с новым законодательством информация, которую будет предоставлять ЦКИ, имеет приоритетный статус. Важно отметить, что особое внимание при введении электронного сервиса уделено вопросам стабильности систем и информационной безопасности внедряемых технологий.

Хорошо, но как это все будет выглядеть на практике?

Зарегистрированные в реестре номинальные держатели бумаг должны заблаговременно собрать от депонентов и передать регистратору сведения

— Инвестор, права на ценные бумаги которого учитываются в реестре владельцев, подает требование о выкупе акций обществом через регистратора, а депонент — своему депозитарию. В обоих случаях больше нет необходимости нотариально заверять такие документы. Требования по осуществлению прав по ценным бумагам можно подать в электронном виде (конечно, если такой сервис будет предоставлен учетной организацией).

В то же время выплата доходов по ценным бумагам (а также денежных средств за выкупаемые ценные бумаги) будет осуществляться путем их перечисления на банковские счета, реквизиты которых имеются у регистратора общества. Это означает, что зарегистрированные в реестре номинальные держатели бумаг должны заблаговременно собрать от депонентов и передать регистратору такие сведения.

Другими словами, реформа корпоративных действий полностью переводит учетную систему на каскадный метод — каждый участник работает только со своими «соседями» по иерархии обслуживания: эмитент — с регистратором, регистратор — с зарегистрированными лицами (владельцами и номинальными держателями), номинальные держатели — со своими депонентами, депоненты — только со своим депозитарием.

В такой парадигме процесс выглядит следующим образом: эмитент предоставляет информацию о корпоративном событии в ЦКИ, сведения о котором НРД доводит до своих депонентов путем отправки им уведомлений и указания информационного ресурса с материалами. Депозитарии в свою очередь информируют клиентов. Клиенты НРД (депозитарии — номинальные держатели) получают информацию через личный кабинет или в форме xml-сообщений СЭД НРД через согласованные с НРД каналы связи (SWIFT, файловые шлюзы или web-сервисы), а депозитарии доводят информацию до своих клиентов установленным в депозитарном договоре способом. Владелец знакомится с материалами по корпоративному действию (в том числе по собранию владельцев) на информационном ресурсе НРД или депозитария. Свое волеизъявление он доводит до депозитария, совершенно не беспокоясь о том, будет ли оно доставлено лицу, которое проводит корпоративное действие. БУДЕТ!

Процедура проведения корпоративных действий становится для акционеров более понятной и удобной, что в свою очередь повышает привлекательность российских активов

В этом основная идея реформы — достоверность и надежность циркулирования информации в обновленной реформой учетной системе прав по ценным бумагам. Будь то варианты голосования по повестке дня собрания или инструкции по участию в добровольных корпоративных действиях (выкуп, приоритетное право) — выбор владельца будет представлен инициатору КД в неизменном виде. По обратному каналу клиент получит подробную и оперативную информацию о статусах обработки своих инструкций у всех участников цепочки учета прав на ценные бумаги. По завершении КД владелец в обязательном порядке получит отчет с итоговыми результатами проведения корпоративного действия.

Повторюсь: клиент получает возможность реализовывать свои права по ценным бумагам, не выходя из дома. Почему? Потому что правила игры четко определены, а информационные каналы надежно защищены и достоверны.

Процедура проведения корпоративных действий становится для акционеров более понятной и удобной, что в свою очередь повышает привлекательность российских активов.

Сделают ли эти нововведения жизнь клиентов проще или, наоборот, в чем-то осложнят?

— На этот вопрос трудно найти однозначный ответ. Реформа предполагает повышение образовательного уровня клиентов.

Придется учить своих клиентов «жить по-новому», и не каждый клиент примет это с радостью

Удаленный доступ, личный кабинет, электронное голосование — все это рассчитано на компетентного пользователя. Клиент, владеющий этими инструментами, сможет быстро и просто реализовать свои права на ценные бумаги. Понятно, что не все клиенты сразу почувствуют выгоду от реформы,— некоторым придется получить необходимые технические навыки. Захотят ли они это делать? Поверят ли в необходимость изменения привычных и проверенных годами действий? Не затормозит ли это темпы реализации реформы? Профучастникам рынка понадобятся дополнительные ресурсы на образовательную деятельность: им придется учить своих клиентов «жить по-новому», и не каждый клиент примет это с радостью.

Насколько технологически вы готовы к изменениям в системе корпоративных действий?

Наша компания разработала решение, которое обеспечивает автоматическую поддержку корпоративных действий на основании электронных документов

— Для нас, разработчиков программного обеспечения для профессиональных участников рынка ценных бумаг, поддержка реформы вылилась в работу по актуализации наших продуктов. Учет всех видов корпоративных действий с ценными бумагами поддерживает модуль «Депозитарий» системы Diasoft FA# Treasury — уже давно и успешно. В связи с внедрением новых технологий и переходом на новые стандарты электронного документооборота мы дополнили этот модуль новой функциональностью. Наша компания разработала решение, которое обеспечивает автоматическую поддержку корпоративных действий на основании электронных документов — сообщений в формате ISO 20022. Решение поддерживает обмен информацией: уведомления о КД, инструкции владельцев по участию в КД, статусы обработки инструкций и отчеты с результатами исполнения КД.

Обмен xml-сообщениями идет как по каналам SWIFT, так и через файловый обмен (последнее — для обмена через ПО «Файловый шлюз» НРД).

В перспективе планируем реализовать прямой обмен сообщениями с применением web-сервисов НРД, а клиенты депозитария получат удаленный доступ для участия в корпоративных действиях («Личный кабинет депонента»).

Есть ли уже примеры успешного внедрения новых технологий по поддержке реформы КД?

Компания «Диасофт» уделяет большое внимание усовершенствованию обмена сообщениями с НРД

— Да, несмотря на столь короткое время с начала реформы, мы уже имеем положительный опыт практического функционирования наших решений. Еще до 1 июля 2016 года в рамках пилотных проектов наши клиенты опробовали разработки по обмену xml-сообщениями и бизнес-обработчики функциональных сообщений по КД. Решения позволили своевременно провести плановые тестовые сессии с НРД и обеспечить клиентов средствами автоматизации КД, которые проводятся по новым правилам: выкуп ценных бумаг и собрания владельцев. Продукт позволяет обрабатывать уведомления и отчеты о корпоративных действиях, формировать и отправлять в НРД инструкции по волеизъявлению владельцев — с отражением в системе статусов их обработки в НРД и регистраторе. Сегодня компания «Диасофт» уделяет большое внимание усовершенствованию обмена сообщениями с НРД, с учетом растущего потока обмена информацией между клиентами (пользователями ПО «Диасофт») и зарегистрированными у них владельцами ценных бумаг.

Как вы оцениваете ход реформы? На какие ее направления следует обратить особое внимание?

— Реформа состоялась, она идет, и ее не остановить,— это главный итог сегодняшнего дня. Применение на практике законодательных изменений, активность НРД в популяризации идей реформы, совершенствовании и внедрении ее технологий увеличивает количество активных участников этого, по сути, революционного процесса. Растет и число корпоративных действий, которые профучастники проводят по новым правилам. Наполняется информационное пространство вокруг корпоративных событий, причем не только за счет ЦКИ, но и за счет подключения к нему партнеров НРД. Чего только стоит совместный проект НРД и международной информационной группы «Интерфакс» по созданию RU DATA — эталонной базы данных по эмитентам и финансовым инструментам! Все больше и больше эмитентов предпочитают распространять информацию о своих корпоративных событиях через ЦКИ, четко следуя требованиям и форматам предоставления данных через центральный депозитарий.

Но в «победном шествии» к международной стандартизации наших корпоративных действий без проблем не обойтись. Итоги первых месяцев «жизни по-новому» выявили ряд вопросов, без решения которых окончательной победы не достичь. Как минимум, реформа должна «выучить» английский язык. Информирование международного сообщества о национальных корпоративных событиях должно осуществляться на понятном ему языке. То ли эмитентов надо обязать сразу предоставлять информацию на двух языках (русском и английском), то ли учетные институты должны обеспечить соответствующий сервис по переводу информации для владельцев…  Эту проблему пока никто не решил, и достоверность локального перевода материалов по КД пока никем официально не подтверждена. Решение крайне востребованно, так как счетов иностранных номинальных держателей бумаг, открытых у регистраторов и в депозитариях, немало.

Как быть человеку, который по новым правилам должен взаимодействовать с организацией, ведущей его счет депо, лицевой счет?

Есть еще одна проблема: полноценно реформа заработает при автоматизации работы всех участников системы — и инициаторов корпоративных действий, и регистраторов, и ЦД, и депозитариев, и, главное, — владельцев ценных бумаг. Самыми обделенными в этом перечне пока остаются именно они — владельцы. Хорошо, если это юридические лица, которые могут позволить себе воспользоваться распространенными транспортными системами ЭДО (например, SWIFT с его рабочими терминалами, выделенными каналами и специализированным ПО), посредством которых они смогут организовать обмен электронными сообщениями. Но как быть массовому владельцу, у которого такой возможности нет? Как быть человеку, который по новым правилам должен взаимодействовать с организацией, ведущей его счет депо, лицевой счет? Если ему не предоставить возможность электронного взаимодействия с учетной системой, то о внедрении в практику процессов в режиме STP (Straight Through Processing — сквозная обработка) и речи быть не может.

Организации обязаны позаботиться о внедрении сервисов в свои системы автоматизации

Депозитарии (регистраторы) будут, как и прежде, резервировать в своих бюджетах расходы на «ручную» обработку информации от владельцев и отправку им почтовой корреспонденции. Чтобы избавиться от рутинных действий, организации, обслуживающие счета клиентов, обязаны предоставить им сервисы для электронного взаимодействия. Будь то «личные кабинеты» депонентов или удаленные рабочие места локальных систем ЭДО (типа «Банк–клиент»). В любом случае организации обязаны позаботиться о внедрении этих сервисов в свои системы автоматизации. А это непросто, тем более что для большинства организаций это будет совсем новый элемент в их инфраструктуре. Но в конкурентной борьбе за привлечение клиентов они вынуждены внедрять соответствующие программные комплексы, и на то, чтобы начать жизнь по-новому, может потребоваться немалое время.