• Изменение роли ЦБ
У нас есть отделения, которые находятся от ближайшего РКЦ на расстоянии 400–500 км

Центральный банк оптимизирует свою сеть расчетно-кассовых центров, фактически она была сокращена на 50%. Функции доставки наличных денег передаются коммерческим банкам. Это привело к тому, что в некоторых регионах, особенно на востоке страны, «плечо» подвоза наличности в кредитные организации увеличилось в несколько раз. «У нас есть отделения, которые находятся от ближайшего РКЦ на расстоянии 400–500 км. Соответственно, увеличивается время и стоимость доставки»,— указал Валерий Чулков.

  • Сжатие физического канала предоставления услуг

За последние годы количество банков в стране существенно сократилось и продолжает сокращаться. Как результат уменьшается количество отделений. В среднем в России в 2015 году закрылось почти 7% отделений, при этом в Европе — только 3%, и там это считается большой проблемой.

  • Офисы без кассовых узлов

Наличные операции для банков — самое дорогое удовольствие. Поэтому они стремятся выводить такие операции в цифровые каналы и убирать их из отделений. «Если взять стоимость отделения, то самая большая составляющая — кассовый узел,— подчеркнул Валерий Чулков.— Следующим шагом рынка будет создание бескассовых отделений, где наличные операции производятся на так называемой универсальной фронт-линии с помощью устройств самообслуживания».

  • Олигополия в инкассации
К сожалению, Банк России на протяжении длительного времени не может определиться с ролью «Росинкаса»

Тема аутсорсинга достаточно серьезна, особенно для банков федерального уровня. Причем не только с точки зрения инкассации, но и с точки зрения пересчета наличности. «Фактически на текущий момент у нас в стране олигополия,— объяснял Валерий Чулков.— Есть всего две федеральные организации, которые в состоянии предоставлять такие услуги на территории всей страны. Это „Росинкас” и Сбербанк. К сожалению, Банк России на протяжении длительного времени не может определиться с ролью „Росинкаса”, и это является ограничивающим фактором для нас как для группы ВТБ. Нам нужен федеральный партнер, который мог бы на нас работать. И мне очень бы хотелось, чтобы ЦБ в конце концов принял положительное решение и у нас была бы здоровая конкуренция».

  • «Парадокс банкомата»
Банкоматный рынок в России падает

Банки закрывают отделения и стремятся вывести из них все наличные операции. Вывести их можно только в банкоматы, банкомат с точки зрения обеспечения наличными — это основной канал. Согласно статистике крупного европейского агентства, российский банкоматный рынок — самый крупный в Европе. Однако в пересчете количества устройств на 1 млн человек мы серьезно отстаем. Кроме этого в России банкоматы расположены неравномерно, и есть населенные пункты, где нет ни одного банкомата вообще. При этом банкоматный рынок в России еще и падает. «Это опять же связано с отзывом лицензий, с кризисом, с тем, что в течение прошлых полутора лет банки резко сократили бюджеты на развитие банкоматных сетей»,— указал Валерий Чулков.

  • Повышение эффективности работы с наличными

По разным оценкам, расходы на перевозку, пересчет, инкассацию составляют порядка 1,5% ВВП. Это огромные расходы, которые несет экономика. Поэтому банкам необходимо решить «задачу с двумя неизвестными»: оптимизировать расходы, с одной стороны, и обеспечить клиенту комфорт — с другой.