Микрофинансовая компания «Домашние деньги», главным бенефициаром которой выступает Евгений Бернштам, приняла решение выйти на новый рынок выдачи займов для населения. Об этом она заявит сегодня, 13 сентября 2016 года. МФО известна тем, что ее специалисты принимают решение о выдаче ссуды — или об отказе в ней — после визита в дом заемщика и беглого осмотра его быта.

Компания планирует занять более 20% рынка онлайн-кредитования

Цель новой компании «Домашние деньги онлайн» — создание микрофинансовой организации, которая будет заниматься полностью удаленной работой с клиентами. Специализация компании — «займы до зарплаты». Компания планирует занять более 20% рынка онлайн-кредитования и выйти на самоокупаемость с четвертого квартала 2017 года. К 2020 году новая компания планирует выдавать займов более чем на 9 млрд рублей в год и нарастить объем своего портфеля более чем до 2 млрд рублей. Также в планах — достичь капитализации бизнеса более 5 млрд рублей.

«Накопленная база в 7 млн человек позволит дешевле и быстрее привлекать клиентов и иметь ниже риски за счет уникальных знаний о клиенте. Среди других конкурентных преимуществ — использование наших ИТ-наработок»,— заявил порталу Bankir.Ru главный исполнительный директор «Домашних денег» Андрей Бахвалов.

Микрозаймами пользуются всего около 3,5 млн человек

Основными драйверами роста рынка МФО компания считает низкое проникновение банковских услуг в целом по стране, особенно в малых городах и селах, и стабильный спрос на кредитные продукты при замедлении темпов роста банковского кредитования. В своих расчетах компания опирается на следующие параметры: население России на данный момент составляет 146 млн человек, из которых примерно половина, то есть 77 млн человек, это люди в возрасте от 15 до 72 лет. При этом микрозаймами пользуются всего около 3,5 млн человек.

Рынок PDL-микрокредитования в секторе онлайн, то есть займов до зарплаты, выданных через интернет, вырос более чем в два раза за 2015 год, говорится в презентации компании. Так, портфель этих ссуд по итогам 2015 года составил 3,3 млрд рублей. А компании, специализирующиеся на онлайн PDL-займах, показывают одни из самых высоких темпов роста.

При таких радостных цифрах необходимо понимать, что скоринг в интернете — это совершенно другая модель принятия решения о выдаче займа, чем при визуальном осмотре жилья клиента МФО.

Для клиентов с повышенным риском, но без стоп-факторов, а это примерно 5% заемщиков, будет использована телефонная верификация

Компания «Домашний деньги онлайн» решила сделать упор на то, что клиент будет иметь возможность для своей идентификации при получении займа сделать и переслать кредитору фото из приложений на телефоне, например селфи. Также с помощью телефона можно будет сделать и переслать в компанию фотографию паспорта клиента и его номера в Пенсионном фонде (СНИЛС). На телефоне будет доступна анкета заемщика с ее подробным разбором и примером заполнения. Компания при одобрении кредита будет использовать историю клиента в социальных сетях с возможностью видеть друзей человека. Также заемщик сможет подтвердить свою платежеспособность через данные личных кабинетов, открытых в российских банках и социальных сетях, таких, например, как Facebook и «Одноклассники». Также можно будет использовать данные с портала «Госуслуги».

Для клиентов с повышенным риском, но без стоп-факторов, а это примерно 5% заемщиков, будет использована телефонная верификация.

«Достичь показателя 9 млрд рублей в год через четыре года работы — сложная задача в силу ограничений как со стороны спроса, так и со стороны предложения»

Планы по выходу компании на самоокупаемость к четвертому кварталу 2017 года выглядят очень смелыми, считает аналитик рейтингового агентства RAEX Иван Уклеин. Он отмечает, что другим лидерам онлайн-PDL на это требовалось два-три года. В пользу «Домашних денег» говорит готовая инфраструктура, эффект масштаба, а также наличие на рынке готовых «конвейерных решений» — от компаний «Скориста», «Аксиоматика», «Даблдата» и «Бэйс груп», которых не было три-пять лет назад. «Но все-таки достичь показателя 9 млрд рублей в год через четыре года работы — чрезвычайно сложная задача в силу ограничений как со стороны спроса, так и со стороны предложения, поскольку компании потребуется нарастить капитал на покрытие резервов»,— отмечает Иван Уклеин.