Если рассматривать проект банковских карт «МегаФона» как самостоятельную историю, она выглядит довольно… неоднозначно.

«МегаФон» начал конкурировать с банками Сотовый оператор «МегаФон» вышел на рынок банковских услуг. С сегодняшнего дня компания предлагает своим абонентам банковские карты Mastercard, привязанные к счету мобильного телефона. Своими главными конкурентами «МегаФон» называет «Сбербанк», Альфа Банк, ВТБ 24 и Тинькофф Банк. 

Хранить солидные суммы на счете мобильного телефона? Нонсенс! А вдруг у оператора с билингом что-то странное случится и деньги исчезнут? А вдруг мне потихоньку подключат услугу «Веселый гудок» и я об этом не узнаю, потому что сам себе не звоню? И будут сниматься деньги до бесконечности. Наконец, вдруг я оставлю телефон на столе в ресторане и кто-то из друзей вместо веселого обновления профиля в моем Facebook, типа «Я козел», просто переведет себе немного денег? Хорошо хоть вариант с подписками исключили — при оформлении карты отключается сама возможность пользоваться, с позволения сказать, услугами сторонних провайдеров.

Можно придраться к термоядерным комиссиям на съем денег в банкомате (2,5%) и перевод на электронные кошельки (8%). Наверное, не всем понравится кеш-бэк в виде бонусов с ограниченной функциональностью (мне всегда казалось, что кеш — это реальные деньги).

Много к чему можно придраться. Вплоть до названия банка-партнера.

Оплата телефоном нетелефонных услуг это серьезное изменение модели поведения человека

Будь такой продукт единственным в своем роде, с ним можно было бы жить. Но на фоне предложений десятков банков и коллег по «Большой тройке» сомнения, конечно, перевешивают. «Билайн» предлагает больший процент на остаток. МТС так же компенсирует абонентскую плату при определенном остатке на счете. Много интересных предложений. И еще одно вроде как не в кассу.

Но позвольте написать четыре слова, не прозвучавшие на пресс-конференции.

Приготовьтесь.

Apple Pay. Samsung Pay.

Вот для чего все это. По понятным причинам, ни «МегаФон», ни банки пока не могут использовать эти магические слова в публичном пространстве. Все переговоры начинаются с подписания NDA. Подписывали же, да?

Оплата телефоном нетелефонных услуг это серьезное изменение модели поведения человека. Даже гикам непросто привыкнуть. А нормальному человеку непросто втройне. Совместить в сознании телефон и средство платежа… Плюс еще необходимость привязывать карту к телефону. Страшно. Непривычно. Лучше не надо.

Пока банки будут ломать лед в головах, «МегаФон» уже может начать зарабатывать

Между тем, до начала работы международных платежных систем нового поколения в России остались то ли месяцы, то ли считанные дни. Переговоры с первой волной партнеров уже завершены. И после отмашки вдруг обнаружится некий игрок с большой базой клиентов, у которых лед в голове уже тронулся. Для которых платить телефоном если еще не норма, то один из ее вариантов. И у которых на телефонах уже есть деньги для оплаты.

Apple Pay и Samsung Pay: Какими они будут в России? До конца 2016 года в России заработают платежные системы Apple Pay и Samsung Pay. Точные сроки пока не определены, и в случае Samsung Pay они сменились с расплывчатого «весна» на не менее расплывчатое «лето». Дата запуска Apple Pay в России не известна, но, скорее всего, речь идет о поздней осени.

Знаете, кто это будет?

Теперь знаете.

Повторюсь: привязывать карту к телефону для большинства людей дико. «Класть деньги на телефон» — нормально.

И пока банки будут ломать лед в головах, «МегаФон» уже может начать зарабатывать. А ведь Apple Pay и Samsung Pay не последние платежные системы, томно посматривающие на российский рынок. И тот, кто лучше всего сработает по этой паре, получит хорошие позиции на переговорах с идущими следом.

Разумеется, совсем не факт, что у «МегаФона» все сработает. Деньги — вещь непростая, с ними надо уметь работать. Точно так же, как опыт работы с деньгами не очень помогает в строительстве сетей мобильной связи.

Но я не верю, что «МегаФон» всерьез решил конкурировать с банками за место под солнцем.

По крайней мере с банками сегодняшнего дня.