— Когда все началось и кто стал вашим первым клиентом?

— iDa Mobile была основана в конце 2009 года амбициозной командой молодых ребят, которые являются лучшими специалистами в ИТ-индустрии России и не только. В том же году была разработана стратегия развития компании и выбрана ниша в разработке мобильных решений для финансовых учреждений. Для успешного старта коллективом iDa Mobile было принято решение найти заказчика из числа банков топ-10 и сделать для него, без преувеличения, лучший мобильный банк в стране, который бы дал возможность громко заявить о себе на российском рынке.

После реализации успешного проекта имя компании узнала большая часть банковского сообщества, развивавшая сервисы ДБО в России

Акционерами компании параллельно велись переговоры с несколькими банками, в результате которых удалось договориться с «Тинькофф кредитные системы» (ТКС). На мой взгляд, ТКС был один из самых удачных заказчиков iDa Mobile в качестве первого проекта, поскольку банк предоставляет свои услуги исключительно через дистанционные каналы обслуживания и уделяет много внимания инвестициям в развитие сервисов ДБО. После завершения проекта банку был передан исходный код разработанного решения, и на текущий момент банк выпустил уже две версии мобильного банка. В последние пять лет это лучший мобильный банк в России, и нам, безусловно, приятно осознавать, что мы причастны к его созданию.

После реализации такого масштабного и успешного проекта имя компании iDa Mobile узнала большая часть банковского сообщества, развивавшая сервисы ДБО в России.

После ТКС вторым клиентом стал Хоум Кредит банк, это еще одна большая успешная история. Сотрудничество с ХКБ продолжается по сегодняшний день, и я боюсь, нам не хватит времени в рамках этого интервью, чтобы рассказать даже самое интересное о создании и развитии этого проекта. Отметим, что по результатам 2015 года агентство Markswebb присудило 3-е место приложению ХКБ в рейтинге лучших мобильных банков, и мы вместе с командой банка очень гордимся этим результатом.

— Правильно ли я понимаю, что после реализации этих проектов команда iDa Mobile нарастила компетенции в банковских бизнес-процессах и перешла к созданию универсальных приложений для мобильного банкинга?

— Совершенно верно. В середине 2010 года компания вышла на рынок с первым продуктовым решением. После реализации ранее упомянутых проектов банки сами стали обращаться к нам и приглашать к участию в тендерах на разработку мобильных приложений. Некоторые заказы мы получили без конкурсов, так как мало кто из крупных ИТ-компаний, поставщиков core-banking system и интернет-банков, имел такие компетенции в мобильной разработке и тем более готовые продуктовые решения. Лишь спустя несколько лет на рынке стали появляться конкурентоспособные решения.

— Какое количество проектов iDa Mobile реализовала на текущий момент?

— Для сравнения: в 2013 году наши решения были установлены в девяти банках страны, из них iDa Mobile реализовала семь продуктовых решений и два больших заказных проекта. На конец августа 2016 года мы разработали и поставили 26 мобильных решений, и сейчас в нашем портфолио представлены не только банки, но и микрофинансовые организации, а также два финтехпроекта, работающих в рамках концепции mobile first.

— Как вы думаете, чем обусловлен столь быстрый рост тогда еще молодой компании?

Сейчас мобильный банк это must-have, и банк, не имеющий мобильного приложения, просто теряет клиентов

— Безусловно, такому динамичному росту компании и большому количеству проектов способствовали не только наши компетенции в мобильной разработке и готовое продуктовое решение, но и развитие мобильной индустрии в целом. Кроме того, банковское сообщество стало осознавать необходимость развития такого канала продаж своих продуктов и услуг.

Сейчас мобильный банк — это must-have, и банк, не имеющий мобильного приложения, просто теряет клиентов. Тем более, если речь идет о розничном банке. Банки, не имеющие мобильного приложения, просто неконкурентоспособны и в течение очень короткого времени сойдут с дистанции.

— Каков срок реализации ваших проектов?

— Продуктовое решение iDa Next мы внедряем за три месяца, а кастомные проекты реализуем примерно за семь-восемь месяцев, в зависимости от объема задачи. Мы единственная компания в России, внедряющая настоящее нативное, полнофункциональное мобильное приложение в столь сжатые сроки. При этом при реализации базового продуктового решения банк получает приложения на двух распространенных платформах — iOS и Android.

— Какие предпосылки требуются для того, чтобы работа велась со столь высокой скоростью?

— Все просто: в нашем продуктовом решении заложено 90% функциональности любого мобильного банка, существующего в любой стране мира. Основная работа заключается в настройке, кастомизации UI и консультировании при реализации нашего API. Если у заказчика в штате имеются ИТ-специалисты, они занимаются интеграцией самостоятельно. Если таких специалистов нет, заказчик привлекает интегратора. Когда банк заказывает проект «под ключ», интеграцией занимаемся мы. Мы укладываемся в рекордные сроки за счет параллельного выполнения работ по брендированию UI и работ по интеграции.

— Сколько сотрудников в вашей команде?

— В начале пути в iDa Mobile работали семь человек, сейчас у нас 26 специалистов в мобильной разработке, которые параллельно способны выполнять пять проектов. Причем, два из них могут быть большими заказными проектами, а еще три — продуктовыми. Плюс к этому мы поддерживаем и развиваем приложения уже существующих клиентов и оказываем услуги по технической поддержке, а также предоставляем услуги по поддержке с эксклюзивным SLA.

Мы приглашаем в свою команду лучших специалистов на рынке

Большую часть наших заказчиков удовлетворяет наше готовое решение, нам нет большой необходимости раздувать штат специалистов. Однако как бы мы ни стремились оптимизировать накладные расходы, с развитием компании и появлением новых клиентов и заказов мы приглашаем в свою команду лучших специалистов на рынке.

— Чем вы отличаетесь от конкурентов?

— На рынке ДБО-решений в России есть крупные игроки — это ИТ-компании, имеющие в продуктовом портфеле основной продукт — интернет-банк. С относительно недавнего времени в дополнение к интернет-банку они стали предлагать мобильные приложения. У всех этих компаний есть как плюсы, так и минусы.

В современном цифровом мире мобильный банк это не дополнение к чему-либо, а серьезный самостоятельный канал обслуживания клиентов

Плюсы заключаются в наличии компетенций в области банковских бизнес-процессов — компании давно продают ИТ-решения на финансовом секторе, у некоторых из них в продуктовом портфеле есть не только интернет-банкинг, но и Сore Banking System, DWH, Loan Origination System и т. д. Минусы — отсутствие или небольшой опыт в разработке нативных приложений.

Отмечу, что одна крупная ИТ-компания, специализирующая на рынке ДБО, обратились к нам за разработкой решения для нее самой, что лишний раз подтверждает наш высокий уровень.

Между тем, в современном цифровом мире мобильный банк — это не дополнение к чему-либо, а серьезный самостоятельный канал обслуживания клиентов, позволяющий продвигать свои услуги, делать up-sales и cross-sales, информировать и предоставлять большое количество сервисов для клиентов банка. Очевидно, что мобильный банк требует отдельного внимания как решение в ИТ-архитектуре банка.

Помимо ИТ-банковского сообщества есть компании, специализирующиеся исключительно на разработке мобильных приложений, однако они не имеют компетенций в банковских бизнес-процессах, тонкостях внедрения и интеграции в ИТ-ландшафт банка.

Получилось так, что iDa Mobile — единственная компания в России, которая аккумулировала в себе компетенции и в сфере банковских бизнес-процессов, и в разработке мобильных приложений.

У нас работают квалифицированные разработчики нативных приложений, аналитики, руководители проектов — все ребята с бэкграундом в банковских процессах и с опытом работы в крупных ИТ-компаниях, обслуживающих банки. Этот фактор позволил iDa Mobile сделать большое количество проектов для банков. Другая наша особенность заключается в том, что все наши клиенты — референсные. Мы свяжем любой обратившийся к нам банк с интересующим его нашим клиентом, для которого мы уже сделали приложение, чтобы потенциальные заказчики могли из первых рук получить информацию о том, насколько быстро и качественно мы реализовали проект, насколько правдивы заявляемые нами сроки и, самое главное, какой уровень SLA предоставляется с нашей стороны.

— Многие банки стесняются признаваться в том, что они не сами делают свои приложения. Публичность критична для вас?

— Этот вопрос всегда отдельно согласовывается. Есть несколько проектов, о которых мы не можем говорить, поскольку подписали соглашение о конфиденциальности.

Например, недавно мы сделали проект для одной микрофинансовой организации, название которой не разглашаем. Однако, в том числе, благодаря этому проекту у нас появилось решение для микрофинансового рынка. Но, честно говоря, наш рынок настолько тесен, что многие и так знают, кто на самом деле выполнял тот или иной проект (улыбается).

— Помимо мобильного решения iDa Next появляются ли в вашем портфеле новые сервисы?

— Да, безусловно. В нашем продуктовом портфеле есть несколько опциональных сервисов и модулей. Например, модуль PFM, позволяющий пользователю наглядно отслеживать свои расходы и доходы, изучать аналитику, детально видеть, на что он тратит свои деньги или какой кеш-бэк он получил в этом месяце по той или иной карте. Другой интересный модуль — iDa Smart Transactions. Это так называемые умные транзакции: каждая совершенная транзакция раскрашивается в логотип компании-продавца, по которому легко с первого взгляда понять, на что были потрачены деньги.

Третий модуль — пуш-уведомления, которые стали массово использоваться не так давно. Это реальная альтернатива SMS-уведомлениям о совершенных транзакциях. Уведомление клиента в России является обязательным и осуществляется в соответствии с требованием регулятора. Банки тратят сумасшедшие деньги на уведомление своих клиентов о проводимых транзакциях. Кроме того, большие суммы траться на up-sale, cross-sale и т. д. Так вот, пуш-уведомления позволяют банкам серьезно экономить, а также являются хорошим маркетинговым инструментом, стимулирующим клиентов чаще пользоваться мобильным банком.

Все большее число людей разных возрастов предпочитают не звонить, а переписываться через мессенджеры

Также в качестве опционального модуля мы предлагаем своим клиентам решение iDa Watch. С его помощью на фирменных часах известных производителей клиенты банка могут просматривать информационные сервисы.

Еще один интересный новый модуль — чат с банком. Все большее число людей разных возрастов предпочитают не звонить, а переписываться через мессенджеры. В ответ на эту тенденцию iDa Mobile дополнила линейку своих продуктов новым решением для клиентов банков. Чат-бот для мессенджеров получил название iDa Bot. Клиенты наших банков-партнеров могут через Telegram и Facebook Messenger читать новости банка, смотреть курсы валют, имеют возможность найти ближайший банкомат, отделение, дополнительный офис, а также посмотреть контакты банка. В течение года iDa Bot появится и в других популярных мессенджерах, таких как WhatsApp, Viber и Skype. Это произойдет по мере того, как они откроют свое API.

— Что лучше: разрабатывать мобильный банк самостоятельно или купить коробочный продукт?

— Для разработки собственного приложения банку требуется набрать команду, инвестировать значительные средства в разработку, потратив на это много времени. Кроме того, затем придется обеспечить поддержку и развитие своего приложения. В итоге банк, по сути, вынужден создать собственную ИТ-компанию и заниматься непрофильной деятельностью, отсюда вытекают все организационные и финансовые риски. По этому пути идут некоторые российские банки, и в этом специфика российского рынка, отличающая нас от европейцев.

Между тем, самый простой способ быстро получить стабильно работающее приложение — купить готовый продукт. Готовые приложения имеют свои плюсы и минусы. С одной стороны, это решение с ограниченными возможностями для кастомизации. С другой стороны, такое решение обеспечивает быстрый старт и низкую стоимость владения. Банки не ограничены в заказе кастомных мобильных приложений, заточенных исключительно под их задачи и имеющих уникальные UX и функциональность.

— Какие проекты вы успели реализовать в 2016 году?

— Недавно мы сделали проект с Юнистрим банком. Проект интересен тем, что этот банк всегда работал в тесной связке со своей системой денежных переводов. Сейчас у клиентов, которым необходимо сделать перевод, есть возможность сделать его через мобильное приложение. Я уверен, что этот проект в конце года покажет феноменальные экономические результаты с точки зрения оптимизации работы точек банка, так как уже сейчас мы видим, какую популярность набирает приложение в маркетах.

Также мы перевели на новый продукт iDa Next нашего старого клиента Republic Bank (Грузия), который входит в международную финансовую группу Societe Generale. Клиентам банка стало доступно множество новых функций, мы усовершенствовали UX и разработали новый дизайн приложения.

В начале года мы разработали и уже внедрили на международном рынке специализированное решение для МФО. Это приложение, позволяющее потенциальным клиентам брать кредит онлайн. Затем мы дополнили это решение приложением для курьеров-агентов МФО.

— Как кризис повлиял на бизнес iDa Mobile?

— В результате падения курса национальной валюты мы стали конкурентоспособны на западном рынке и на данный момент уже сделали два проекта для иностранных заказчиков. Это одно из направлений, в котором мы намерены развиваться, и, может быть, сложившаяся экономическая конъюнктура будет нам только в помощь.