— 2015 год был непростым для рынка. Когда он закончился, многие вздохнули с облегчением. Вам его забыть хочется или были события, которые до сих пор приятно вспомнить?

— 2015-й запомнился как очень интересный и насыщенный год. В нашем банке произошел целый ряд значимых корпоративных событий.

Так, в прошлом году акционеры увеличили банку уставной капитал на 9,8 млрд руб., кроме того, банк привлек средства Агентства по страхованию вкладов в размере 12,1 млрд руб. по программе докапитализации.

С точки зрения знаковых событий на рынках капитала банк «Ак Барс» первым из российских банков после 2014 года разместил на международном рынке еврооблигации на $350 млн с существенной переподпиской. Банк успешно реализовал проект по выпуску рублевых облигаций с ипотечным покрытием на общую сумму 11,2 млрд руб. Банк вышел на рынок межбанковского кредитования стран СНГ и стал активно работать с Белоруссией: состоялся целый ряд успешных сделок в рамках торгового финансирования и участия в синдикациях под покупку товаров в Республике Татарстан и других регионах России. 

В ноябре банк «Ак Барс» возглавил новый председатель правления Зуфар Фанилович Гараев, который стал инициатором многих изменений в банке и запустил разработку новой стратегии развития.

В 2015 году наш банк выступил национальным партнером чемпионата мира по водным видам спорта, в рамках которого мы выпустили мультисервисную карту волонтера и создали платежную инфраструктуру на объектах чемпионата.

На протяжении последних трех лет для нас не закрыт ни один международный лимит в иностранных банках. Это очень важно. Нам доверяют, доверяют нашему акционеру и банку как финансовому институту.

С точки зрения технологических сервисов в прошлом году банк запустил финансово-социальную сеть «BankOK», которой мы поистине гордимся. Это одно из первых приложений для iOS и Android, которое позволяет открыть банковский счет без визита в банк,— это технологический и сервисный прорыв.

— А как вы решили вопрос идентификации?

— Здесь помогает единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если у пользователя есть под рукой паспорт и СНИЛС, то можно быстро пройти упрощенную идентификацию и мгновенно начать совершать транзакции в рамках определенных лимитов, кроме получения кредитов и оформления депозитов. Все остальное — переводы, оплата ЖКХ, совместная оплата покупок с друзьями, переводы по номеру телефона из телефонной книги — все это доступно пользователю почти мгновенно.

Приложение анализирует контакты в телефоне и соцсетях (разумеется, с согласия клиента) и помогает обмениваться информацией и финансовыми событиями с друзьями и родственниками без дополнительных усилий со стороны пользователей. Например, через приложение можно легко попросить о помощи от родственников или друзей, когда она нужна, и получить эту помощь в два клика.

— Это собственная разработка банка?

— Да, своя.

— Давайте вернемся к теме цифровых услуг. Что заставило вас в дополнение к традиционному банковскому приложению задуматься еще и о финансово-социальной сети?

— Эпоха цифровых технологий и ускоряющаяся четвертая индустриальная революция, которая официально была объявлена в 2015 году. Это эпоха компаний-агрегаторов, таких как Uber (у которых нет собственного автопарка), Booking.com (нет собственного номерного фонда), Facebook (нет собственного контента). Это эпоха сервисов, которые способны идентифицировать текущие и формировать новые потребности клиентов.

Наше время открывает большие возможности для банков и новых финансовых сервисов. Потребительская ценность обладает денежной стоимостью. А там, где речь идет о денежной стоимости, всегда найдется место банкам. В том числе поэтому рынок финансовых сервисов сегодня столь привлекателен для небанковских компаний, p2p и транзакционных сервисов, торговых площадок — маркетплейсов, коллективного кредитования и т. д. У банка сохраняется существенное конкурентное преимущество в виде таких опорных компетенций, как анализ рисков и умение проводить андеррайтинг, работа с просрочкой, постоянно совершенствуемая технологическая база, надежная система информационной безопасности.

Мы понимаем, что для сохранения конкурентного преимущества нам нужно уметь конкурировать с небанковскими компаниями, работающими на рынке финтеха, и мы понимаем, как нужно конкурировать по скорости выводимых на рынок сервисов, по удобству и безопасности для клиентов. Все это неотъемлемые элементы положительного клиентского опыта и основа для лояльности пользователей.

— Здесь есть два пути: первый — делать самим, второй — привлекать стартапы, открывая для них API.

— Мы поддерживаем взаимодействие по API. Это один из важных пунктов нашего плана развития. Но использование открытых API и взаимодействие с внешними компаниями через него не позволяет быстро выводить свой адаптированный продукт на рынок. Требуется команда разработчиков, которая будет постоянно работать над повышением ценности сервиса для клиента.

Мы решаем три задачи: быстрые изменения, учитывающие меняющиеся требования клиентов, повышение уровня экспертизы команды внутри банка и создание среды, в которой будут генерироваться новые идеи.

Мы уже начали очень активную работу с открытым рынком финансовых приложений. Причем работа эта не ограничивается территорией России, мы внимательно смотрим и за ее пределами. Ищем и находим интересные сервисы, разрабатываемые талантливыми командами, активно сотрудничаем с российскими и международными инвестиционными фондами по поиску проектов финтеха.

— Нам сами стартаперы рассказывают, что приходят в банк, там их чудесно принимают, говорят комплименты, но потом начинается обсуждение в разных отделах, длящееся месяцы и годы. И до конца обсуждения доживают не все.

— Все зависит от проекта. Если мы по итогам первичного анализа приходим к выводу, что проект интересен и перспективен, то стараемся действовать оперативно. В моменте у нас на этапе пилотирования несколько сервисов, работу над которыми мы начали не более двух месяцев тому назад.

— На «Финнополисе« в октябре расскажете?

На «Финнополисе», думаю, уже продемонстрируем. Один из сервисов, о котором можно говорить,— проект «робо-эдвайзер» «Ак Барс Советник», покажем его в действии.

— Как ощущения от первой половины 2016-го?

— С точки зрения ликвидности — лучше. С точки зрения удешевления пассивов — гораздо лучше. С точки зрения управления затратами — есть положительная динамика. Мы очень рациональный банк. И это соответствует традициям нашего региона: рачительности, внимательности, ответственности, взвешенности решений.

Чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее

Динамика первого полугодия по деятельности банка положительная. Планы на вторую половину года — повышение качества сервиса, работа в новых направлениях розничного и корпоративного бизнеса, а также развитие банка как технологичного финансового института.

Банк не только готов к изменениям. Он уже меняется в соответствии с требованиями клиентов и трендами рынка.

— А каковы ваши личные ощущения от того, как развивается ситуация на рынке?

 — Рынок меняется колоссальными темпами, и это определенно вызов для нас. Как говорил Льюис Кэрролл: чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее.

Фото взято с  www.campus4youth.ru