У всех банкиров на устах сейчас одно и то же — надвигающаяся цифровая революция и готовность к ней их банка. Все это хорошо до тех пор, пока банкир не говорит: «Все, что мы делаем, мы делаем ради людей».

Роботы уже почти заменили трейдеров на рынке ценных бумаг, и персонал отделений, скорее всего, ожидает та же участь.  Многие банки оптимизируют сети отделений и закрывают офисы на развитых рынках (возможно, ситуация будет иной в странах, где регулятор запрещает закрытия отделений или банковская система еще слишком молода и требуется много офисов для доступности банка). По мнению Keefe, Bruyette & Woods, исследовательской компании на финансовом рынке, половина банковских отделений в США исчезнет за следующее десятилетие. Неожиданный прогноз, так как данные Федеральной Корпорации по страхованию вкладов США говорят лишь о небольшом снижении количества отделений — с 99 550 в 2009 г. до 94 725 в июне 2014 г.

Кредитование МСБ снизилось на 63% в тех городах и деревнях, где были закрыты банковские офисы

Однако, это может стать реальностью по мере перехода клиентов на мобильный и интернет-банкинг. Британская банковская ассоциация (BBA) опубликовала свой ежегодный отчет The Way We Bank Now, и по данным этого отчета жители Туманного Альбиона в 2015 г. совершили на 54% больше мобильных платежей, проверяли баланс своего счета на телефоне чаще раза в день, а среднее отделение в день обслужило всего 71 человека — это на 32: меньше, чем в 2011 году.

Именно поэтому британские банки закрывают отделения. За прошедший год было закрыто 600 офисов (около 7,5% от всей сети), многие из которых находились в беднейших районах (более 90%). Фактически за последнее десятилетие была закрыта треть банковских отделений Великобритании, что усложнило для малого бизнеса доступ к инвестициям. Движение этичного банкинга Move Your Money утверждает, что кредитование МСБ снизилось на 63% в тех городах и деревнях, где были закрыты банковские офисы.

Очевидно, что есть и новые тенденции в банкинге — рост Funding Circle и запуск необанков наподобие Shawbrook, Aldermore и Atom, но они только подчеркивают движение к замене человеческого персонала цифровыми платформами с низкой стоимостью владения.

Итак, возвращаясь к замене людей платформами — что мы будем с этим делать?

Многие из этих людей всего лишь обслуживали транзакции, и в необанкинге они будут просто не нужны. Однако, некоторые из них хороши в работе с клиентами, и они могут неплохо проявить себя в этом и при личном общении, и через цифровые каналы. Возможно, банки могут последовать примеру польского mBank, который перевел персонал на обслуживание через Skype, или индийского ICICI Bank, который перевел сотрудников из отделений на работу через Facebook.

К 2025 году количество отделений в странах с развитой экономикой уменьшится на 50-80% от числа 2005 г.

Скиннер считает, что к 2025 году количество отделений в странах с развитой экономикой уменьшится на 50-80% от числа 2005 г. в зависимости от состояния экономики и взглядов государства на безработицу (около 80% в Дании и Исландии, так как там проще найти работу при увольнении; ближе к 50% в Германии, Франции и Испании).

Кроме этого, банку, вероятно, следует поддержать тех людей, что окажутся уволенными после цифровой оптимизации. Если этого не сделать, то достаточно велики шансы, что персонал будет бойкотировать и саботировать цифровые изменения, вводить которые в такой ситуации — все равно что просить индейку проголосовать за меню праздничного стола.

Скиннер называет три подхода к подобной поддержке персонала. В США увольняемый получает извещение об увольнении за день до этого прискорбного события, компенсация за досрочное увольнение практически не выплачивается. В Великобритании законы таковы, что подобному сотруднику в зависимости от «выслуги лет» предоставляется выплата размером несколько месячных зарплат. Как пример самого человечного по отношению к увольняемым подхода упоминается неназванный (и богатый) азиатский банк — тем из сотрудников в возрасте более 45 лет, кто отдал этому банку более 10 лет жизни, при увольнении дается пожизненный пенсион. Понятно, какой из этих подходов более экономически выгоден в краткосрочной перспективе, какой же более оправдан в долгосрочной, покажет время.

 

Напоминаем: Первая практическая конференция «Bank.Bot — 2016: банковские чат-боты и робоэдвайзинг» пойдёт в Москве в августе. Организатор мероприятия — Bankir.Ru, модератор — Антон Арнаутов. Вся подробная информация — по   ссылке.