Первое, это деление всей банковской системы на три группы банков: системообразующие, федеральные, региональные.

И второе — собственно определение критериев «регионального банка».

Их деятельность будет строго ограничена не только регионом, где они зарегистрированы, но и набором исключительно классических банковских операций (вклады граждан, кредиты МСБ). Сейчас такие банки составляют 1,1% активов банковской системы. Их 150 в Москве и 286 в регионах.

Через год-полтора нас ждет ренессанс региональных банков

Важно, что вся эта информация была приведена в контексте соразмерности регулирования рисков. То есть если банк занимается классическим низкорискованным бизнесом, то, возможно, Центральный банк снизит требования к регулированию. Соответственно, уйдут давление и связанные с этим расходы. К каким последствиям это приведет?

Вполне возможно, что через год-полтора нас ждет ренессанс региональных банков, чье главное конкурентное преимущество — в глубоком понимании местного клиента и его потребностей, «знание в ощущениях» территориальных особенностей, быстрое принятие решений и минимальные затраты на бюрократические цепочки и регуляторную отчетность, а значит адекватные тарифы на услуги.

Региональные банки будут обрастать местными якорными клиентами, которых станут удерживать привлекательными ставками и уровнем сервиса.

Тема технологической поддержки и развития перейдет для региональных банков в новую плоскость

Единственное, во что им придется неизбежно вкладываться, это технологии, потому что именно в область технологических сервисов переместится конкуренция с банками федеральными и сетевыми. Мы все понимаем прекрасно, насколько ресурсоемка ИТ-обвязка банковского бизнеса, и она к тому же требует постоянной модернизации. Так или иначе, но тема технологической поддержки и развития перейдет для региональных банков в новую плоскость. Развиваться недорого им помогут технологические компании, готовые взять на себя ИТ-затраты и технологические риски, а продавать на рынке — ИТ-сервисы на условиях SLA.

ИТ-аутсорсинг в новой системе координат банковской отрасли становится органичной формой успешного существования регионального банковского института.

Кроме того, этот процесс может поддержать развитие предоставления ИТ-сервисов и для других групп банков, которые могут отдавать на аутсорсинг типовые системы, снижая затраты и повышая надежность. Рост потребления и требований к ИТ-сервисам в финансовой сфере может во многом обеспечить быструю сменяемость технологий и сформировать технологический прорыв, который намечается во всех странах, где есть развитый финансовый сектор.