Первое. Происходит изменение паттернов потребления финансовых услуг клиентами банков — физлицами и организациями. У Альфа -банка сегодня 12% наших digital-клиентов, тех, кто пользуется онлайн-сервисами, — это mobile only клиенты, которые взаимодействуют с банком только через мобильные приложения. Растет доля мобльного эквайринга и мобильной коммерции. Сегодня клиенты, приходя в магазин, уже могут использовать для оплаты не только традиционные пластиковые карты, но и мобильные приложения.

Растет доля мобльного эквайринга и мобильной коммерции

На рынок пришли небанковские игроки. Уже порядка 6–7 млн человек в России оплачивают покупки с мобильных телефонов (в месяц). На рынок приходят производители мобильных телефонов со своими платежными сервисами, что также может простимулировать распространение бесконтактных платежей при помощи мобильных телефонов.

Второе. Переводы между физическими лицами, р2р-платежи. Мы видим, что наш сервис р2р- платежей растет очень большими темпами. Это пример того, как более простой и удобный сервис начинает отъедать долю «классических» платежей со счета на счет. Происходит это, во-первых, за счет каннибализации традиционных банковских сервисов. Во-вторых, за счет того, что люди отказываются от наличных расчетов. Драйвером сегодня является простота применения технологии, но пока сервис р2р-платежей дороже для клиента. Массовым он станет тогда, когда он будет не только удобнее, но и дешевле. Возможно, в этом смогут помочь технологии распределенного реестра (блокчейна). Для их практического применения надо решить многие вопросы, в том числе проблемы с идентификацией.

Драйвером сегодня является простота применения технологии, но пока сервис р2р-платежей дороже для клиента

Третье. Хочется отметить важность развития электронного сервиса для массового бизнеса. Сейчас вся PR-активность банков сосредоточена вокруг сервисов и продуктов для физических лиц. С другой стороны, очень многое происходит в области электронных сервисов для МСБ. Банки начинают обрастать платформенными облачными инфраструктурными сервисами для МСБ, которые позволяют им решать многие проблемы, упрощают взаимодействие предпринимателя с банком, бухгалтерией, государством и даже клиентами. Ряд качественных улучшений уже произошел в области организации платежей, мобильного эквайринга. И тут явно видится огромный потенциал в связи с предстоящим внедрением облачной фискализации.

Хочется отметить очень позитивную динамику взаимодействия Банка России с участниками рынка

Хочется отметить очень позитивную динамику взаимодействия Банка России с участниками рынка. Так, сейчас мы пилотируем проекты в области краудфандинга и обсуждаем при этом с регулятором, как создать для этого бизнеса среду благоприятную как для бизнеса, так и для регулирования.

(По итогам выступления на Международном финансовом конгрессе).