«Малый и средний бизнес не так прост, как кажется»

— Александр Георгиевич, скажите, чем заемщики из Нижегородской области отличаются от заемщиков других регионов? Какие бизнесы сейчас, в кризис, самые активные в регионе?

— Сейчас все находятся в неблагоприятной ситуации — вне зависимости от отрасли и региона присутствия. Но малый и средний бизнес не так прост, как кажется: предприниматели находят новые идеи для развития, постоянно меняют подходы. Определенный подъем наблюдается у сельхозпроизводителей. Этому способствуют меры государственной поддержки: субсидируется процентная ставка, погашается часть основного тела кредита на закупку техники. Поэтому аграрии неплохо себя чувствуют и вполне рентабельны. А вот у рестораторов, к примеру, доходность снизилась: нижегородцы и жители региона стали существенно меньше ходить по заведениям общепита. Причем наиболее заметно сократили расходы на этот сегмент именно коммерсанты.

Небольшие компании обладают сильным иммунитетом: они «закаляются» благодаря высококонкурентной среде

Отвечая на вопрос об отличиях заемщиков в разных регионах, хочу заметить, что каждый бизнес уникален: каждый собственник бизнеса ставит перед собой цели, которые интересуют лично его. Поэтому оценивать и сравнивать предпринимателей по их территориальной принадлежности неправильно. Вообще, малый и средний бизнес очень специфичен и тем интересен для нас. Безусловно, МСБ испытывает сложности, но практика показывает, что этот сегмент даже в непростых экономических условиях проявляет удивительную способность к выживаемости. Если говорить образно, то небольшие компании обладают сильным иммунитетом: они «закаляются» благодаря высококонкурентной среде.

«В периоды турбулентности можно и нужно зарабатывать»

— Считаете ли вы банковское сообщество в Нижегородской области активным? И какие проблемы стоят сейчас перед региональными банками?

— Всем стало работать сложнее: чем больше неопределенности, тем выше риски. Соответственно, сложнее строить конкретные планы и принимать решения. Экономическая ситуация в Нижегородском регионе в корне не отличается от ситуации в России. Мы не являемся отдельным государством: в нашей области протекают те же процессы, что и во всей стране, которые можно назвать одним словом «нестабильность». Естественным и понятным поведением банковского сообщества в сложившихся условиях является повышение требований к заемщику, а также к качеству предоставляемого обеспечения для кредитов. Но мы убеждены, что в периоды турбулентности можно и нужно зарабатывать, развиваться, менять свой бизнес, хотя это стало несколько сложнее.

Бизнес стал осторожнее, многие ставят перед собой главную цель — удержаться на плаву

По большому счету сейчас все в одинаковой ситуации. Выручка и реализация в этом году у многих предпринимателей по-прежнему низкая по сравнению с прошлым и позапрошлым годом. Тем не менее, малый и средний бизнес сохраняют относительное равновесие. Более того, есть сферы, переживающие сейчас определенный подъем, которому поспособствовали различные факторы, в том числе и участие государства. Но, к сожалению, их доля в общем объеме не так велика, как хотелось бы. Многие предприниматели переживают непростые времена и тщательно выверяют каждый следующий шаг.

Бизнес стал осторожнее, многие приостановили свои проекты по развитию и ставят перед собой главную цель — удержаться на плаву. Все это, безусловно, сказывается и на банковском секторе. Но банки как раз и приходят на помощь бизнесу — это касается не только кредитования, но и финансового консультирования в целом. Конкуренция между игроками банковского рынка высока, это заставляет постоянно работать над повышением качества услуг и способами удержания клиентов.

В 2015 году банки вели активные «восстановительные» работы, направленные на оживление сектора кредитования, но для того, чтобы система функционировала без сбоев, нужно еще многое сделать.

«Региональный банк всегда на расстоянии протянутой руки»

— Как кризис изменил банковский рынок в регионе?

— В 2015 году глобального падения спроса на кредитные ресурсы мы не ощутили и выполнили свой бизнес-план.

Это хороший шанс улучшить качество продукта или услуги и снизить их себестоимость

По итогам прошедшего года у нас отмечается небольшой, но стабильный рост по основным показателям. Несмотря на общую тенденцию снижения спроса на кредитование, идет естественное в сложившейся ситуации перераспределение рынка между игроками. Некоторые банки уходят — либо у них отзывают лицензию, либо они сами ставят задачу снизить присутствие на географическом рынке или в сегменте МСБ. Соответственно, их ниша освобождается, и ее могут занять другие банки, в том числе и мы.

Хочется отметить, что все не так плохо, как могло бы быть. Да, рынок сжимается, но это не смертельно. Просто необходимо отдавать себе в этом отчет и понимать, как реагировать. Прежде всего — оптимизировать издержки. Это хороший шанс улучшить качество продукта или услуги и снизить их себестоимость.

— В чем преимущество местных игроков банковского рынка по сравнению с федеральными?

— Все процедуры в крупных банках максимально формализованы и централизованы, это важно для управления большой филиальной сетью. И чтобы иметь возможность подстраиваться под каждого клиента, ты, как руководитель банка, должен либо доверять своим менеджерам на местах на все сто и давать им широкие полномочия, либо должен идти на высокие риски для организации.

В некоторых случаях мы можем отступить от стандартизированных процедур и предложить специальные условия для заемщика

А в региональных банках центр принятия решений находится близко к клиенту, буквально на расстоянии вытянутой руки. Чем это хорошо? Мы можем оперативно среагировать на какую-то нестандартную ситуацию. Я постоянно говорю о том, что главным преимуществом нашего банка является индивидуальный подход к каждому клиенту, и это не просто слова. В некоторых случаях мы можем отступить от стандартизированных процедур и предложить специальные условия для заемщика. И мы осознанно идем на это, ведь в работе с малым и средним бизнесом нужна гибкость и чуткое отношение к каждому клиенту. Наверное, поэтому среди клиентов есть те, кто начал работать с банком еще в начале девяностых. В этом и заключается преимущество регионального банка — он ближе и всегда готов к диалогу.

СПРАВКА
ПАО «НБД-Банк» — межрегиональный банк, специализирующийся на развитии малого и среднего бизнеса. Имеет два международных рейтинга от агентства Moody's Investors Service: долгосрочный рейтинг B1 и краткосрочный рейтинг NP по депозитам в национальной и иностранной валюте.
Основан в 1992 году. Сеть НБД-Банка включает 23 офиса в шести российских регионах: Нижегородской, Кировской, Пензенской и Ивановской областях, а также в Чувашской Республике и Республике Марий-Эл. В 2008 году НБД-Банк стал первым нижегородским банком с международным рейтингом.
Основная работа НБД-Банка направлена на активную поддержку регионального малого и среднего бизнеса — крайне важного для общего развития экономики и создания рабочих мест. Предоставление предприятиям долгосрочных финансовых ресурсов возможно, в том числе, благодаря развитому сотрудничеству НБД-Банка с российскими и международными финансовыми институтами.
В 2015 году НБД-Банк стал победителем в номинации «HR-проект года» в рамках ежегодной премии «Работодатель года». В 2016 году Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») впервые присвоило рейтинг кредитоспособности НБД-Банку по национальной шкале на уровне «А+» (высокий уровень кредитоспособности).
В 2016 году Александр Шаронов стал лауреатом международной премии в области банковского бизнеса «Банковское дело» в номинации «Лучший банкир года: за эффективное управление банком».