По словам представителей Visa, продукт будет конкурировать с PayPal в различных сегментах бизнеса. Совершенно очевидно, что одним из таких сегментов будет предоставление мобильного сервиса. Рынок платежей настолько динамичен и запутан, что все соревнуются со всеми, находя при этом способы для взаимовыгодного сотрудничества: PayPal, Square, карточные сети, First Data, Dwolla, крупные банки и даже Starbucks.

По этому поводу интересно высказался генеральный директор Visa Чарльз Шарф (Charles Scharf): «Если вы не свой, то вы чужой. Однако в некоторых ситуациях даже если вы свой, то все равно можете быть чужим».

PayPal должен прекратить подключать счета своих клиентов напрямую к их банковским счетам в обход дебетовых или кредитных карт

Это относится к ситуации, когда PayPal часть транзакций проводил через Visa, а часть — через ACH (Automated Clearing House — автоматическая расчетная палата) в обход карточной сети. Так что фактически PayPal все же «чужой», о чем недвусмысленно заявил Чарльз Шарф на конференции JP Morgan Chase: «Исторически PayPal 50% объема проводил через ACH, а другие 50% — через карты, половина из которых наши. Поэтому здесь PayPal наш друг. Проблема в том, что PayPal может использовать данные и направлять больший объем транзакций через АСН. Тогда мы и наши клиенты будем отстранены от процесса, а это может создать серьезные проблемы клиентам банков».

Посыл гендиректора Visa понятен: PayPal должен прекратить подключать счета своих клиентов напрямую к их банковским счетам в обход дебетовых или кредитных карт. Иначе неизбежна крупномасштабная конкурентная война между PayPal и Visa.

«Мы с удовольствием будем работать с PayPal в рамках взаимовыгодных моделей. Но для этого им стоит вести себя несколько иначе. Второй вариант, наименее предпочтительный,— жесткая конкуренция по всем направлениям бизнеса. Не стоит воспринимать эти слова как угрозу. Это варианты, между которыми придется сделать выбор»,— говорит Шарф.

Генеральный директор PayPal Дэн Шульман (Dan Schulman) высказывается менее категорично: «Существует длительная история взаимоотношений между PayPal и платежными сетями. Можно называть это дружбой врагов, можно как-то еще. Моя позиция заключается в том, что мы привлекли огромный трафик в сети. Мы работаем с 14 млн продавцов, большая часть которых — малые и средние компании. Без PayPal они бы не стали использовать карты в онлайн-пространстве. Что касается проведения транзакций через АСН, то здесь действительно существуют некоторые разногласия. У меня были встречи с представителями крупнейших финансовых институтов, на которых мы обсуждали платежные сети. Я стараюсь до всех максимально четко доносить нашу позицию и объяснять, как мы планируем развиваться».

В планах развития продукта — мгновенный электронный перевыпуск карты в случае, если держатель стал жертвой мошеннических действий

Стоит отметить, что на этом поле у Visa много врагов. Но есть и друзья, в числе которых более 40 банков, внедряющих или уже внедривших приложение, возможности которого можно конфигурировать под потребности выпускающей организации. Среди его функций — эмуляция основной карты (host card emulation), настраиваемые пользователем уведомления о совершаемых операциях, управление картами, поиск ближайших бесконтактных точек оплаты и банкоматов эмитента, а также хранение истории баланса счета и транзакций, возможность осуществления переводов, инструменты противодействия мошенникам.

В планах развития продукта — реализация специальных предложений и бонусов, p2p-платежи с использованием дебетовых карт, мгновенный электронный перевыпуск карты в случае, если держатель стал жертвой мошеннических действий.

В Visa позиционируют свое приложение не как электронный кошелек, а как коммерческий инструмент с широкими возможностями, в котором уделено должное внимание вопросам осуществления платежей, что, в принципе, выводит продукт в область конкуренции с Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay.

В проекте заложено много функций для развития, что делает его скорее платформой, чем обычным приложением

Одной из крайне любопытных особенностей приложения является возможность интеграции с мобильным сервисом определения и подтверждения местоположения Visa (Mobile Location Confirmation Service — MLCS). Этот инструмент борьбы с несанкционированными операциями позволяет проверить, действительно ли смартфон клиента находится рядом с POS-терминалом, регистрирующим транзакцию. Кроме того, MLCS будет способствовать развитию Visa Checkout — проекта в области m-commerce.

По словам старшего вице-президента Visa по процессингу эмитентов Тодда Брокмана (Todd Brockman), в проекте заложено очень много функций и огромный потенциал для развития, что делает его скорее платформой, чем обычным приложением. Глава продуктов срочных платежей Тэд Петерсон (Thad Peterson) поддерживает своего коллегу: «Это больше платформа, чем продукт. Одна из задач, которую сейчас решают многие люди, заключается в том, чтобы переместить свое внимание с продуктов на инструменты».

Приложение установили 277 тыс. пользователей

С точки зрения возможностей продукт Visa частично повторяет приложение MySpend канадского TD Bank, которое было реализовано на технологии банка Moven. Приложение Visa соединяется с приложением банка-эмитента, как это происходит в MySpend. На смартфон оно загружается отдельно, при этом пользователь почти без лишних движений может переключаться между приложением Visa и приложением банка.

С момента запуска MySpend в декабре 2014 года по настоящее время приложение установили 277 тыс. пользователей — это при том, что оно устанавливается отдельно от приложения TD Bank. Интересной фишкой MySpend является тратомер, уже знакомый клиентам Moven. Как отметил генеральный директор Moven Бретт Кинг (Brett King), технология использует принципы геймификации, процесс расходования средств приобретает очертания игры.