Игорь Хмель — выпускник МФТИ, РЭШ и Стэнфордской школы бизнеса, участник профсообщества «Финновация», предоставляющего площадку для обсуждения и разработки системных инновационных проектов в условиях новой экономики.

BankEx («АВА финанс») специализируется на построении b2b-платформ (маркетплейсов), в том числе на принципах краудсорсинга поставщиков. По словам основателя, у компании накоплена существенная техническая экспертиза по интеграции с банками и опыт создания продуктов из отдельных компонентов решений поставщиков, как из конструктора. В данный момент BankEx ищет партнеров для совместной работы как в России, так и в США и Западной Европе.

Два вектора развития банка будущего

Принципиальные функции розничных банков в будущем не будут отличаться от настоящих. Банки по-прежнему будут производить платежи, выдавать кредиты и размещать средства своих клиентов. Однако каналы доставки банковской услуги, инструменты кредитования и размещения средств ожидает значительная трансформация.

На мой взгляд, возможны два сценария развития для банка будущего. Это digital bank в чистом виде и bank-2-bank-платформа. На рынке уже появились игроки, придерживающиеся этих моделей. О таком «разделении» рассуждал Эльман Мехтиев.

На данный момент BankEx разрабатывает три маркетплейса:

  1. Финдоставка — «последняя миля» доставки банковских карт клиенту курьерами или выдача через розничные сети ритейлеров и банков.
  2. Краудсорсинг СМБ кредитования — выдача кредитов малому бизнесу, являющемуся клиентами одних банков, за счет средств физлиц, являющихся клиентами других банков (при этом не происходит передачи клиентской базы между банками).
  3. Краудсорсинг обменников валют — автоматизированное проведение переговоров по курсу с обменниками, находящимися в географической близости от клиента-«физика», для получения индивидуальных условий обмена.

«Цифровой» банк обладает минимальным функционалом: платежи, обмен валют, услуги управления капиталом, при этом не имея собственной АБС. С другими компаниями он взаимодействует через API, может не иметь своей лицензии, пользуясь лицензией банка-спонсора или ограниченной лицензией MasterCard, использует облачные источники данных и современные каналы коммуникации (мобильные приложения, социальные сети, мессенджеры, чат-боты). У такого банка нет отделений.

Это направление получило широкую популярность в Великобритании и Германии (банки Number26, Tandem, Mondo, Fidor). В России оно представлено банком «Тинькофф», было представлено Рокетбанком и закрывшимся банком InstaBank.

С точки зрения технологии bank-2-bank — это платформа, на базе которой как из кубиков создаются новые продукты

Вторая модель bank-2-bank только набирает обороты, но, с моей точки зрения, именно она является более жизнеспособной. В отличие от полностью «цифрового» банка, она не вступает в прямую конкуренцию с моделью традиционных банков, а гармонично дополняет ее. Bank-2-bank-платформа и дает симбиоз, открывая традиционным банкам новые каналы продаж и предоставляя их клиентам доступ к лучшим продуктам на рынке.

С точки зрения технологии bank-2-bank — это платформа, на базе которой как из кубиков создаются новые продукты. Отбор лучших предложений происходит через механизм маркетплейса, продукты стандартизируются и приобретают дополнительную ценность, проходя через «фабрику данных» платформы. По этому пути уже пошли некоторые полностью «цифровые» банки. Например, немецкий Fidor выделил из себя банковскую платформу FidorOs. Не отстают и вендоры: Sopra развивает направление bank as a platform, а также появляются стартапы-маркетплейсы, такие как BankEx.

Традиционные банки, в зависимости от ресурсов и целей, выберут для себя некоторую комбинацию этих двух сценариев. Показательна стратегия банка «Тинькофф», который из чисто digital bank реформируется в гибридную модель и планирует инвестировать до $200 млн в модель «финансового супермаркета» — цифрового банка, продающего свои услуги на bank-2-bank-рынке.

Bank-2-bank-биржа финансовых продуктов на принципах блокчейна и Uber-экономики

Если взглянуть на банки с точки зрения использования технологии блокчейн, или распределенного реестра, то увидим, что традиционный банк по-прежнему живет по консервативной модели централизованного реестра. И даже «цифровые» банки не так далеко от них ушли и зачастую также живут по модели централизованного хранения данных. С приходом в нашу жизнь блокчейна у нас появился выбор между двумя моделями: публичным и частным.

Традиционный банк по-прежнему живет по консервативной модели централизованного реестра.

В скорый успех блокчейна применительно к банковской индустрии я не верю: здесь полностью отсутствует доверие между игроками и есть необходимость соблюдать конфиденциальность и банковскую тайну. Чтобы система могла работать, с рядовым клиентом должен вступать в контакт традиционный игрок, к которому есть полное доверие, то есть банк. Недостаток доверия — это одна из главных причин, по которым площадки для краудфинансирования и краудинвестирования не становятся мейнстримом и не могут пока полноценно конкурировать с банками. Так, и до разгоревшегося скандала портфель Lending Club в США составлял меньше 1% рынка потребительского кредитования.

С точки зрения конечного клиента, услуга, пришедшая с bank-2-bank-рынка, будет оформлена как услуга, предоставленная его же банком и совершенно ему понятная

Самой близкой к идеалу здесь представляется модель частного блокчейна, к которому допущено только ограниченное количество прошедших проверку игроков с регламентированными правилами бизнес-практик и четко распределенными зонами ответственности. Присутствие банков и доверенных компаний на концах сделки дает дополнительные гарантии конечным клиентам, в том числе защиту от «фрода», возможность частично застраховать свои потери при краудинвестировании и др.

С точки зрения конечного клиента, услуга, пришедшая с bank-2-bank-рынка, будет оформлена как услуга, предоставленная его же банком и совершенно ему понятная (например, банк А выдает кредит своему клиенту—малому бизнесу из средств, пришедших по модели краудфандинга от клиентов банка B).

Если взглянуть на модель bank-2-bank через призму модной сейчас экономики совместного потребления (sharing economy), то возникает параллель с сервисом заказа такси Uber — только для банковских продуктов и каналов продаж. Представьте, что клиент приходит в банк с потребностью, которую данный банк не может удовлетворить в настоящий момент. Это может быть, например, долевое инвестирование в коммерческую недвижимость. Чтобы решить эту задачу, банк выходит со своей заявкой на рынок и размещает деньги клиента в лучшем из текущих предложений, получая комиссионный доход и совершая кросс-продажи. При этом банк не тратится на создание подобного продукта у себя и покупает их с рынка по мере необходимости.

Рынок финансовой доставки как пример b2b-биржи на российском рынке

Рынок финдоставки является, пожалуй, одним из наиболее готовых к работе по модели b2b-маркетплейса. Пример банка «Тинькофф» своим ростом и кризис, заставляющий банки сокращать сети своих отделений, подталкивают банки к выходу на рынок курьерской доставки банковских карт.

По данным ЦБ, в России доставляется 100–150 тыс. карт ежемесячно, а выпускается — порядка 5–6 млн

Доставка обещает стать важным инструментом в росте клиентской базы банка и росте маржинальности в случае замены традиционной модели обслуживания на дистанционную.

По данным ЦБ, в России доставляется 100–150 тыс. карт ежемесячно, а выпускается — порядка 5–6 млн. Потенциал роста рынка доставки — 1 млн карт в месяц и выше. Крупнейшие игроки развивают in-house-доставку, но даже у них может быть потребность в аутсорсе в отдельных регионах. За последние пять лет появились такие автономные курьерские компании, как «Карта на дом», а сейчас на рынок выходит новый игрок — компания «Финдоставка», чья бизнес-модель предполагает краудсорсинг для оплаты услуг курьеров. Сервис запустили компании Bringo247 и «Ава финанс».

Сложившаяся на рынке финансовой доставки ситуация открывает возможность для запуска биржи, которая могла бы обслуживать, с одной стороны банки, а с другой — продавцов каналов: ритейл, почта, курьерские компании, круьеров. Над запуском такой биржи работает сейчас команда «Финдоставки».

Выгоды от создания bank-2-bank-биржи финансовых продуктов для финансовой экосистемы

С появлением bank-2-bank-бирж финансовые институты получат возможность регулярно обновлять и кастомизировать продуктовые предложения, подключать новые каналы продаж без дополнительных капитальных инвестиций и интеграции новых технологий. В целом банкинг станет более разнообразным и заточенным под нужды клиента.

Лучшие продукты быстрее выйдут на рынок, а уровень сервиса и удовлетворенность пользователей вырастут. Крупные банки смогут эффективнее использовать свои каналы продаж и IT-ресурсы, а небольшие банки получат возможность узкой специализации, станут эффективнеее.

Принять участие в опросе о готовности банков к b2b-маркетплейсам.