Создатель сервиса Михаил Попов рассказал порталу Банкир.ру о том, почему у нового финансового решения нет интерфейса и как договориться с ботом о своих тратах.

«Наше будущее — это банк без интерфейса, и уже сегодня от клиента нельзя требовать разбираться в интерфейсе. Нужен альтернативный канал коммуникации. Наша цель построить виртуальный банк, который действует в интересах клиента и способен решить проблему, а не создать новую»,— говорит он. Бот в течение нескольких недель тестировался первыми пользователями, которые делились своими наблюдениями и замечаниями о его работе. Финтехстартап может себе позволить работать с меньшей аудиторией, уверен Попов.

 

Команда сознательно представила на суд первым пользователям «сырой» продукт, чтобы дорабатывать его «на ходу», отталкиваясь от потребностей клиента

Говорить о том, что бот TalkBank — это полноценный финансовый помощник, пока рано. Программа не распознает многие запросы, сформулированные естественным языком, оперирует очень ограниченным на первый взгляд набором ссылок, а в случае сомнений предлагает зарегистрироваться в приложении EasyFinance. Но Попова обнаруживающиеся во время тестирования пробелы не смущают. По его словам, Talkbank — один из немногих на рынке примеров разработки с итерационным проектированием. Другими словами, команда сознательно представила на суд первым пользователям «сырой» продукт, чтобы дорабатывать его «на ходу», отталкиваясь от потребностей клиента.

«У создателя любого приложения есть два пути: создать продукт, а потом долго развивать его, дорабатывать, добавлять функции и тестировать в закрытом режиме, или выпустить версию с минимально допустимой функциональностью, чтобы потом дорабатывать ее в соответствии с пожеланиями реальных клиентов»,— рассуждает Попов. TalkBank пошел по второму пути.

В ближайшей перспективе Telegram останется единственным каналом для бота. «Инфраструктуры Telegram более чем достаточно. Другие мессенджеры отстают: например, у WhatsApp нет официального API, да и инструменты, которые Facebook дает разработчикам ограничены»,— отмечает Попов.

Вопросы, касающиеся планирования расходов, накоплений и инвестиций,— всегда самые сложные, и пока эта часть словаря бота в разработке

Планируется, что со временем чат-бот научится создавать шаблоны платежей по команде пользователя (попросить его об этом можно будет в свободной форме), кнопки команд будут отображаться внутри поля сообщений. Попов обещает, что набор понятных боту тем будет постоянно расти: с помощью бота можно будет не только оплачивать счета и переводить деньги со счета на счет, но и снимать жилье или вкладываться в ценные бумаги. Однако «вопросы, касающиеся планирования расходов, накоплений и инвестиций,— всегда самые сложные, и пока эта часть словаря бота в разработке», добавляет он. Сроки реализации не уточняются.

Пока урезанная функциональность чат-бота мешает увидеть то, чем он может стать в будущем, а отсутствие карты — протестировать реальные платежные возможности. Остается полагаться на план фаундеров.

«Мы хотим продемонстрировать функциональность бота пользователям, но не готовы учить конкурентов»,— говорит Попов. Многие функции сейчас представлены в демонстрационном режиме и отображаемые результаты отличаются от фактических механизмов работы. Например, демонстрационные платежи и переводы сейчас не содержат некоторых шагов, связанных с подтверждением транзакций и обеспечением их безопасности, которые обязательно появятся при работе с уже реальными картами и деньгами.

«Для многих разработчиков вопрос безопасности финансовых транзакций в мессенджерах остается открытым, и мы пока не хотим раскрывать свои ноу-хау в этом направлении»,— комментирует Попов.

Список «претендентов» TalkBank составил по заявкам первых пользователей

Количество заявок на карту «Выгода» — коммерческая тайна, как и банк-эмитент. Сам бот обещает, что карты попадут в руки пользователей до конца июня. Выпуск карт был отложен: предполагалось, что клиенты TalkBank получат карты, выпущенные банком «Интеркоммерц», но он лишился лицензии еще за пару месяцев до запуска TalkBank.

Также бот предусматривает возможность привязки любой карты, которая уже есть у пользователя. По словам Попова, до конца июня на руках у клиентов TalkBank окажется не только карта — появится и интеграция с банками, названия которых пока не раскрываются. Список «претендентов» TalkBank составил по заявкам первых пользователей, и в него вошли Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ 24, «Тинькофф» и Промсвязьбанк. «Мы хотим, чтобы клиенту было комфортно и выгодно, независимо от того, какую карту он подключил. Просто с нашей картой он получит больше привилегий»,— резюмирует создатель проекта.