О начавшейся проверке компания сообщила днях в своем ежегодном отчете. «В начале нынешнего года SEC проинформировала нас, что инициирует расследование на предмет возможных нарушений федерального законодательства, которое касается ценных бумаг», — говорится в тексте отчета. Комиссия потребовала, чтобы компания из КНР добровольно предоставила всю документацию, которая, в частности, затрагивает «политику и практику консолидации», включая бухгалтерскую отчетность Cainiao Network, логистического подразделения Alibaba.

Компания подчеркивает, что выполнила все предписания SEC и намерена и впредь максимально содействовать расследованию. Вместе с тем, она советует участникам рынка не считать запрос на информацию, который поступил от регулятора, индикатором того, что были допущены некие нарушения закона. «Расследование продолжается, и как в любом подобном разбирательстве, мы не можем прогнозировать, когда оно будет завершено», — отмечается в годовом отчете Alibaba.

После того, как стало известно о расследовании SEC, акции компании снизились в цене почти на 3%

В том, что американский регулятор правомочен расследовать деятельность китайского гиганта интернет-торговли, ни у кого не возникает сомнений. Alibaba, основанная миллиардером Джеком Ма, провела в 2014 году первичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Это было самое большое IPO за всю историю NYSE. После того, как стало известно о расследовании SEC, акции компании снизились в цене почти на 3%.

Бухгалтерия китайской компании «возможно, самая сомнительная из всех»

Как отмечает Business Insider, вопросы о финансовой отчетности Alibaba уже звучали и до этого. Совсем недавно Джеймс Чанос, глава хедж-фонда Kynikos Associates, заявил во всеуслышание, что бухгалтерия китайской компании «возможно, самая сомнительная из всех», с которыми ему пришлось столкнуться. «Мы не знаем, сколько компания зарабатывает на самом деле», — сказал он, выступая в Лас-Вегасе на конференции управляющих активами. Короткие позиции по акциям Alibaba Чанос начал открывать в ноябре минувшего года. Впрочем, основатель Kynikos Associates давно известен своим скептическим отношением к Китаю.

В продолжение темы Business Insider напомнил примечательные факты из своей прошлогодней публикации о главном интернет-универмаге планеты. И в частности, то обстоятельство, что индикатор P/E (price/earnings), то есть отношение рыночной цены акции к прибыли, полученной на одну акцию, в случае Alibaba достиг отметки 25. Или почти заоблачных высот. К примеру, у компании eBay, обладающей схожими параметрами, P/E составляет лишь 15. По мнению издания, такой разрыв, возможно, говорит о сильно завышенной оценке фондовым рынком акций китайского гиганта.

Китайские интернет-магазины в 2014 году насчитывали 361 млн покупателей. Alibaba, утверждала, что только у нее совершают покупки 367 млн человек

Не исключено, что Alibaba дает приукрашенные данные о численности покупательской аудитории. Согласно официальной оценке местных властей, китайские интернет-магазины в 2014 году насчитывали в целом 361 млн покупателей. Alibaba, между тем, утверждала, что только у нее совершают покупки 367 млн человек.

Наконец, общая сумма покупок, на которую ссылается в отчетности Alibaba, тоже производит впечатление несколько завышенной. По последним данным, американский покупатель тратит на покупки в интернете в среднем $1,655 в год. Китайская же компания уверяет, что только на ее сайте среднестатистический китаец ежегодно оставляет $1,215. Как указывает Business Insider, между первым и вторым показателями неправдоподобно маленький разрыв, если учитывать существенную разницу в доходах населения в США и КНР.