Совет 1. Каждому сотруднику — свой уровень доступа к информации

Чаще всего предметом преступления становятся базы данных клиентов организаций. Уходя от работодателя, как правило, менеджеры стараются «прихватить» с собой не только базу данных своих клиентов, но и сведения обо всех клиентах организации.

Программа фиксирует, кто из менеджеров заходил в базу данных, какую именно, какие действия совершал

Клиентура банков — основа финансовой стабильности и благополучия. Поэтому защищать информацию о клиентах необходимо особо тщательно. Одним из эффективных методов защиты информации является соответствующее программное обеспечение, в соответствии с которым каждый менеджер имеет свой код доступа к определенному сегменту информации. Программа фиксирует, кто из менеджеров заходил в базу данных, какую именно, какие изменения (действия) совершал. С одной стороны, исключается доступ сотрудников банка к информации, с которой они не работают. С другой стороны, есть возможность проследить, кто и что делал с информацией, составляющей коммерческую, банковскую или налоговую тайну.

Помимо информативной составляющей, такие программы играют и превентивную роль. Сотрудник банка, понимающий, что все его манипуляции с охраняемой законом информацией оставят следы, которые выявит сведущий специалист, скорее всего, побоится копировать нужную ему информацию.

Совет 2. Заранее предупредить о семи годах тюрьмы

Из первого совета логически вытекает второй. Боязнь банковского сотрудника собирать и распространять охраняемую законом информацию должна быть предметна и осязаема. Многие работники понимают, что определенная информация конфиденциальна, но не знают, что конкретно им грозит за незаконное обращение с ней.

За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, предусмотрена уголовная ответственность до 7 лет лишения свободы

Устранить пробел банковских сотрудников в области знаний уголовного законодательства помогут совместные усилия юридического отдела, службы безопасности банка и отдела кадров. Юрист должен подготовить документ (можно назвать его «памятка», «предупреждение», «уведомление», «заявление» и т. д.), суть которого состоит в том, чтобы в обозначенном месте сотрудник расписался за то, что он уведомлен об уголовной ответственности по статье 183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну».

Для пущего эффекта на стадии приема на работу можно обязать сотрудника собственноручно написать фразу: «Я предупрежден, что незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну является  тяжким преступлением, за которое предусмотрена уголовная ответственность до 7 лет лишения свободы».

Службе безопасности банка или сотруднику отдела кадров необходимо как можно более доходчиво объяснить банковскому сотруднику смысл подписания такого документа, риск наступления негативных последствий, а также тот факт, что подписанный документ в дальнейшем может быть использовать в качестве доказательства по уголовному делу или гражданскому (в случае взыскания ущерба). Думаю, не лишним будет отметить, что подобные документы необходимо тщательно хранить в личных делах сотрудников.

Многим известно, что незнание закона не освобождает от ответственности. Но в данном случае важнее предупредить утечку информации, нежели потом тратить силы на привлечение сотрудника к предусмотренной законом ответственности.

Совет 3. Увольняя, также напомните об ответственности

Совет третий как продолжение второго: на случай, если ранее сотрудника не предупреждали об уголовной ответственности, а планируют его уволить. В такой ситуации перед работодателем возникают два вопроса: к какой охраняемой законом информации имел доступ сотрудник и как его предупредить о нецелесообразности совершать правонарушение.

Сотрудники службы безопасности могут провести с ним разъяснительную беседу, фиксируя ее с помощью видео- или аудиозаписи

Итак, если банковский сотрудник, которого планируют уволить, имел доступ к охраняемой законом информации, сотрудники службы безопасности могут провести с ним разъяснительную беседу, фиксируя ее с помощью видео- или аудиозаписи, составить объяснение, цель которых — донести до сотрудника информацию о нецелесообразности незаконного оборота охраняемых законом сведений под страхом уголовной ответственности.

Как вариант, соответствующее разъяснительное письмо можно отправить сотруднику на электронную почту, адрес регистрации или фактического места жительства.

Совет 4. Нарушителя — на доску позора

Теперь рассмотрим ситуацию, когда в отношении банка было совершено преступление, предусмотренное ст. 183 УК РФ, и в отношении конкретного сотрудника имеется приговор суда, вступивший в законную силу. Такой документ можно очень наглядно использовать для предупреждения новых аналогичных преступлений. Его можно повесить на информационную доску с пометкой «он (она) предал интересы банка».

Фотографии лиц, совершивших преступления, красуются рядом с информацией и слоганом «он предал интересы службы» или карикатурами

В шутливой форме такой прием использовал бывший владелец «Евросети» Чичваркин, дав указание подвесить в центральном офисе продаж за шею манекен в форме работника «Евросети» с табличкой на груди «он плохо обслужил клиента».

Повсеместно такой метод используется и в государственных учреждениях, когда фотографии лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, красуются рядом с подробной информацией, описывающей конкретные преступные действия, и соответствующим слоганом «он предал интересы службы», или карикатурами.

Совет 5. Не нарушайте трудовое законодательство

Порой бывший работник распространяет охраняемую законом информацию не с целью получения выгоды, а чтобы отомстить за несправедливое увольнение

В условиях массового сокращения штата в банках, равно как и в других организациях, тяжело соблюсти все тонкости трудового законодательства. Порой бывший работник распространяет охраняемую законом информацию не с целью получения выгоды, а чтобы отомстить за несправедливое, по его мнению, увольнение, грубое общение при увольнении и т. д.

В связи с этими нюансами следует тщательно подходить к процедуре увольнения, не допуская нарушений трудового законодательства, по возможности вежливо общаться с каждым увольняемым сотрудником. Как правило, у банка при массовом увольнении сотрудников не самая лучшая экономическая ситуация. И это принято считать уважительной причиной либо необходимостью. При этом неизбежно задевается самолюбие увольняемых сотрудников, для которых зачастую принудительное увольнение — стресс. Здесь на первый план выступают дипломатические качества топ-менеджеров банка и сотрудников отдела кадров. Такими нехитрыми способами можно убить двух зайцев: предупредить желание сотрудников отомстить банку и остудить рвение посудиться из-за предполагаемого незаконного увольнения.

Многие мои доверители, принимая решение вступить в судебную тяжбу, будь то вопросы незаконного увольнения или случаи нарушения прав потребителей, прежде всего руководствуются эмоциями. Нередки такие заявления: «если бы со мной нормально поговорили и не грубили (не угрожали — в случае увольнения), я бы не стал (стала) судиться».