Юлия Архипова, директор по продажам компании «Флекссофт»

Ведя речь о бизнес-эффекте автоматизации, в первую очередь стоит говорить об управляемости и контролируемости деятельности организации. Автоматизация бизнес-процессов позволяет расставить контрольные точки, на которые можно и нужно выставить KPI, что дает возможность оптимизировать деятельность в конкретных узлах бизнес-процесса, высвободить персонал, упростить требования к компетенции сотрудника. Поскольку сам бизнес-процесс дает возможность организовать конвейер, где у каждого четко определена зона ответственности, инструменты и функции, сокращается объем не свойственной сотруднику работы и уменьшается уровень его погружения в задачу.

Карта бизнес-процессов позволяет построить ландшафт бизнеса и четко определить где создаются ценности для клиента, которые он готов приобретать, где формируются необходимые сопутствующие затраты, а где непрофильная деятельность, от которой надо либо избавляться, либо снижать до минимума.

Учитывая актуальность задачи, ИТ-компании берутся за ее решение, и одной из компаний, создавшей программное обеспечение, автоматизирующее бизнес-процессы, является компания «Флекссофт».

Основным риском автоматизации в банке является вход в долгий и дорогой проект с размытыми границами, выгода от которого может оказаться несущественной

С моей точки зрения, наиболее ощутимый краткосрочный эффект приносит автоматизация операционных процессов банка, долгосрочный — автоматизация управленческих процессов, процессов обучения и подготовки сотрудников, а также автоматизация процессов, непосредственно не связанных с клиентом (например, процесс закрытия дня, подготовка и проведение кредитных комитетов и т. п.). Основным риском автоматизации в банке является вход в долгий и дорогой проект с размытыми границами, выгода от которого может оказаться несущественной. Во избежание этого необходимо заранее проводить исследование, готовить развернутое техническое задание, по результатам которого принимать решение о начале проекта и об используемых в нем информационно-технических средствах. Само же исследование должно иметь небольшие сроки и давать четкое представление банку о стоимости и эффективности основного проекта автоматизации.

Очевидно, что заказная разработка позволяет получить заказчику индивидуальное решение, которое будет полностью удовлетворять его потребности

К сожалению, зачастую бывает наоборот: сначала выбирается софтверное решение, а потом проводится исследование, по результатам которого для получения эффекта от внедрения выбранное решение нуждается в серьезной доработке, что приводит к увеличению срока проекта и существенным затратам, которых можно было бы избежать.

Очевидно, что заказная разработка позволяет получить заказчику индивидуальное решение, которое будет полностью удовлетворять его потребности. Однако здесь и кроются основные «подводные камни», и встает вопрос о сложном сопровождении и развитии такого решения, а также возникают трудности с применением к нему определенного уровня SLA. Кроме того, заказные разработки зачастую сопряжены с желанием заказчика реализовать все возможные требования, которые он продолжает формулировать по ходу ведения проекта, а это приводит к расширению скопа и, как следствие, затягиванию и удорожанию проекта автоматизации. Конечно такой ситуации можно и нужно избегать, предварительно проводя обследование, разделяя проект на этапы и фиксируя на каждом этапе определенный набор требований.

При удачном выборе решения заказчик сможет запустить свой бизнес в максимально короткие сроки, а потом постепенно его наращивать, автоматизируя необходимые функции

Преимущество же коробочного решения в том, что оно уже содержит необходимый набор готовых элементов, из которых собирается итоговый экземпляр. Несмотря на то что он может удовлетворять не всем требованиям заказчика, при удачном выборе решения заказчик сможет запустить свой бизнес в максимально короткие сроки, а потом постепенно его наращивать, автоматизируя необходимые функции. Кроме того, коробочное решение более устойчиво к сбоям, как неоднократно выверенное у пользователей, и имеет поддержку с заранее определенным уровнем SLA. Также коробочное решение имеет ряд своих ноу-хау, которые могут быть полезны для развития бизнеса заказчика. Таким образом, коробочное решение имеет некоторые преимущества перед заказной доработкой, однако его следует выбирать для автоматизации стандартных функций. Если же бизнес заказчика имеет существенные отличия от конкурентов, или автоматизация в сфере деятельности заказчика практически отсутствует (не представлена на рынке ИТ), то, конечно, стоит обратиться к заказной разработке.