— Расскажите об основных направлениях бизнеса вашей компании. Продукты каких классов вы предлагаете банкам?

— Мы предлагаем продукты трех основных направлений. Это АБС, автоматизированные банковские системы — то, с чего 20 лет назад начался бизнес компании, и они до сих пор являются одним из основных направлений. Это системы ДБО, дистанционного банковского обслуживания. Сюда же мы включаем фронтальные решения, потому, что они у нас простроены на одной платформе. Третье, это хранилища данных и все, что связано с бизнес-приложениями на основе хранилищ: бюджетирование, управление, МСФО, аналитические отчеты и т. д. Плюс сейчас мы выводим на рынок новое направление, RS-Connect, касающееся информационного обмена с государственными информационными системами.

Мы начинаем позиционировать решения для обмена информацией с госорганами как отдельное направление

Первое, что мы сделали в эту сторону,— решение по работе с ГИС ГМП, еще около трех лет назад. Мы не выделяли его в самостоятельный модуль, а предлагали клиентам как часть АБС. Сейчас же мы начинаем позиционировать решения для обмена информацией с госорганами как отдельное направление.

— Что послужило толчком для выделения этих решений в самостоятельное направление?

Банки не сами придумали, что им нужно подключаться к государственным информационным системам, их к этому обязывают законы

— Есть спрос на рынке. Если пять лет назад практически все производители АБС делали такие решения для своих клиентов сами, то сейчас банки покупают их и у других поставщиков. Соответственно, и мы решили предлагать продукты по информационному обмену с государством банкам, работающим на АБС других производителей. Драйвером этого спроса являются законодательные изменения. Банки не сами придумали, что им нужно подключаться к государственным информационным системам, их к этому обязывают законы. Хотя, конечно, банки могут и зарабатывать на этом, предлагая клиентам новые услуги.

Кроме того, это оправданно с точки зрения архитектуры системы. АБС — это учетная система, по сути, в ней ведется бухгалтерия, проводки и так далее. RS-Connect по своей архитектуре — транспортная система, она для другого предназначена. Логично их разделить, и это позволяет предлагать RS-Connect и сторонним клиентам, без привязки к нашей АБС.

— Какой бизнес-эффект от информационного обмена с государственными информационными системами могут получить банки?

— Банки могут сэкономить. Например, автоматизированная обработка запросов от Федеральной службы судебных приставов — поиск счетов, наложение арестов — обходится гораздо дешевле ручного труда. Сейчас становится все больше государственных служб, с которыми банки должны взаимодействовать, и без автоматизации это будет обходиться все дороже.

Если вся информация о платежах должна идти через ГИС ЖКХ, любой банк, интегрировавшийся с ГИС ЖКХ, сможет принимать платежи в адрес любого поставщика ЖКХ-услуг

Также банки могут привлекать клиентов новыми услугами. Взять, к примеру, ГИС ЖКХ.  У Сбербанка были договоры со многими организациями отрасли ЖКХ, в адрес которых они принимали платежи, и этим перетянули к себе большую часть плательщиков: каждый знал, что может прийти в Сбербанк и просто и без проблем заплатить за квартиру, электричество и т. д. А если вся информация о платежах должна идти через ГИС ЖКХ, любой банк, интегрировавшийся с ГИС ЖКХ, сможет принимать платежи в адрес любого поставщика ЖКХ-услуг и запрашивать для клиента информацию о предыдущих платежах и задолженностях, и все будут в равных условиях. Это при условии, что в ГИС ЖКХ все нормально заработает.

— Когда стартует ГИС ЖКХ?

— 1 июля. Как всегда бывает в России, неожиданно вдруг все увидели федеральный закон, который вышел два года назад и в котором говорится, что наступит 1 июля 2016 года. Видно, срок был слишком велик, все расслабились, а весной Минкомсвязи начало рассылать письма с напоминанием, что 1 июля вводится в строй ГИС ЖКХ и все банки будут обязаны с ней работать.

1 июля запустится первая очередь, и банки будут обязаны отдавать туда информацию о платежах в ЖКХ, иначе штраф

На самом деле, она еще в стадии разработки. 1 июля запустится первая очередь, и банки будут обязаны отдавать туда информацию о платежах в ЖКХ, иначе штраф. Дорабатываться, обрастать новыми функциями она будет до конца года. Но интегрироваться надо уже сейчас.

— С какими еще госструктурами позволяет интегрироваться RS-Connect сейчас, и с какими в будущем?

— У нас разрабатывается три модуля. «RS-Connect. Обмен с ГИС ЖКХ», выходящий в начале июня, чтобы банки успели установить его и опробовать до запуска ГИС ЖКХ, затем начнутся продажи модуля для интеграции с ФССП, тут у нас срок июль-август. Далее мы планируем выпустить модуль для обмена с Федеральной налоговой службой, но тут все упирается в форматы обмена данными, которые пока не опубликованы. Как только появятся форматы, начнется ажиотаж, как сейчас с ГИС ЖКХ, поэтому модуль для интеграции c ФНС мы делаем уже сейчас. Это гораздо сложнее, чем в ГИС ЖКХ, в силу большего числа видов запросов и сообщений.

Есть у нас планы и по интеграции с ПФР, ФМС, ФТС, нотариатом, реестром сведений о банкротстве

Модулем RS-Connect станет и функция интеграции с ГИС ГМП, мы выделим ее из состава нашей АБС. Очевидно, когда мы придем к клиенту, работающему не на нашей АБС, его будут интересовать модули для интеграции со всеми необходимыми государственными информационными системами, в том числе и с ГИС ГМП.

Есть у нас планы и по интеграции с ПФР, ФМС, ФТС, нотариатом, реестром сведений о банкротстве. Эти модули определенно будут востребованы.

— Простыми словами, что требуется от банка, чтобы начать информационный обмен с госорганами?

— Как правило, банку необходимо дорабатывать свою АБС, так как в ней нет нужной информации. К примеру, для ГИС ЖКХ нужны информационные поля, которые практически во всех АБС отсутствуют. Помимо этого нужен коннектор. Его почти никто сам не разрабатывает, банки его покупают. Наконец, нужно интегрироваться со СМЭВ — системой межведомственного электронного взаимодействия, установить соединение, защищенное криптографическими алгоритмами по ГОСТу, реализовать со своей стороны поддержку протоколов обмена данными с серверами госслужб.

Причем работы тут может быть и не очень много, но, как всегда при работе с госорганами, это занимает много времени. К примеру, получение сертификата для шифрования канала. Чисто технически получить его можно за несколько минут, но рассмотрение заявки, генерирование, передача сертификата организации могут занять вплоть до месяца. Впрочем, в большинстве случаев банки все это уже прошли, когда подключались к ГИС ГМП, так что им осталось доработать АБС и внедрить коннектор.

— Сколько времени потребуется банку на интеграцию с RS-Connect?

— Для наших клиентов все совсем просто: если в банке стоит наша АБС, то она уже интегрирована с нашим коннектором. Если АБС другая, то сроки зависят от количества сервисов в информационной системе госоргана. В случае ГИС ЖКХ это одна-две недели, по нашим оценкам, а вот интеграция с ФНС и ФССП может занять месяцы.

— С учетом того что государственные информационные системы сейчас разрабатываются и дорабатываются, и долго еще будут, насколько затруднительны для банка доработка и обновление коннектора?

— В нашем случае коннектор — коробочный продукт, это сильно облегчает дело. Так как это независимая система, его обновление не связано с доработками АБС. Но надо смотреть, что обновилось со стороны государства, изменения могут быть очень разными.

Если госструктура запускает новый информационный сервис, то надо обновить АБС, чтобы она выдавала дополнительную информацию, необходимую государству

Если меняется логика взаимодействия с коннектором, банк просто получает новую версию коннектора и устанавливает ее. А вот если госструктура запускает новый информационный сервис, параллельно надо и АБС обновить, чтобы она выдавала дополнительную информацию, необходимую государству.

Третий случай — появление сервиса, предоставляющего информацию клиенту банка. Здесь уже надо и фронт доработать, чтобы клиент мог воспользоваться новой услугой. Со своей стороны мы прилагаем все усилия, чтобы максимально облегчить банку реализацию этих изменений.

— Каких изменений в IT-ландшафте банка требует интеграция с госструктурами?

— Любой софт надо куда-то поставить. То есть нужен сервер. В нашем случае коннектор очень легкий, и выделять ему физическую машину обычно нет необходимости. Но если банк крупный, с развитой сетью филиалов, поток запросов может быть большим, тогда понадобятся отдельные серверы для приложения и для базы данных. Сервер должен быть подключен к сети банка и иметь выход в интернет для установления защищенного соединения со СМЭВ.

В ряде банков с высокими требованиями к информационной безопасности системы с выходом в интернет не могут иметь физического соединения с локальной сетью банка

Тут возможны трудности — в ряде банков с высокими требованиями к информационной безопасности системы с выходом в интернет не могут иметь физического соединения с локальной сетью банка. Естественно, появляются трудности с обменом данными между АБС и коннектором. Решаются они по-разному: с использованием файловых хранилищ, или через порты RS-232. В нашем решении на этот случай предусмотрена офлайн-схема взаимодействия, причем на двух уровнях: между коннектором и АБС, и между коннектором и СМЭВ, в зависимости от того, как там у банка все устроено.

— Чем еще характерен ваш коннектор, в чем его конкурентные преимущества?

— В нашем решении есть как онлайн-взаимодействие, так и офлайн-интеграция. Последнее точно нужно некоторым банкам, причем не только для безопасности. Некоторые старые АБС просто не могут обмениваться данными в онлайне. Сейчас все торопятся интегрироваться с ГИС ЖКК, а доработка АБС — процесс долгий. Еще важно, что он модульный. Инсталлятор единый, но лицензируются модули отдельно, банк может приобрести лицензии только на необходимые ему модули.

У нас очень хороший интерфейс. Несколько лет назад мы по-настоящему взялись за интерфейс наших веб-приложений, привлекли к разработке концепции компанию Usability Lab, и периодически к ней обращаемся, прорабатываем новые решения, проводим тестирования. Это необходимо — в банках сменилось поколение пользователей, операционисты страшно мучаются с традиционными интерфейсами банковских приложений, далеких от какого бы то ни было удобства. Мы сделали, на наш взгляд, очень качественное решение с удачной эргономикой.

Еще нюанс — RS-Connect предназначен для работы как в отдельном банке, так и в банке с большим количеством филиалов, и в банковской группе. В сложной банковской структуре сообщения из госорганов необходимо маршрутизировать между разными филиалами и банками. Мы это умеем.