Соревнование за потребителя может измеряться как в абсолютных показателях, таких как число клиентов, так и в относительных, таких как удовлетворенность клиентов или экономическая эффективность ипотечного бизнеса. По причине сложности такие исследования затруднительно поддерживать на регулярной основе. Поэтому определение победителей соревнования зачастую происходит по объемным показателям, из которых и составляются рейтинги.

Аналитический центр по ипотечному кредитованию и секьюритизации «Русипотека» с 2003 года собирает данные по результатам функционирования ипотечного рынка, которые отражаются в рейтингах по направлениям:

  • ипотечные банки,
  • ипотечные компании,
  • регионы.

В новом проекте «Высшая ипотечная лига» мы решили посмотреть не только на результаты лидеров и занимаемые ими места, но и на то, как они работают, чтобы попасть на ипотечный Олимп. В рамках проекта мы постараемся выявить, какие стандарты работы присущи лидерам.

Правила формирования Высшей ипотечной лиги

Таблица 1. Правила формирования Высшей ипотечной лиги

Комментарий к правилам (табл. 1)

  1. Банки, входящие в состав банковских групп, учитываются отдельно. Работая под отдельным именем, кредитор использует особенности бренда, его историю и связи с клиентскими сегментами.
  2. Ипотечные компании выполняют важные функции в своих сегментах, но имеют значительно меньшую рыночную долю. По ним составляется отдельный рейтинг.
  3. Рейтинг составлен по выдаче, а не по кредитному портфелю, который отражает былые заслуги. Лучшая характеристика текущего влияния банка на ипотечный рынок сейчас и на перспективу демонстрируется возможностями системы продаж.
  4. Главным показателем, определяющим итоги ипотечного соревнования, служит объем в денежном выражении, а не количество кредитов. В течение последних лет средняя сумма ипотечного кредита меняется незначительно и близка к 1,7 млн рублей. На больших объемах кредитования продуктовые и региональные особенности нивелируются, и средний размер кредита незначительно отличается у банков в вершине рейтинга.

Объемы кредитования, достигнутые коммерческими банками, формируют Высшую ипотечную лигу, но не ограничивает, а только подогревает наш интерес к работе кредиторов из ее состава.

Кроме ранжирования участников соревнования нас интересует опыт победителей, которые формируют стандарты практического ипотечного кредитования.

Продукты, технологии, отношения с клиентами — все это является составной частью лидерства и будет внимательно изучаться.

Высшая ипотечная лига по итогам 2015 года

Таблица 2. Распределение мест в Высшей ипотечной лиге по итогам 2015 года


Справочно: весь рынок — 1 147 339 млн руб.

Из десяти банков, вошедших в Высшую ипотечную лигу, только восемь имеют рыночную долю, превышающую 1%.

Предпосылки к изменениям рыночных долей

1. Уход из розничного бизнеса АИЖК.

Сеть продаж АИЖК сократится, возможно вообще перестанет существовать или будет работать на других участников. На это уйдут ближайшие два года. Если не брать в расчет выход из кризиса 2008 года, то сеть АИЖК имела потенциал 5–7% рынка.

2. Уменьшение количества участников ипотечного рынка.

Кто-то уходит с рынка, кто-то сокращает объем. Причины не важны. Доли не очень большие, но после сокращения они восстановлены не будут в подавляющем большинстве случаев.

3. Ипотечные кредитные портфели проходят уже не первый кризис лучше остальных розничных кредитов.

Кредитный ипотечный портфель в 2015 году увеличился на 11% и поддерживает интерес кредиторов к этому продукту.

4. Ипотечные жилищные кредиты хорошо интегрированы в другие сферы.

Ипотечное кредитование устойчиво связано с инвестиционно-строительной деятельностью, рынком недвижимости, социальной политикой, жилищной политикой. Общественная значимость и соответствующее внимание не вызывают сомнения, что также поддерживает стратегический курс банков на развитие ипотечного кредитования.

5. Объединительные процессы и рост потенциальных возможностей участников.

Перечень постоянно расширяется. Что-то прошло, что-то на слуху. Новые или измененные участники при желании могут многое сделать на ипотечном рынке, если захотят и проявят волю.

6. Реальные или декларативные планы продажи или приватизации банков.

Подготовка к продаже может быть длительной, а может быстрой. Зачастую перед продажей возникает желание улучшить финансовые показатели коммерческого банка. В данном случае рыночная доля на коротком временном отрезке может быть не очень важна. Оптимизация перед продажей может увеличить рвение к продажам, а может и сократить.

Заключение

  1. Правила формирования Высшей ипотечной лиги определены.
  2. Результаты 2015 года подсчитаны.
  3. Резкий передел рынка не близок, но изменения возможны уже по итогам 2016 года, а по итогам 2017 года могут удивить.