Цель корпораций — найти на стороне свежие прорывные продукты, которые можно применить в основном бизнесе. Цель начинающих предпринимателей — продать свои продукты крупным заказчикам и их клиентам. Как складываются отношения между корпорациями и молодыми предпринимателями, я хочу рассказать на примере финансового рынка.

Целью мероприятия был поиск перспективных команд, которые смогут предоставить востребованные продукты конечным клиентам

В декабре прошлого года Альфа-Банк совместно с Фондом «Сколково» провел отбор финансово-технологических стартапов. Целью мероприятия был поиск перспективных команд, которые в синергии с ведущим технологическим банком смогут предоставить востребованные продукты конечным клиентам. Фонд, в свою очередь, готов был предоставить возможность стать резидентом Сколково и получить финансирование при соблюдении всех процедур.

За 31 день (отбор шел весь декабрь) всего было получено более 50 заявок. Мы специально сделали широкую воронку, чтобы рассмотреть проекты из разных областей. В итоге мы получили различные решения для кредитного скоринга, финансового планирования, peep-to-peer-кредитования, биометрического распознавания и идентификации, программ лояльности, обмена валют, биржевой торговли, страхования. Некоторые проекты были связаны с решениями для безопасности, электронных кошельков, туризма, были также hardware- и blockchain-проекты.

Мы внимательно изучили все присланные проекты, составили шорт-лист и в итоге провели встречи с авторами лишь шести из них. Однако, к большому сожалению, ни один из проектов так и не смог получить положительной оценки для масштабирования на аудиторию Альфа-Банка.

Причин у такого результата несколько. Я постарался их обобщить, систематизировать и сообщить рынку, так как, на мой взгляд, это может помочь всем его участникам и стартап-сообществу работать эффективнее в будущем.

Как правило, проекты, которые имеют только презентацию, не рассматриваются. Необходимо создать прототип и проверить свои бизнес-гипотезы на реальных клиентах

Причина первая: проекты на стадии идеи. Как правило, проекты, которые имеют только презентацию, не рассматриваются. Необходимо создать прототип и проверить свои бизнес-гипотезы на реальных клиентах. Эту стадию развития стартап должен пройти самостоятельно, либо пройти одну из множества акселерационных программ, существующих на рынке. Например, Альфа-Кэмп — двухмесячная акселерационная программа Альфа-Банка для стартапов ранней стадии, в течение которой команды прорабатывают свои идеи вместе с банковскими специалистами. На выходе получаются проекты, готовые для пилотирования и последующего масштабирования в случае успешных результатов.

Причина вторая: отсутствие уникального торгового предложения. Проект должен обладать уникальными потребительскими свойствами, которые выгодно отличают его от конкурентов. Сейчас рынок насыщен копиями не только западных успешных стартапов, но и российских. Интересен тот факт, что в презентациях указывают, как правило, зарубежные аналоги и ни слова не говорят об отечественных конкурентах. Здесь можно дать один совет: необходимо более ответственно подходить к анализу конкурентного поля и поиску своего уникального преимущества.

При рассмотрении проектов мы всегда обращаем внимание на целевую аудиторию, соответствие профиля целевого клиента стартапа нашим клиентским сегментам и их потребностям

Причина третья: несоответствие профилю целевой аудитории. Конечная цель подобных мероприятий — объединить усилия людей, их опыт и энергию для создания новых продуктов, которые сделают жизнь клиентов проще и удобнее, помогут быть свободнее в поступках и мечтах. Звучит высокопарно, но это так и есть. При рассмотрении проектов мы всегда обращаем внимание на целевую аудиторию, соответствие профиля целевого клиента стартапа нашим клиентским сегментам и их потребностям. Мы понимаем, что извне просчитать такое соответствие очень сложно, поэтому будем стараться транслировать необходимую информацию, соблюдая при этом соответствующую приватность данных.

Хроники финтеха — 5.Обзор публикаций о финансово-технологических инновациях со всего мира 8–14 марта 2016 года.

Причина четвертая: дорогостоящие доработки в информационных системах на стороне банка, с одной стороны, и слабый экономический эффект — с другой. Проекты, которые требуют технической интеграции с банковскими системами, как правило, не принимают в расчет стоимость доработок, связанных с их внедрением. При этом очень часто бывает, что даже расчетные показатели прибыли не покрывают этих расходов. Мы считаем, что инновационные продукты действительно стоит внедрять лишь если они приносят деньги.

Многие из присланных гипотез уже отработаны и показали свою неэффективность

Причина пятая: похожие продукты, которые были или находятся в разработке в Альфа-Лаборатории. Существует заблуждение, что банки делают только то, что видно снаружи — на сайте, в приложениях и интернет-банках. На самом деле проводится множество экспериментов и отрабатывается большое количество гипотез. Все новые продукты пилотируются на небольшом количестве клиентов, и в случае неудачи пилот сворачивают и дальше не масштабируют. Так что многие из присланных гипотез уже отработаны и показали свою неэффективность. Не стоит расстраиваться, ведь, получив такой результат, вы сможете сэкономить значительное количество времени и денег и сделать что-то еще.

Я верю в то, что мир стремительно меняется, и мы принимаем активное участие в этом процессе. Альфа-Банк обязательно продолжит сотрудничать с молодыми компаниями. Это крайне непростая задача, ведь крупные корпорации «сопротивляются» внедрению инноваций в силу своей бюрократической структуры, отлаженных годами процессов и целому зоопарку информационных систем. Но мы, как и основатели стартапов, видим цель — изменить многое в финансовом мире. А вместе достичь ее будет гораздо проще.

19 апреля 2016 года состоится первый в России форум « Блокчейн и открытые платформы – 2016». Организатор мероприятия – ИА Bankir.Ru, модератор – главный редактор Антон Арнаутов.