Конечно, тон всему 2015 году задала предновогодняя шокотерапия, ставшая следствием повышения ключевой ставки до 17%. В течение года банкиры переживали последовательно отрицание, гнев, торг, депрессию, дойдя до принятия этого факта где-то к началу лета 2015 года.

Темпы роста/падения месячных продаж кредитов (в сравнении с тем же месяцем предыдущего года) в январе 2015-го рухнули до минус 70%. Год назад, в январе 2014-го, этот показатель составлял минус 50%. В течение года показатель рос, достигнув в декабре диапазона от 0% до минус 40%.

POS-кредиты стали единственным сегментом, показавшим плюс: продажи декабря 2015-го превысили продажи декабря 2014 года на 3%. Этот рынок традиционно является предвестником тенденций для всех остальных видов кредитования: POS-кредитование раньше других начинает снижаться, но и быстрее восстанавливается после падения.

Нецелевые кредиты также достигли равновесного значения, в декабре 2015 года повторив результаты декабря 2014-го. Мы не предполагаем увидеть в этом году значительного роста нецелевых кредитов, но думаем, что и сжатия рынка не произойдет.

Если ситуацию в беззалоговом кредитовании можно считать стабилизировавшейся, то залоговое — ипотека и автокредиты — продолжает падать.

Очень вероятно, что в первом квартале мы увидим кратковременное оживление ипотечного рынка, связанное с отменой поддержки строительной отрасли с 1 марта 2016 года. Заемщики постараются вскочить в последний «льготный вагон». Однако далее, в течение 2016 года, факторов поддержки ипотеки пока не видно.

Автокредитование падает вслед за снижением продаж автомобилей. Тут есть все шансы нащупать дно в течение 2016 года. Эксперты ожидают снижения продаж автомобилей в количественном выражении еще на 10%, однако в рублях, за счет роста цен, рынок может показать небольшой прирост.

2016 год не обещает быть простым, но будет интересным — годом сложных решений. Возможности поддержания бизнеса за счет сокращения издержек почти исчерпаны. И те игроки, которые имеют цель остаться на рынке, должны будут адаптироваться к новым условиям, повысить эффективность бизнеса и научиться зарабатывать при низкой кредитной марже. Те, кто сделают это в первых рядах, станут новыми лидерами рынка. Игра только начинается!