— Вы много общаетесь с банкирами, как вы считаете, что сегодня происходит с банками, если рассуждать глобально?

— Трансформация. Ускорение. Эффективность сервисов, транзакций — клиенты должны затратить минимум времени на получение услуги, а банк — минимум ресурсов на оказание услуги. Чем ниже затраты, тем выше рентабельность. ИТ в этом процессе отведена ключевая роль — обратите внимание на количество финтехстартапов, не исключаю, что в предельном случае банкинг станет неким интерфейсом взаимодействия клиентов с финансовым рынком.

Банкинг это уже не большие, красивые здания с большим количеством клерков. Банкинг — это customer intelligence: Big Data, mobility, agile, social media и облака — ключевой инструментарий в данной трансформации. Вопрос в том, как сделать этот инструментарий легким и при этом гибким и высокоэффективным.

— Как банк может сохранять конкурентоспособность (на падающем рынке)?

— На мой взгляд, практически вся клиентская база банков уже определена. Соответственно, конкурентоспособность определяется возможностью предложить более интересный, более выгодный продукт. Для этого прежде всего надо изучить своего клиента. Так, например, инструментарий Big Data позволяет составить социальный портрет клиента, изучить и смоделировать сценарии его поведения и на основании результатов предложить именно то, чем воспользуется клиент. Однако адресуем этот вопрос соответствующим экспертам и обратим внимание на затраты на инженерную инфраструктуру центров обработки данных (ЦОД). ЦОД как самостоятельный инженерно-технический объект в структуре активов банка не приносит прибыли, но принципиально влияет на качество оказываемых услуг.

— Инфраструктура влияет на прибыльность бизнеса банка?

— Да. В ИТ-ландшафте она играет важную роль. Во-первых, расходы на ее содержание относятся на себестоимость услуг. Если инфраструктура не оптимальна, то затраты на ее содержание могут быть весьма велики. В первую очередь это касается затрат на электроэнергию, на обслуживание оборудования, на закупку элементов довольно дорогих инженерных подсистем. Также не надо забывать о фонде оплаты труда высококлассных специалистов.

Во-вторых, это риски, связанные с работой программно-аппаратных комплексов, участвующих в оказании услуги клиенту или обеспечивающие выполнение иных критичных задач. Стабильность и непрерывность их работы обеспечивается, в том числе, и инженерной инфраструктурой. В случае простоя или ненадлежащего исполнения задач, банк может получить убытки и реализовать репутационные риски.

— Банки это не бедные организации. У них есть собственные здания. Чем они плохи?

— Они не плохи. Богат тот, кто хорошо зарабатывает и умеет экономить. ЦОД должен обеспечивать быструю адаптацию реализуемых с его помощью услуг к требованиям клиентов: переход к новым ИТ-инфраструктурам на базе виртуализации, реализацию подхода «платим только за потребленные ресурсы», возможность гибко формировать индивидуальные наборы ИТ-услуг четко и эффективно решающих задачи банка.

Собранные данные и анализ затрат-выгод и затрат-эффективности укажут на возможность оптимизации и снижения издержек.

Эффективным считается такой ЦОД, инженерная и ИТ-инфраструктуры которого используются с максимальной отдачей при нацеленности владельца на снижение эксплуатационных расходов. Необходимо определить качественные и количественные показатели, значения и совокупность которых определяют ту самую максимальную отдачу и исследовать условия ее достижения. Например, для инженерной инфраструктуры ЦОДа такими показателями могут быть использование пространства, использование электроэнергии, использование охлаждения, отказоустойчивость и SLA объекта, эксплуатационные затраты. Не исключено, что собранные данные и анализ затрат-выгод и затрат-эффективности укажут на возможность оптимизации и снижения издержек или рассмотрения аутсорсинга инфраструктуры ЦОДа в качестве базового сценария решения данной задачи. Индустрия коммерческих ЦОДов за прошедшие 10 лет совершила качественную эволюцию: появились весьма энергоэффективные и сертифицированные объекты, которые способны предоставлять услуги в соответствии с очень высоким гарантированным уровнем SLA оставаясь при этом коммерчески привлекательными.

— И все-таки, в чем выигрывает коммерческий ЦОД по сравнению с внутренним банковским?

— Прежде всего коммерческий ЦОД — это актив, который должен показывать заданные результаты по выручке и прибыли при минимально возможных издержках без ухудшения качества услуги. Его архитектура, технология и эксплуатационные процессы целевым образом реализованы для выполнения данной задачи. Аутсорсинг такого ЦОДа в полной мере реализует подход «платим только за потребленные ресурсы» — в соответствии с изменениями требований банка к объему услуги меняется стоимость при гарантированном SLA. При выводе инженерной инфраструктуры на аутсорсинг меняется и структура затрат: отсутствует актив, не участвующий в генерации прибыли, отсутствует составляющая капитальных затрат, операционные расходы оптимальны в каждый момент времени в соответствии с потребностью. Помимо этого необходимо отметить скорость развертывания задач, высокий уровень компетенций технического персонала, связность и качество каналов.

Интегрально критерием выбора аутсорсинг-партнера инженерной инфраструктуры может являться его экономическая безопасность, а следовательно, его надежность как контрагента, определяемая следующими параметрическими характеристиками:

  • технологии (топология подсистем, сертификации);
  • производственные возможности (надежность, работоспособность, отказоустойчивость, время продуктивной работы и время простоев ЦОДа);
  • кадровые — количество и качество персонала;
  • ресурсные — обеспечение параметров доступности, непрерывности и производительности сервисов и (или) оборудования
  • финансового и юридического обеспечения — абсолютная чистота и прозрачность;
  • перспективы положения на рынке;
  • функциональные особенности и результирующая, сформированная в SLA: обеспечение сервисов в рамках формализованных соглашений (соответствие фактических параметров предоставления сервисов договорам).

— Сейчас мы все привыкли уже к нисходящему тренду в стоимости хранения данных. По сравнению с прошлым, хранение единицы информации стоит сущие копейки. Насколько ощутима для банка экономия на хранении информации?

— Вопрос заключается в ИТ-архитектуре — к разным типам данных применяются разные требования по защищенности, срокам хранения, доступу и т. д. Исходя из сценария использования тех или иных данных и с учетом стоимости их хранения определяется решение. Это так называемая концепция гибридного хранения. Преимущества такого решения очевидны — скорость развертывания, скорость внесения изменений сценариев доступа и использования данных. Экономику такого решения надо считать в каждом частном случае, но примерная оценка — в разы относительно традиционных СХД.

— Насколько банки используют новые возможности для хранения данных? Облака, например?

— Зависит от сложившегося в банке ИТ-ландшафта. В настоящее время как раз и происходит эволюционный процесс: непрофильные сервисы банка — в облаках, аналитика — в облаках, CRM — тоже. АБС — предмет отдельного рассмотрения с позиций, опять же, ИТ-ландшафта, размера банка, целей, функционала АБС и ее специфических требований к ресурсам в пиковые периоды. Тем не менее, реализация АБС в частном облаке вполне востребована, как минимум малыми и средними банками.

— Насколько я понимаю, в «железе» продолжается «гонка вооружений». Чтобы не отстать, надо покупать все более современные серверы. А это издержки…

— Серверное оборудование относится ко второй амортизационной группе. Его срок полезного использования (СПИ) — 25–36 месяцев. Обычно столько же определяют производители в качестве срока службы, то есть временя, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использовать сервер по назначению и несет ответственность за существенные недостатки. Фактически, это эксплуатационный период без сбоев.

Технологии виртуализации и ПО-интеграции приложений позволяют использовать «железо» по максимуму.

Поэтому покупать их нужно с целью обеспечения надлежащей работы в течение всего срока службы. Целесообразность выбора того или иного программно-аппаратного комплекса определяется решаемой задачей (задачами), а технологии виртуализации и ПО-интеграции приложений позволяют использовать «железо» по максимуму, тем самым формируя гибкое и оптимальное с позиции затрат решение.

— Острый вопрос для всей индустрии хранения данных — санкции, связанные со сложной геополитической обстановкой. Насколько реально сегодня говорить об импортозамещении в этой области?

— Мне сложно претендовать на полноту владения информацией по данному вопросу. Если говорить об ИТ-индустрии в целом, открыто «окно возможностей», и государство может реализовать федеральную целевую инвестиционную программу развития отечественных ИТ-технологий, но ее необходимо рассматривать в поле действий федеральных органов исполнительной власти и соответствующих организаций по вопросам реализации государственной политики в сфере импортозамещения. Бизнес же, на мой взгляд, отреагировал снижением доли валютных затрат, тем самым уйдя от сопутствующих курсовых рисков и проявив интерес к продуктам Open Source, отечественным разработкам и аппаратным вендорам из стран, не применивших санкций к РФ.

— Насколько активно наши банки сегодня переходят на аутсорсинг в хранении и обработке данных?

— Есть устойчивый спрос со стороны малых и средних банков, Крупные банки консервативны. Это связано как с количеством используемых приложений, так и с решениями, предлагаемыми вендорами.

— Что, помимо страхов по поводу безопасности, сдерживает распространение аутсорсинга ЦОДов?

— Думаю, что на данный момент аутсорсинг ЦОДов стал locus communis, по крайней мере для инженерной инфраструктуры, с однозначно положительной тенденцией развития аутсорсинга ЦОДов в «ЦОД как услуга». Если смотреть ретроспективно, то было некоторое несоответствие темпов развития рынка коммерческих ЦОДов и потребностей корпоративного бизнеса. Так, например, цена вывода на рынок сертифицированного коммерческого ЦОДа, способного предложить более эффективную и качественную альтернативу, довольно высока. И дело не только и не столько в размере инвестиций, но и в вопросах эффективного управления жизненным циклом, включая финансовые показатели, правильность проектирования, строительства и эксплуатации объекта. После появления таких объектов сдерживающим фактором являлась относительно высокая стоимость услуг, что поначалу не создало массового и быстрого перехода к аутсорсингу, но явилось прецедентом для размещения наиболее критичного оборудования в сертифицированных ЦОДах. Дальнейшее развитие и расширение состава услуг идет в направлении PaaS и DCaaS. Не исключаю, что через пять-семь лет они займут основную долю в предложении коммерческих ЦОДов.