Рассказ о конференции хочется начать с выводов, которыми резюмировал дискуссию Ярослав Медокс, CIO Мираф-банк.

Общий вывод: сокращение бюджета и оптимизация ИТ-бюджетов — это реальность для всех банков. В том числе оптимизация за счет перехода к «автоматизации 2.0».

  1. Всегда можно уменьшить расходы на телекоммуникации.
  2. Отказ от затрат на maintenance. Это касается в первую очередь крупных банков, у которых накоплена «подушка оборудования» от пышных времен.
  3. Тема open source прозвучала практически у всех докладчиков. Появилась большая уверенность, что эти технологии можно использовать. При этом мы не знаем, о каких-то масштабных проектах на СПО.
  4. Привычной уже темой является аутсорсинг, о котором говорят на каждой конференции. Отношение к теме становится более профессиональным, рассматриваются все новые направления аутсорсинга.
  5. Переговоры с поставщиками услуг: фиксация курса, снижение цены, получение скидок, изменение состава услуг.
  6. Появление культуры управления бюджетом. Бюджет рассматривается не как ритуальное упражнение. Правильное управление бюджетом может принести реальную пользу для бизнеса.
  7. Консолидация вычислительных мощностей, что особенно важно для тех банков, которые занимаются слиянием и поглощением. С этим связана и тема использования внешних ЦОДов.
  8. Перспективные проекты, направленные на будущее снижение костов. Реорганизация сети и инфраструктурные проекты, инвестиции в которые позволят в дальнейшем снизить затраты по всему комплексу. Такие проекты нельзя сворачивать.
  9. Тестирование альтернативного (китайского) оборудования.
  10.  Оптимизация затрат по всему банку. Сокращение точек присутствия и переход к мобильным приложениям.
  11.  Оптимизация затрат на аренду и переход к работе на дому.
  12.  Оптимизация проектного портфеля. Ориентация на короткие проекты, жесткий мониторинг доходности проекта.

Денис Сотин, директор по информационным технологиям Росбанка, открывая конференцию, отметил, что в Росбанке бюджет в рублевом эквиваленте остается на будущий год таким, какой он был в этом году. Есть в банке и большой бюджет на развитие ИТ (порядка 30% от ИТ-бюджета). При этом бюджет на ИТ у Росбанка в 2015 году был примерно такой же, как в 2014 году. А еще у банка есть подушка оптимизации бюджета.

В банке была внедрена программа оптимизации текущих расходов — в среднем на 15%. Кризис, по словам Дениса Сотина,— это возможность не просто сократить бюджет, но и ввести систему оптимизации этого бюджета, внедрить культуру управления бюджетом. Вопрос не в том, какой бюджет у банка — большой или маленький. Вопрос в том, насколько банк умеет управлять этим бюджетом.

Не секрет, что ИТ-подразделения многих банков шли по пути наращивания всего: серверов, хранилищ данных, и делалось это лоскутно и разнокомпонентно, что приводило к разрастанию разрозненного ландшафта, в котором части плохо сочетаются друг с другом. Вот это «лоскутное одеяло» сейчас и приходится собирать воедино. Консолидация ИТ-структуры банка может дать очень большой эффект в оптимизации расходов.

Одним из инструментов оптимизации бюджетов является аутсорсинг. При этом аутсорсинг — это любая заказанная услуга, а не только ограниченный набор сервисов и услуг, который принято называть аутсорсингом. Сейчас надо думать в первую очередь об аутсорсинге всего, что связано с обслуживанием сети и должно масштабироваться в зависимости от размера этой сети.

Денис Сотин также сказал, что в банке внимательно изучают опыт внедрения решений open source, хотя и подходят к СПО осторожно. Конечно, речь не идет здесь о ключевых элементах инфраструктуры и критически важных приложениях.

Алексей Евтушенко, директор по информационным технологиям банка «Хоум кредит» напомнил, что он год назад говорил о том, что ИТ-бюджеты в банках сократятся. И действительно, бюджеты сократились примерно на 20%. За год ИТ-директора уже приняли новую реальность, в которой нам приходится жить. Произошел определенный сдвиг mind set и у ИТ-директоров, и, к счастью, у российских вендоров, которые перестали индексировать свои цены в зависимости от курса.

Банк «Хоум кредит» начал сокращать ИТ-бюджеты примерно два года назад. Банк существенно сократил точки присутствия, филиальную сеть, и расходы на каналы связи и телефонию. Банк проводит ревизию своей сетевой и HW-архитектуры с целью оптимизации затрат и повышения надежности..

Банк перевел всех вендоров на отношения в рублях, с иностранными вендорами был зафиксирован курс по валюте. Были сокращены затраты на maintenance непродуктивного оборудования.

«Мы постепенно переучиваем наших клиентов на работу с банком через дистанционные каналы. Банк готовится к тому, что через год-два клиенты будут массово брать микрокредиты и совершать платежи через телефоны, даже не звоня в контакт-центры»,— отмечает Алексей Евтушенко.

При этом он отметил, что банк постепенно замещает оборудование — тестирует технику китайского производства.

Также в банке начали внедрять agile подходы. В краткосрочной перспективе это приводит даже к некоторому увеличению костов, однако в средне- и долгосрочной перспективе позволяет банку быстрее внедрять новые проекты и оперативнее реагировать на любые изменения требований по проектам.

Еще три-четыре года назад банк начал переход на технологии open source. На всех массовых станциях отказались от MS Office и перешли на Open Office. И таких возможностей для оптимизации много. Например, уже начаты пилоты по переводу баз данных на Postgresql.

Владимир Черкашин, начальник управления информационных технологий Экспобанка рассказал, что в банке широко используется аутсорсинг АБС, процессинга, ДБО, техническая поддержка рабочих мест в регионах.

Банк использует кризис как время для новых возможностей, для поиска новых клиентов, которые не удовлетворяют свои потребности в других банках. ИТ-затраты банка не претерпели радикальных изменений с 2012 года, притом что объемы бизнеса росли существенно. «Сегодня я знаю, сколько я буду платить за аутсорсинг АБС через пять лет»,— сказал Владимир Черкашин. ИТ в банке вместе со всем банком работает на увеличение прибыли.

 

Владимир Бескровный, директор департамента ИТ банка МФК аудиторию удивил и заинтриговал. По его словам, банк уже давно не покупает оборудование, а берет его в лизинг, когда позволяют процентные ставки. Если какой-то проект не пошел, от оборудования можно отказаться. Банк активно использует аутсорсинг, в том числе аутсорсинг АБС. Оптимизировать затраты на связь банк смог тоже самым радикальным образом — отказавшись от большинства выделенных каналов и перейдя на интернет и IP-телефонию.

Банкам, у которых есть возможность гибко управлять арендой офисов, он предложил воспользоваться реализуемой в банке идеей — перевести часть персонала на удаленную работу из дома. В первую очередь ИТ-персонал, бэк-офисы и другие отделы. «Я прочитал много обзоров, которые говорят, что на дистанционной работе производительность труда сначала падает, а потом повышается. То, что в нашем банке сотрудники работают на удаленке, позволяет нам экономить средства»,— заявил Владимир Бескровный.

Председатель правления банка «Веста» Виктор Жидков поддержал идею удаленной работы ИТ-банка, поскольку, по его словам, стоимость аренды в Москве такая, что если на удаленном рабочем месте производительность труда упадет на 30%, но банк при этом сэкономит на аренде 40%, то 10% выигрыша все равно останется в банке.

Олег Письменский из DataSpace обратил внимание на соответствие расходов на содержание инженерной инфраструктуры ЦОД и ее функциональности, предложив критерии оценки и алгоритмы многофакторного анализа, определяющего целесообразность рассмотрения опции аутсорсинга инженерной инфраструктуры ЦОД.

Так, в частности, были рассмотрены четыре предметные области: соответствие положениям ЦБ, снижение и управление рисками, сокращение затрат, «легкость» реализации стратегических бизнес-инициатив.

В рамках доклада Олег Письменский раскрыл технологические, кадровые, ресурсные и прочие вопросы, связанные с обеспечением отказоустойчивости и непрерывности предоставления инфраструктурных сервисов, а также вопросы финансового и юридического обеспечения и привел пример алгоритма создания эффективной системы, содержащей как собственные верхнеуровневые ИТ-ресурсы банка так и SLA-based-ресурс «легкой», надежной, гибкой и высокопроизводительной инфраструктуры ЦОД, обеспечивающей оперативное развертывание и эксплуатацию критически важных ИТ-активов в базисе аутсорсинга. В заключении Олег Письменский отметил, что такой методический подход, конечно же, требует частных необходимых и достаточных условий для каждого конкретного проекта, но мировая статистика аутсорсинга инфраструктуры показывает экономию на затратах до 50% течение 10 лет при заданных гарантированных соглашением об уровне услуги показателях надежности и производительности.

Алексей Шершнев, директор по развитию технологий Промсвязьбанка считает, что ИТ в банках сейчас не на стадии лечебного голодания, а просто привыкают к здоровому питанию: «Из-за кризиса мы перестали переедать и начали нормально питаться».

По мнению спикера, банковская бизнес-активность в последние годы падает, но в то же время появляется время осмотреться. Есть время изменить платформу, чтобы к тому времени, когда бизнес начнет расти, банк был во всеоружии. 

В 2015 году в банке провели ревизию проектов в банке, выяснилось, что мы смогли закрыть 40% проектов, многие из которых делались по инерции. По оставшимся проектам был секвестирован бюджет. Большие изменения произошли в управлении проектами. Мы теперь беремся только за те проекты, которые принесут реальную выгоду. Бизнес-результат должен появиться уже в течение шести месяцев после начала любого проекта. Ежеквартально проводится жесткий мониторинг проектов.

В банке стали уходить от больших и тяжелых вендорских enterprise-решений. За 2015 год Промсвязьбанк не купил ни одной новой лицензии, кроме лицензий на поддержку уже работающих систем. Изучается возможность замены вендорских решений на решения open source. Другим важным принципом стал отказ от монолитности систем и переход к модульности.

Была создана компания ИЦБТ, которая сейчас работает с ИТ-банка по схеме подрядчик—заказчик. Все решения теперь разрабатываются, исходя из продуктового подхода. Компания будет разрабатывать отделяемые продукты, которые могут быть куплены другими банками.

В завершение Алексей Шершнев призвал к созданию межбанковской архитектурной платформы, которая позволила бы снизить затраты на интеграцию отдельных решений.

Но у банковского бизнеса никуда не девались завышенные ожидания от ИТ, как от машинки, которая генерирует деньги, уверен Сергей Буш.

По его мнению, сегодня мы наблюдаем конец Автоматизации 1.0: «Мы находимся в контексте очень серьезного кризиса, чтобы выйти из него, требуется перейти к новому менеджменту, к новому управлению проектами». По мнению Сергея Буша ответ — в переходе к СПО и к принципам agile. 

Польза таких конференций — в обмене опытом, на них локально появляются интересные идеи, которые могут претворить в жизнь не их авторы, а другие люди. Такой вывод также сделали ИТ-директора. Так, по итогам конференции было решено создать клуб обмена информацией о том, какое не очень нужное им сейчас оборудование распродают банки для того, чтобы о нем могли знать другие банки. Так, Алексей Евтушенко предложил банкам, нуждающимся в переоснащении своего парка банкоматов, АТМ из тех офисов, которые закрывает «Хоум кредит».

В конференции, которая прошла при поддержке ГК ЦФТ, компании DataSpace, ФРИИ и компании «Живой кофе», приняли участие более 80 представителей московских и региональных банков.