— В США PayPal уже два года кредитует малый бизнес: за это время было выдано кредитов на сумму свыше $1 млрд. Есть ли у PayPal планы ввести эту услугу и в России?

— Мы действительно планируем расширяться и вводить новые услуги. Но пока я готов говорить лишь о добавлении различных регулярных платежей, например за мобильную связь.

В каждой стране мы выбираем те услуги, которые будут востребованы именно на этом рынке. В России, где кэш играет очень большую роль, мы сделали то, чего не было в PayPal ни на каком другом нашем рынке: возможность пополнять счет наличными. В других странах мы выбираем привязку, например, через мобильные платежи или другие специфические платежные системы.

 

— Кстати, а эта функция — пополнения счета PayPal наличными — будет доступна в других странах? 

— Да, мы рассматриваем возможность перенести этот опыт на те рынки, где существует аналогичная ситуация с наличными.

— Недавно Центробанк проводил конференцию по shadow banking, в которой вы также участвовали. Каким образом PayPal включен в систему «теневого банкинга»?

Из всего населения Земли, то есть 7,5 млрд человек, уже 5,2 млрд имеют мобильное устройство. И только 1 млрд — банковский счет.

— Если помните, мы говорили на конференции о терминологии: о том, что на русский язык shadow banking все же лучше переводить как «параллельная банковская система». Для меня понятие включенности в параллельный банкинг прежде всего вопрос доступности финансовых услуг. А эта доступность, в свою очередь, осуществляется за счет доступности мобильных устройств. Из всего населения Земли, то есть 7,5 млрд человек, уже 5,2 млрд имеют мобильное устройство. И только 1 млрд — банковский счет. В этих цифрах — те перспективы, которые есть у PayPal: он может быть установлен на телефоне, к нему не обязательно должен быть привязан банковский счет.

 

— На днях в Германии начала работать PayDirect — компания, которая практически открыто заявляет, что ее цель — покончить с монополией PayPal. Активно развивается AliPay. Насколько эти новые игроки могут повлиять на место PayPal в мире онлайн-платежей?

— Если говорить про глобальный рынок, то в прошлом году компания PayPal провела платежей на $235 млрд — рост составил 26%. А если взять именно мобильные платежи, то они выросли на 68%, и их объем составил $46 млрд. И я верю в такую динамику и дальше.

Электронные платежи сегодня покрывают только 5–7% от объема розницы.

Если же брать такой рынок, как Россия, то я здесь скажу довольно избитую вещь: наш основной соперник — не AliPay или PayDirect, а наличный оборот. Электронные платежи сегодня покрывают только 5–7% от объема розницы. Вот пока эта цифра существенно не вырастет, говорить о конкурентах нет смысла. Сегодня мы активно работаем вместе с компаниями Qiwi, «Яндекс-деньги» и WebMoney, мы вместе стараемся развивать этот рынок, у нас есть общие вопросы к обсуждению с регулятором. Так что пока мы все партнеры, а не соперники. В ближайшие годы места на рынке хватит всем.

 

— Сколько всего у вас клиентов в России?

— Сегодня — около 2 млн. Это обычные потребители, индивидуальные предприниматели, представители малого бизнеса. Те услуги, с которыми мы вышли два года назад на российский рынок, были созданы специально для предпринимателей: возможность вывода средств на российский банковский счет, возможность держания баланса в рублях, возможность регистрации непосредственно счета для бизнеса. Ну и плюс в числе наших активных клиентов примерно 60 компаний из топ-100 российского интернета.

 

— Как изменились потребительские предпочтения ваших клиентов в этом году?

— Безусловно, произошло некоторое перераспределение их спроса. Объем заказов не уменьшился. Но изменилась география покупок. Если раньше очень много заказывали за границей, то сейчас фокус переместился на российский рынок, люди стали много покупать внутри России. Если же говорить о покупках за границей, то мы четко видим, что спрос переместился с Северной Америки и Западной Европы на Китай.

 

— Изменился ли состав покупок?

— Да, безусловно, люди стали меньше покупать товаров из категории luxury.

— А в следующем году какие вы видите тенденции?

— Смотрите, в 2015 году 63% россиян, которые пользуются интернетом, совершали онлайн-платежи. В 2014 году эта доля составляла 50%. Доля платежей p2p при этом выросла за год с 32% до 49%. Я думаю, что рынок онлайн-платежей продолжит расти.

Данные: PayPal, Ipsos