Поведенческий надзорИсполнительный вице-президент АРБ Эльман Мехтиев отметил, что банковская розница в России находится под большим регуляторным давлением, и вряд ли стоит рассчитывать на его ослабление. «Это глобальный тренд во всем мире»,— подчеркнул он. Регулятор, может быть, снизит темпы в введении различных новых коэффициентов и нормативов, но он усилит, особенно в рознице, так называемый поведенческий надзор — когда будет использовать инструменты, которые ранее от него не ожидались.

Регулятор, может быть, снизит темпы в введении различных новых коэффициентов и нормативов, но он усилит, особенно в рознице, так называемый поведенческий надзор.

Эльман Мехтиев напомнил, что пузырь «плохих долгов» в рознице начал понемногу сдуваться — со второго квартала текущего года рост просрочки более высокими темпами происходил в корпоративном кредитовании. И несмотря на то что сегодня семь из 10 крупнейших российских банков убыточны, можно говорить о некоей «точке балансирования», на которой находится розничный банковский рынок. При должной работе и отсутствии очередных сильных шоков розница может начать оживать.

«То, что происходит в банковском бизнесе — глобально, не только у нас в России, говорит о том, что специалист, будь он трижды монолайнер, но четко определяющий своих клиентов и их потребности, знающий свою нишу и умеющий в ней работать, сможет действовать очень и очень прибыльно»,— подчеркнул исполнительный вице-президент АРБ. С ним согласился генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков, отметив, что сейчас банки отходят от универсализации бизнеса, а большое влияние на рынок розничных услуг оказывают кредитные организации, специализирующиеся в той или иной отрасли.

POS-кредиты оживают

В розничном кредитовании уже сейчас намечаются позитивные моменты — об этом в своем выступлении заявил директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств Альфа-банка Дмитрий Жиздюк. Он обратил внимание на то, что банковский рынок консолидируется, так же, как и рынок торговой розницы. У крупных ритейлеров продажи в текущем году растут, в целом это помогает замедлять падение рынка POS-кредитования. «Если посмотреть на выдачи, то за 10 месяцев POS-кредитование упало на 29%, в то время как кредиты наличными по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 54%»,— заявил он и отметил, что декабрь текущего года может стать для POS-кредитования намного более хорошим, чем годом ранее. А в целом это неплохой знак для розничных кредитов.

За 10 месяцев POS-кредитование упало на 29%, в то время как кредиты наличными по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 54%.

Дмитрий Жиздюк также обратил внимание на то, что нынешнее развитие банковской розницы напрямую связано с развитием финансового образования клиентов. «Если уровень финансовой грамотности будет оставаться низким, у розницы будет не очень светлое будущее,— отметил он.— Но если мы сумеем сделать наших клиентов более образованными, то у нас есть все шансы вместе с ними прийти к какому-то более позитивному состоянию в ближайшем будущем».

Онлайн и сотовые операторы

Тема перехода POS-кредитования в онлайн, само собой, в ходе круглого стола не осталась без внимания. Однако участники дискуссии были настроены довольно спокойно. Так, по мнению Дмитрия Жиздюка, в России сегодня 1–5% от общего количества таких кредитов выдается в онлайне. Он указал несколько барьеров, мешающих активному развитию такой формы кредитования: барьер законодательный (невозможность удаленно идентифицировать клиентов) и барьер с точки зрения продукта (в этом направлении пока идет небольшое количество банков). «Но глобально вся торговля перестраивается под онлайн-формат. Мы готовимся, у нас есть ряд платформ, которые мы используем,— заявил Дмитрий Жиздюк.— Рынок пока еще очень не консолидированный с точки зрения IT-платформ. По мере того как он будет становиться больше, банкам будет легче. Но пока основные продажи держатся в офлайне. На ближайшие три-пять лет мы видим офлайн как основной источник клиентов банка».

Полноценному бизнес-партнерству не дает развиваться отсутствие готовности телекоммуникационных компаний принимать на себя все регуляторные и кредитные риски.

Попытки построения партнерства с сотовыми операторами стали важным вопросом для обсуждения на круглом столе. Полноценному бизнес-партнерству не дает развиваться отсутствие готовности телекоммуникационных компаний к тому, чтобы принимать на себя все регуляторные и кредитные риски, которые беспокоят банки. Вместе с тем кредитные организации видят большой потенциал в информационном обмене с сотовыми операторами. «Мы видим колоссальную базу в части возможности правильно идентифицировать клиента,— отметил директор департамента розничного бизнеса Московского кредитного банка Александр Шорников.— И если два года назад мы могли дискутировать по таким вопросам как о чистой теории, то сейчас мы понимаем, что у „телекомов” бизнес тоже ограничен в развитии. И у синергии с банками, я уверен, большое будущее». Вместе с тем участники дискуссии признались, что все хотят как можно быстрее получить доходы. «Никто не хочет заглядывать в будущее, для всех важна монетизация в моменте,— отметил заместитель председателя правления банка „Хоум кредит” Артем Алешкин.— Но ни банки, ни операторы сегодня не понимают, сколько может стоить такая информация. Поэтому „пилотов” куча, но никто сейчас не может сказать, кто и сколько на этом заработает».

Где деньги?

Председатель совета директоров Adela Financial Retail Group Евгений Бернштам попытался вернуть участников круглого стола «с небес на землю», подняв вопрос фондирования. «Выживут ли сами финансовые институты? — спросил он участников.— Где деньги, чтобы развивать розницу? Может быть, у кого-то они есть, но в целом в банковской системе нет». Евгений Бернштам указал, что сегодня банки создают свои микрофинансовые организации, где получают более высокую доходность. «Мы убьем весь цивилизованный рынок МФО — тех, кто не имеет доступа к фондированию,— заявил он.— У вас деньги стоят 3%, а в МФО они стоят 30%. Ну и куда вы пойдете как клиент?» Представители банков заверили его, что им подобная история знакома, указав, что примерно такие же, неравные, условия по фондированию у госбанков и коммерческих финансовых институтов. А Дмитрий Жиздюк указал, что Альфа-банк не имеет и не собирается создавать собственное МФО, поскольку клиенты банка и клиенты МФО — совершенно разные категории.

Если банк хочет продолжать кредитование, то он будет оптимизировать этот бизнес в минимальной степени.

Сокращение персонала

Кризис заставил банки оптимизировать расходы, однако все это делали по-разному. Так, Артем Алешкин рассказал, что, поскольку рынок кредитования сужался, сокращался персонал, который занимался кредитованием. Александр Шорников отметил, что, если банк хочет продолжать кредитование, то он будет оптимизировать этот бизнес в минимальной степени. «Здесь, скорее, стоит говорить о закрытии каких-то неэффективных допофисов, либо каких-то каналов привлечения. Но персонал мы, например, не сокращаем»,— подчеркнул он. Дмитрий Жиздюк рассказал, что Альфа-банк не набирал персонал в потребительское кредитование. «Мы достаточно долгое время жили без набора новых сотрудников, при этом был какой-то процент естественного оттока, когда люди уходили со стартовых позиций, и мы их не заполняли»,— заявил он.

Девять рецептов выживания

Главный редактор портала «Банки.ру» Наталья Романова, которая модерировала круглый стол, попросила его участников дать «рецепты выживания» розничного кредитования. В обобщенном виде эти рекомендации выглядят так:

  • Упорно работать.
  • Затянуть пояса, кто еще не сделал этого.
  • Сфокусироваться на своем бизнесе и клиентах, которых вы уже знаете.
  • При желании развиваться рассматривать вариант консолидации или покупки портфелей.
  • Пересмотреть стратегию.
  • Научиться правильно считать расходы и доходы.
  • Адаптировать наиболее востребованные продукты к реалиям рынка.
  • Быть готовым к позитивным событиям на рынке.
  • Думать о клиентах не только через призму финансовых услуг — банкам сейчас тяжело, но людям еще тяжелее.