1. Продажи розничных кредитов (без учета кредитных карт) упали почти в два раза.

2. Самым депрессивным сегментом стали нецелевые кредиты наличными, выдачи которых снизились на 54%. Ключевой негативный фактор в этом сегменте — радикальное сокращение кредитования нижнего массового сегмента.

3.  Ипотека, по инерции начав год позитивно (потеряв в январе лишь 5%), в итоге упала на 39%, несмотря на меры по субсидированию ставки.

4. Автокредиты уже второй год подряд штурмуют отметку минус 40%: в 2014 году выдачи таких кредитов снизились на 33%, за десять месяцев 2015-го — на 39%.

5. POS-кредиты, в начале года показавшие падение на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, раньше других сегментов начали проявлять первые признаки оптимизма, замедляя падение к предыдущему году (месяц к месяцу выдачи росли относительно стабильно с мая). В итоге за десять месяцев снижение составило «всего» 29%.

Структура рынка, %

В результате структура рынка за год заметно изменилась. Доля кредитов наличными снизилась с 58% до 50% при одновременном росте доли прочих сегментов. В ипотеке — наибольший прирост доли: с 29,5% до 34%.

Объем выданных кредитов (продажи), млрд руб.

Наиболее чувствительным к изменению рыночных условий сегментом является сегмент POS-кредитов. Это рыночный флюгер, первым подхватывающий «ветер перемен»: он быстрее других сегментов падает и раньше всех начинает восстанавливаться. В августе–сентябре в сравнении с предыдущим годом продажи POS отставали на 15%. Мы ожидаем, что декабрь будет уже положительным. Да, это рост с низкой базы (в декабре 2014 года «высокий сезон» был смазан), но это рост. И сигнал, того, что дно, от которого можно оттолкнуться, достигнуто.

Мы ожидаем, что устойчивая положительная динамика начнется в середине 2016 года.