— Как развиваются NFC-технологии в мире и в России? Visa ведет какую-то статистику? На каком уровне развития этих сервисов находится наша страна?

— Количество транзакций с использованием технологии Visa payWave в России увеличивается из года в год, тем не менее, бесконтактные мобильные платежи по технологии NFC (near field communication, «ближняя бесконтактная связь».— Bankir.Ru) пока не показали серьезных результатов. Сдерживающим фактором является необходимость значительных инвестиций в развитие инфраструктуры бесконтактных платежей. Проще говоря, охват сети бесконтактных терминалов пока еще небольшой. Однако с повсеместным внедрением технологии HCE (host card emulation, эмуляция банковской карты на мобильном устройстве.— Bankir.Ru) очевидно, что ситуация будет меняться, и вскоре мы сможем увидеть совершенно другую картину.

Visa, со своей стороны, один из драйверов процесса развития бесконтактных мобильных платежей. Так, в феврале 2014 года компания Visa представила спецификацию по NFC-платежам на базе технологии HCE. В результате стало возможным эмулировать платежную карту с помощью мобильного приложения. Примером реализации нового функционала в мобильных устройствах стал массовый запуск компаниями Visa и Qiwi бесконтактной оплаты с помощью смартфонов, поддерживающих NFC и работающих на базе Android 4.4 и выше. 

По данным  IHS Technology, только в 2015 году в мире будет продано почти 600 млн телефонов с функцией NFC

Технология бесконтактной оплаты активно набирает популярность, чему способствуют и растущие обороты продаж NFC-смартфонов. По данным IHS Technology, только в 2015 году, по прогнозам аналитиков, в мире будет продано почти 600 млн телефонов с функцией NFC. За последний год количество транзакций с использованием технологии Visa payWave в России выросло в четыре раза, а их объем увеличился в семь раз. Причем в регионе СЕМЕА, куда входят страны Центральной Европы, Ближнего Востока и Азии, Россия занимает первое место по проникновению бесконтактных платежей по картам Visa payWave. Эти факты убедительно доказывают, что технология востребована держателями карт. Совместное решение Visa и Qiwi открывают перед миллионами пользователей Visa Qiwi Wallet новые возможности оплаты и делает бесконтактные платежи доступными и удобными в использовании практически для каждого владельца современного мобильного телефона, установившего на свой смартфон соответствующее приложение.

— Расскажите, пожалуйста, о стартапах в области платежей, которые готовит компания Visa. Итак, ваша компания представила совместно решение с Qiwi. Можно подумать, что вы присоединились к большому ритейлеру финансового рынка немного «в пику» действиям конкурента, который совместно с одной из сетей по продаже мобильных телефонов выпустил карту. Это был ответный ход или самостоятельная инициатива?

— Совместный проект с командой Qiwi — это не стартап. Как я уже отмечал, речь идет о массовом запуске бесконтактной оплаты с помощью смартфона. Результатом нашей совместной работы стала интеграция бесконтактной технологии Visa payWave в функционал кошелька Visa Qiwi Wallet. Мы реализовали этот проект с простой и понятной целью — сделать мобильные платежи доступными для большого количества пользователей. Компания Visa последовательно реализует стратегию по популяризации электронных платежей, и Qiwi — это один из наших стратегических партнеров в России, с которым мы успешно сотрудничаем уже не первый год. Одновременно мы сотрудничаем и с другими участниками платежной экосистемы — финансовыми институтами, производителями гаджетов, технологическими вендорами.

Недавно компания Visa заключила технологическое партнерство с компанией Stripe. Работая вместе, мы сможем создавать и реализовывать инновационные решения для электронной коммерции. Stripe станет одним из первых бета-партнеров, который подключится к сети Visa, используя API и SDK (software development kit), и сможет предложить сообществу разработчиков доступ к платежным сервисам, сервисам по управлению рисками, сервису токенизации Visa и технологиям защиты платежей.

— На банковских конференциях часто любят размышлять о том, что банковская карта в ее классическом виде доживает свои последние годы. Вы согласны с этой оценкой? Вообще, компания Visa не боится наступления новой платежной эпохи? Или, наоборот, ваши технологические разработки помогают как раз эту эпоху приближать?

— Мы работаем в чрезвычайно динамичной отрасли, объединяющей платежи с электронной коммерцией, мобильными технологиями, технологией NFC, приложениями для покупок товаров, услуг и т. д.— фактически мы говорим об объединении физического и цифрового миров.

Мы работаем в чрезвычайно динамичной отрасли, объединяющей платежи с электронной коммерцией, мобильными технологиями, технологией NFC, приложениями для покупок товаров, услуг и т. д.

Речь идет о форм-факторе, определяющем будущее платежной индустрии. На протяжении последних 50 лет платежные карты успешно играли доминирующую роль, но сейчас положение меняется. Для компании Visa в целом форм-фактор не имеет значения: мы не занимаемся выпуском пластиковых карт. Visa — это технологическая компания, предоставляющая услуги проведения платежных операций. Это означает, что для нас не имеет значения, что явилось форм-фактором для транзакции через глобальную процессинговую сеть VisaNet, являющуюся наиболее безопасной, надежной, с наибольшим охватом, по сравнению с любой другой глобальной сетью.

Здесь уместным было бы процитировать одно из высказываний основателя компании Visa Дии Хока: «Успех преследует тех, кто умело сохраняет самое лучшее из прошлого в новых формах будущего».

— На дворе кризис и, насколько я спрашивала банкиров, никто на инновации деньги тратить не готов. Есть ли у Visa какие-то решения, которые позволяют банкам экономить или оптимизировать издержки?

— Давайте рассмотрим эту ситуацию под другим углом: издержки банков, о которых идет речь, сегодня в значительной степени обусловлены списаниями просроченной задолженности в кредитном портфеле и расходами на персонал. В нынешних условиях банки ищут возможности повысить качество управления рисками, сформировать более сбалансированный кредитный портфель и одновременно оптимизировать операционные издержки. Не удивительно, что внимание финансовых организаций переключается на технологические решения, использование которых еще совсем недавно казалось невозможным. В результате, например, все чаще в мобильных банковских приложениях можно встретить чат для связи со службой поддержки, а большинство операций уже осуществляется в электронных каналах. Visa всегда стремится быть надежным партнером для своих клиентов и помогать развивать совместный бизнес. С этой целью мы активно инвестируем в развитие тех активов, которые доказали свою эффективность для партнеров. Наша основная задача в том, чтобы дать возможность клиентам определить свои конкурентные преимущества на рынке и усилить их. И в этом они всегда могут рассчитывать на нашу поддержку, технологическую и экспертную.

Также следует отметить одно из важных направлений работы Visa — борьбу с мошенничеством. Мы опираемся на комплексное использование многих инструментов защиты, не полагаясь только на какое-либо отдельное средство. Кроме этого, Visa постоянно совершенствует стандарты безопасности, внедряет новые технологические решения, стремясь максимально повысить эффективность управления рисками.

— С начала 2016 года в России появляется своя национальная карта «Мир». Как компания Visa оценивает появление нового платежного инструмента на российском рынке?

— Компания Visa всегда приветствовала честную конкуренцию на рынке, поскольку это стимулирует нас создавать такие инновации, которые позволяют нам быть впереди. Сейчас мы находимся на относительно ранних стадиях развития индустрии электронных платежей в России, карта «Мир» — это новый игрок, и конкуренция станет хорошим стимулом для рынка в целом. НСПК выходит с собственным брендом, что будет способствовать росту объема электронных платежей в России. Центральный банк и НСПК активно работают над электронификацией платежей, и мы полностью поддерживаем эти усилия.