заместитель председателя правления группой компаний ЦФТ Андрей Фомичев- В конце мая прошел XII Банковский саммит по инновациям и развитию, организованный Центром финансовых технологий (ЦФТ). Мероприятие уже стало традиционным, в чем была особенность нынешнего?

- Саммит проводился уже двенадцатый раз, и хотелось бы констатировать, что за эти годы он вырос в серьезное отраслевое мероприятие. В этом году в нем приняли участие более 200 сотрудников из 89 кредитных организаций, почти половина из которых – топ-менеджеры и руководители. Нам удалось собрать достаточно представительный состав банкиров, которые обсуждали актуальные тренды развития банковского бизнеса. Главной целью было «сверить часы», понять, в каком направлении мы движемся в нынешнее непростое время, синхронизировать усилия различных участников рынка. На саммите присутствовали не только банкиры – к нам приехали представители АРБ, Национального платежного совета, Банковского института Высшей школы экономики, Национального партнерства участников микрофинансового рынка, Московской школы управления «Сколково», Ассоциации региональных банков России и многих других организаций.

- Какие моменты показались вам самыми яркими?

- Саммит отличался от других аналогичных мероприятий тем, что был мультиформатным. Помимо традиционных докладов были дискуссии, мастер-класс, другие формы общения. Очень ярким было интервью в формате «Наедине со всеми», которое провел Ян Арт с известным экономистом, первым российским министром экономики из команды Гайдара Андреем Нечаевым. Его рассказ об экономических реалиях начала девяностых годов и оценка текущих событий вызвали живой интерес у участников саммита. Хэдлайнером мероприятия был известнейший финансовый эксперт, директор исследовательской компании Balatro и автор бестселлера «Цифровой банк» Крис Скиннер, его выступление было очень полезным. Все, кому интересно это выступление, могут посетить сайт Саммита, где мы выложили запись выступления Криса Скиннера. Лично мне также очень понравился третий день саммита, когда представители различных банков в блиц-формате представляли бизнес-кейсы, делились историями успеха. Каждый из этих кейсов имел практическую ценность для других банков.

- Для финансового сектора нынешние времена нельзя назвать простыми. Какие темы были наиболее обсуждаемыми?

- В первую очередь всех волновала текущая ситуация: замедление экономики, скачки курсов валют, снижение объемов кредитования, рост просрочки и многие другие тревожные вопросы. Также с большим интересом обсуждался банкинг с точки зрения глобальных и долгосрочных трендов, появление на рынке новых игроков, предоставляющих банковские услуги – ритейлеров, страховщиков, МФО, интернет-провайдеров, телекоммуникационных компаний и других. Помимо этого, очень важным для банкиров сегодня является понимание клиента – как он меняется, как меняются поколения клиентов, какие у них появляются новые привычки и ценности, и как все это можно учитывать при разработке новых продуктов и сервисов.

- А технологические сферы?

- Безусловно, обсуждались и эти темы, ведь дистанционный банкинг и мобильные приложения приобретают все большую значимость. Очень важно взаимодействовать с клиентом мульти- и омниканально, посредством интернет- и мобильного банкинга, агентских сетей, различных устройств – банкоматов, POS-терминалов, c применением новых карточных технологий – например, Host Card Emulation и NFC, дополняя все это качественным обслуживанием в традиционном формате собственных отделений. Моя коллега Ксения Сидорова рассказала о новом flat-дизайне интернет-банкинга Faktura.ru, а также о новом приложении «мобильный банкинг» для Apple Watch. И ЦФТ, и участники рынка не просто развиваются в формате существующих мобильных устройств, но и осваивают новые форм-факторы, которые только появились на рынке и только начинают набирать силу.

- В настоящее время банки очень большое внимание уделяют сокращению издержек, и в условиях кризиса это вполне объяснимо. Что можно им предложить с точки зрения технологий?

- Автоматизация бизнес-процессов на основе решений ЦФТ сама по себе является высокоэффективным инструментом сокращения издержек, но можно сокращать издержки и на сами ИТ. Аутсорсинг ЦФТ отлично себя зарекомендовал и в том числе в плане сокращения издержек. На саммите выступали представители нескольких банков, являющихся нашими клиентами, которые привели свои расчеты: при использовании аутсорсинга ЦФТ IT-расходы организации снижаются в среднем на 40%. И чем более комплексным является аутсорсинг, чем больше направлений банковской автоматизации он включает – тем большей экономии можно достичь.

- А есть ли решения для тех, кто хочет не только экономить, но и зарабатывать?

- Каталог финансовых продуктов ЦФТ включает в себя более 300 продуктов, нацеленных на автоматизацию различных направлений бизнеса. В том числе для поддержки различных видов кредитования, где очень важны сокращение рисков, правильный скоринг, коллекшн и оптимальная организация бизнес-процессов. В качестве примера могу привести Банк Жилищного Финансирования, который давно работает на ипотечном рынке и является одним из ведущих, «продвинутых» в плане IT игроков. В полной мере используя решения ЦФТ, этот банк смог максимально технологично организовать сквозной бизнес-процесс начиная от приема заявки и выдачи кредита и заканчивая обслуживанием кредитов, организацией взаимодействия с клиентами, soft- и legal-collection. При помощи продуктов ЦФТ-банк и нашего сервиса Faktura.ru банк наладил полнофункциональное дистанционное взаимодействие с клиентами и организовал целый ряд бизнес-процессов на уровне мобильного банкинга. Очевидная выгода за счет глубокой и всесторонней автоматизации, удобный сервис для клиентов!

- Все большую актуальность приобретает тема создания на рынке открытых экосистем, что говорили по этому поводу участники саммита?

- Да, создание экосистем было одной из наиболее обсуждаемых и запоминающихся идей. Банк может кооперироваться с другими участниками рынка, не обязательно с финансовыми институтами, и каждый берет на себя определенную роль. Кто-то создает продукты, кто-то рефинансирует, кто-то продает, кто-то просчитывает риски и так далее. В итоге образуется целая экосистема, в которой каждый может эффективно и прибыльно работать. К этой теме был очень актуальный доклад от компании «Евросеть» «Депозиты на «Кукурузу». Партнерство кредитных организаций с ритейловыми сетями – удачный пример создания вот такой экосистемы, где каждый выигрывает. Банки не тратят деньги на создание и поддержку отделений, они используют технологические решения, позволяющие выдавать кредиты или собирать депозиты через тысячи отделений ритейлеров. Таким образом можно успешно развиваться даже в период кризиса.

- IT-решения становятся все более важными для банков…

- Традиционно всегда основной задачей IT было поддерживать банковские операции. Но в настоящее время эта задача несколько видоизменилась и трансформировалась. Теперь IT само по себе во многом стало банкингом и важным инструментом в конкуренции банков. Да, высокотехнологичные решения порой недешево стоят, но всегда можно найти оптимальный вариант – тот же аутсорсинг, который позволяет и средним, и малым игрокам рынка получать лучшие технологии и на равных соперничать с гигантами рынка, обладающими всеми необходимыми ресурсами для развития собственных IT-подразделений.

Сегодня выигрывают банки, которые располагают возможностями поддерживать многоканальность в работе с клиентом. Иначе невозможно предлагать современные банковские продукты, конкурировать на равных с другими кредитными организациями. Некоторые пытаются выживать исключительно за счет клиентского сервиса: доброжелательность, кофе, уют в отделениях и так далее. Но это может работать при условии, что с IT тоже все в порядке, кофе не заменит высоких технологий! Комплексный подход ЦФТ, который включает в себя и программные решения, процессинг, ДБО, денежные переводы, прием платежей и многое другое, дает полный набор инструментов для современного, эффективного, высокотехнологичного банкинга.

- Аутсорсинг – это выгодно для банков, но насколько компания-партнер сможет оперативно адаптировать свои стандартные разработки под конкретные запросы той или иной кредитной организации?

- На сегодняшний день IT – это непременное условие успешного банкинга, но надо понимать, насколько высокой может быть цена ошибки. Есть много банков, которые потратили десятки, а иногда и сотни миллионов рублей на решения, оказавшиеся в итоге неэффективными. Очень важно уметь сочетать с одной стороны стандартизацию, с другой – инновации и креативность. Стандартизация обеспечивает максимальную эффективность и экономию, а креативные, инновационные идеи, которые реализуются при помощи IT, помогают в конкурентной борьбе. Бытует мнение, что только банки с собственными IT-решениями могут своевременно предлагать на рынке какие-то новые продукты. Но, по моему мнению, это очень большое преувеличение. Стандартные решения, как это оказывается в случае с ЦФТ, могут быть достаточно гибкими и легко настраиваться под определенный запрос максимально быстро. Кроме того, какой бы большой ни была у банка собственная IT-служба, она все равно меньше специализированной IT-компании, а запросов от разных бизнес-подразделений поступает много. Возникает очередь из заявок в собственную IT-службу, соответственно, страдает скорость вывода на рынок новых продуктов. По каким-то направлениям удается соответствовать требованиям рынка, а по каким-то полный провал.

- Какими вы видите ближайшие, скажем, на три года, перспективы развития банковского IT в нашей стране?

- Если говорить о краткосрочных трендах, то мы видим, что во многих банках сокращаются или прекращают рост IT-бюджеты. Причиной этого стали кризисные явления, которые мы наблюдаем на рынке. Больше всего из ИТ-компаний пострадали системные интеграторы, в меньшей – производители программного обеспечения. Нам в такой ситуации проще, так как наше флагманское решение ЦФТ-Банк уже стало отраслевым стандартом и спрос на него по-прежнему высок. Хотелось бы отметить, что в прошлом году большая часть наших новых контрактов была подписана именно в самое тяжелое время. Возможно, этому есть объяснение. Многие проекты на рынке запускаются, но… ни к чему не приводят, растворяются. А проекты по внедрению наших продуктов всегда реализуются в очень сжатые сроки, в среднем за 5–9 месяцев даже в банках топ-50.

В очень сложном 2014 году ЦФТ увеличил выручку на 8%, мы заключили 16 контрактов с новыми банками-клиентами, в числе которых ВТБ24, Московский кредитный банк и многие другие. Доля крупнейших банков среди наших партнеров продолжает расти, увеличивается и число клиентов с иностранным капиталом. В целом рынок банковского IT в ближайший год в плане ИТ-бюджетов будет стагнировать, но кризис – это всего лишь новые обстоятельства, в которых также можно и необходимо успешно работать.