По результатам исследования некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда», «Работа вдали от дома», из компаний, использующих в своей кадровой политике релокацию персонала, 17% составляют финансовые компании. Старший аналитик рекрутингового портала Superjob.ru Дарья Шурыгина конкретизирует информацию относительно банковских служащих. По данным Superjob, «46% банковских вакансий открыты в том числе и для соискателей из других регионов. Это соответствует среднему показателю по всем сферам деятельности. Но только 17% соискателей в банковском сегменте готовы рассматривать предложения о работе в другом регионе».

Однако по информации, предоставленной Кадровым сервисом Bankir.Ru, около 50% соискателей, разместивших свое резюме на портале, готовы к смене места жительства ради получения престижного места работы, карьерного роста, высокой заработной платы. При этом некоторые соискатели готовы рассмотреть переезд в любой регион России. Специфика Кадрового сервиса Bankir.Ru в размещении вакансий и резюме преимущественно менеджеров среднего звена и топов. Очевидно, именно они занимают более активную позицию в поиске адекватного потребностям места работы.

«Большинство крупных банков повышают сегодня свою операционную эффективность за счет минимизации затрат на персонал, – утверждает партнер Школы бизнеса «Синергия» Андрей Коптелов. – Использование персонала из регионов позволяет минимизировать затраты на оплату труда сотрудников операционных банковских офисов. Тех, где разработаны подробные должностные инструкции, по которым после краткосрочного обучения может начать работать человек, не имеющий никакой квалификации и опыта работы в банковской сфере. Сейчас даже есть высшие учебные заведения, которые активно сотрудничают с банками, осуществляя первичный набор и подготовку сотрудников из регионов с последующим их трудоустройством в московские отделения банков-партнеров».

Само обучение многочисленным тонкостям банковской работы тоже часто ведется дистанционно. Например, одна из серьезнейших сфер банковской деятельности – противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма – уже не первый раз преподносится Институтом современного банковского дела (ИСБД) в дистанционном формате. Семинар «Дистанционный (электронный) курс по ПОД/ФТ для кредитных организаций запланирован на 6–17 апреля 2015 года.

Учиться дистанционно всем премудростям банковской деятельности действительно можно уже давно. Практически все предлагаемые в разделе «Обучение» Bankir.Ru семинары проходят в классическом и онлайн-форматах, что позволяет принимать в них участие всем желающим из любой точки России и ближнего зарубежья.

Возможна ли дистанционная работа в банковской сфере?

Дарья Шурыгина утверждает, что «в банковском секторе предложения о дистанционной работе встречаются крайне редко. Однако возможность работать за пределами офиса все-таки есть: это позиции, связанные с разъездами. К ним относятся менеджеры по работе с корпоративными клиентами, специалисты по работе с просроченной задолженностью и тому подобное».

Однако, заместитель коммерческого директора, руководитель Кадрового Сервиса Bankir.Ru Владимир Веснин отмечает, что «вакансии для специалистов на «удаленке» периодически открываются, причем не только для линейного персонала, но и для ТОП-менеджеров уровня руководителей отдела». Что уж говорить о персонале call-центров, которые целиком и полностью переезжают в регионы. Сегодня, по утверждению Андрея Коптелова, «такой подход используется не только для call-центров, но и для обработки первичной документации. Информационные технологии сделали возможным расположить рабочее место сотрудника в любом регионе, если сотрудник не занимается личным общением с клиентами. Именно такая модель позволит банкам удержаться на рынке, ведь затраты на персонал и аренду офисов часто составляют внушительную часть затрат для банковской организации».

Информационные технологии сильно меняют структуру банковского бизнеса, причем настолько быстро, что обучение новым методикам с трудом поспевает за их внедрением.

Например, в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3-558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» вводится новая форма декларации по НДС, представляемая начиная с налогового периода 2015 года. Группа инновационных компаний Центр Финансовых Технологий (ЦФТ) 1 апреля 2015 года проводит на эту тему бесплатный вебинар «Экспорт данных по счетам-фактурам для налоговой декларации по НДС».

С 1 апреля 2015 года все операции по картам международных платежных систем должны обрабатываться в Национальной системе платежных карт (НСПК), а, по признанию самих банкиров, готовность по обработке операций Visa через НСПК практически нулевая. А это означает возможные сбои. К тому же, чем быстрее идет внедрение новых технологий, тем больше возникает проблем в области безопасности платежей, в частности по пластиковым картам. По этим причинам семинары, посвященные этой тематике особенно актуальны.

Семинар «Проблемы безопасности и Особенности защиты пластиковых карт от мошенничества. Банкоматное мошенничество. Преступления в сфере ДБО» 24–25 апреля 2015 года проводит Институт банковского дела Ассоциации российских банков (ИБД АРБ). «Программа способна полностью раскрыть проблемы безопасности, способы и схемы отмывания денег в обращении с пластиковыми картами. Семинар соединяет в себе элементы лабораторной работы, где будет наглядно продемонстрировано изготовление поддельных карт (скимминг), и семинара, на котором доступно и профессионально будут разъясняться тонкости безопасной работы с пластиковыми картами», – написано в анонсе мероприятия.

Семинар «Национальная платежная система России: Нюансы законодательства, оптимальные решения, электронные деньги и предоплаченные карты» запланирован на 23 апреля 2015 года «Институтом современного банковского дела» (ИСБД). Все о Национальной платежной системе России в свете закона 161-ФЗ: определение, структура, субъекты НПС России, Национальная система платежных карт (НСПК), требования к платежным системам, функционирующим на территории нашей страны, и многое другое будет обсуждаться на семинаре.

Этот же организатор 23 апреля 2015 года собирает банковских юристов на семинар «Перспективы развития НПС и регулирования законодательства о безналичных расчетах». Положение № 382-П и Указание № 2831-У, Инструкция Банка России № 153-И, устанавливающие требования по обеспечению информационной безопасности для банков, как показала практика, не до конца поняты банками. Часть требований этих документов нуждается в уточнениях и пояснении. Спикеры семинара дадут практические рекомендации и ответят на вопросы участников.

«Эпоха перемен» сегодня наблюдается практически во всех аспектах экономической и социальной жизни. В конце 2014 года, наконец-то, принят Федеральный закон № 476-ФЗ, вводящий в России институт потребительского банкротства. Закон, напрямую касающийся банков, чей основной доход складывается от кредитования населения. Закон вступает в силу с 1 июля 2015 года. Все новые положения данного закона комментируют лекторы негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Школы права «СТАТУТ» в рамках семинара «Банкротство граждан: новые правила. Комментарий 476-ФЗ от 29 декабря 2014 года», запланированного на 7 апреля 2015 года. Директор Школы права «СТАТУТ» Олег Волошин рассказывает: «Поправки предусматривают возможность реструктуризации задолженности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Они позволяют обратиться в суд с заявлением о признании гражданина банкротом. Условия – общая сумма денежных требований не менее 500 тыс. рублей и их неисполнение физическим лицом в течение 3 месяцев.

К участию в деле о банкротстве гражданина привлекается финансовый управляющий. Урегулирована процедура проведения собрания кредиторов, установлены порядок оплаты услуг финансового управляющего, его права, обязанности и ответственность.

Если суд признает заявление о банкротстве обоснованным, он вводит в отношении гражданина реструктуризацию долгов. С даты введения реструктуризации долгов гражданин вправе совершать определенные сделки только с предварительного письменного согласия финансового управляющего. Речь идет о приобретении и отчуждении имущества стоимостью от 50 тыс. рублей, недвижимости, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств. О получении и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводе долга, об учреждении доверительного управления имуществом гражданина. О передаче этого имущества в залог. Кроме того, гражданину запрещается совершать безвозмездные сделки.

В течение 3 лет с момента признания гражданина банкротом он не вправе участвовать в управлении юридическим лицом. Кроме того, гражданину может быть ограничен выезд из России до завершения или прекращения производства по делу о его банкротстве. Предусмотрены особенности заключения мирового соглашения в деле о банкротстве гражданина. Прописан порядок банкротства гражданина в случае его смерти. За преднамеренное и фиктивное банкротство граждан введена уголовная ответственность».

Взглянуть на этот же вопрос со стороны банков позволят знания, полученные на семинаре «Изменения законодательства о банкротстве и арбитражная практика» в Институте банковского дела Ассоциации российских банков (ИБД АРБ) 13–14 апреля 2015 года.

Тот же организатор 15–16 апреля 2015 года собирает специалистов банков в области торгового и структурного финансирования, сотрудников отделов документарных операций коммерческих банков, финансовых и коммерческих директоров компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на двухдневный семинар по валютным операциям «Торговое финансирование и документарные операции. Bank Payment Obligation (BPO)». Современные тенденции в развитии торгового финансирования и документарных банковских операций, правила ICC Incoterms 2010, требования к содержанию и оформлению документов в международной торговле, документарные аккредитивы, гарантии и резервные аккредитивы как способы обеспечения исполнения обязательств по контракту – неполный перечень вопросов, запланированных к обсуждению.

Об изменениях страхового законодательства расскажет семинар «Актуальные вопросы регулирования деятельности страховых организаций», запланированный группой компаний « Международный финансовый центр"» (МФЦ) на 14 апреля 2015 года. Казалось бы, простой, технический вопрос замены бланков лицензий, выданных до 21 января 2014 года, у ряда страховых организаций вызывает ряд затруднений, в частности, в правильном составлении и оформлении соответствующих документов. Семинар рассчитан на руководителей, юристов, специалистов в области отчетности, предоставляемой в порядке надзора, страховых (перестраховочных) организаций, не заменивших пока бланки лицензий, а также всех страховщиков.

Актуальность семинаров по страхованию объясняется еще и тем, что страхование выделено как одно из основных направлений при создании системы ранжирования финансовых специалистов в рамках разрабатываемой системы профессиональных стандартов.

В самостоятельное направление системы ранжирования также выделены специалисты, работающие на рынке ценных бумаг. Семинар «Экспертиза и определение подлинности документов и ценных бумаг: формы и способы подделок и методы их распознавания» Института современного банковского дела (ИСБД), намеченный на 27–28 апреля 2015 года поможет восполнить пробелы в этой области. В ходе практического занятия будут рассмотрены методики идентификации документов и ценных бумаг путем определения подлинности реквизитов, показаны новые формы и способы фальсификации финансовых документов.

Хорошие хозяева готовятся к переменам загодя. А уж если эти перемены носят кризисный характер, даже обучают специалистов для работы в новых условиях. Таким опережающим время можно назвать семинар-тренинг «Проблемные активы в залоге: подходы к оценке при продаже «треша» Института банковского дела Ассоциации российских банков (ИБД АРБ) намеченный на 22–24 апреля 2015 года. «Семинар предназначен для специалистов и руководителей подразделений банков, которые в ближайшее время станут отвечать за обеспечение реализации проблемных активов, предстоящих к получению после дефолтов залогодателей вследствие второй волны кризиса, – написано в анонсе к семинару. – Участники получат апробированные алгоритмы действий для каждого этапа изучения, оценки, анализа, подготовки к продаже и самой реализации активов. На тренинг приглашаются сотрудники инвестиционных подразделений банков, работники залоговых подразделений, работники инвестиционных компаний и фондов, сотрудники корпоративных центров ФПГ, оценщики и аудиторы».

Однако в области мобильности трудовых ресурсов такого опережения не наблюдается. По мнению председателя наблюдательного совета компании «СТС Групп» Николая Рыжкова, закон, направленный на стимулирование внутренней миграции трудовых ресурсов на территории, испытывающие потребность в рабочей силе, вступивший в силу с января 2015 года, «действительно очень нужный, но уже – стремительно опаздывающий. В России все еще много тех регионов, где кипит деятельная экономическая жизнь, при этом рабочих рук там часто не хватает».

Наступит ли день, когда банковские сотрудники будут работать в домашних офисах, пока не ясно. Но обучиться дома абсолютно всем нюансам банковской деятельности вполне реально. Во всяком случае, раздел «Обучение» портала Bankir.Ru и обучающие организации, в нем представленные, делают в этом направлении все от них зависящее.