CIO КОШЕЛЕВ-Банка Андрей Ломатов- Почему вдруг КОШЕЛЕВ-БАНК решил менять основную систему автоматизации?

- Летом 2013 года в банке сменился председатель правления – им стал Олег Витальевич Багаев. Основную цель развития он определил так: сделать КОШЕЛЕВ-БАНК универсальным банком в самом широком понимании. И когда встал вопрос об автоматизации работы с ценными бумагами, направлении, которому он всегда уделял большое внимание, стало понятно, что банку «грозит» смена ИТ-системы. К тому же, в октябре в процессе оценки уровня автоматизации банка выяснилось, что основной недостаток существующей АБС – недопустимо долгий цикл устранения неисправностей. При критичных сбоях функционирования системы, когда работа в банке практически останавливалась, на ликвидацию проблемы уходило иногда несколько дней. Ну, и главный, решающий фактор переоснащения – это изменение бизнес-стратегии. Из небольшого банка, поддерживающего реализацию строительного проекта, надо было создать полноценный универсальный банк. Стало понятно: то, что мы имеем, идет вразрез с планами и пожеланиями новой команды банка. Последние сомнения в необходимости сменить систему отпали. Схема «вертикального взлета» вырисовывалась так: не имея ничего, максимум через год мы должны оказаться на высоте 10 500 метров, причем – в крейсерском режиме.

Идею обратиться к «Диасофт» подсказали в компании VDcom, которую я знаю еще с «нулевых». Именно они посоветовали нам и решение Diasoft FA#. Как сейчас помню эту, почти сакраментальную, фразу: «Ставить вы можете что угодно, но, если хотите, чтобы оно работало, ставьте Diasoft FA#. Потому что, во-первых, – мы здесь, в Самаре, вас поддержим, и, второе, – лучшей системы для работы с ценными бумагами, чем в «Диасофт», вы едва ли найдете. И по функционалу, и по поддержке». Учитывая эти преимущества, в начале ноября 2013-го мы приняли совместное решение о запуске проекта миграции на систему «Диасофт».

Буквально за несколько дней в эту работу включились ребята из VDcom. На основании результатов нашей предварительной оценки и экспресс-анализа экспертов компании было принято революционное, но единственно возможное решение: «взлетать» на новой системе надо 01.01.2014 в 00:00! И никак не позже, иначе планеты встанут уже по-другому...

Аналогичных проектов тому, что мы с таким успехом реализовали в КОШЕЛЕВ-БАНКЕ с компаниями VDcom и «Диасофт», на рынке, наверное, не было. Во всяком случае, я не знаю, чтобы кто-то вот так же взял и взлетел с места. Это был самый настоящий вертикальный взлет.

- Ну и, переходя к главному, взлетели?

- Конечно, хотя не обошлось без сложностей. Главная – это трудности взлета со старыми параметрами работы, бизнес-процессами и продуктами. С целью ускорения «балласт» в виде истории по счетам решено было на борт не брать. В последующем мы пару раз пожалели об этом решении, но других вариантов для такого быстрого старта не было. Перенос счетов в новую систему был совершен по состоянию на 30 декабря, а кредиты и «пластик» решили вести «на руках» до запуска продуктов в новой системе. Мы закачали остатки, выверили баланс, наладили взаимодействие с РКЦ, интеграцию с «Клиент-банком», сделали настройки, чтобы операционисты могли заводить документы, провели обучение персонала. С нуля и в самые кратчайшие сроки были запущены в работу новые продукты для решения новых задач: вклады и аккредитивная схема по продаже ипотечных кредитов. При этом, конечно, не прекращалась текущая работа банка, в том числе по закрытию года.

Здесь замечу, что параллельно с настройками АБС мы не менее активно готовили и техническую платформу для успешного старта – в срочном порядке был закуплен мощный современный сервер, настройку которого производили в последние часы уходящего 2013 года.

Но самый важный итог нашего проекта, конечно же, в том, что уже в первый рабочий день января все операционисты во всех наших офисах, а это более 50 человек, работали с клиентами не в старой системе, а в Diasoft FA#. Ну, а наши клиенты – они ничего не заметили.

Таким образом, первоначальный «отрыв от земли», уход со старой системы в формате старых бизнес-процессов был реализован в период с 1 ноября по 1 января.

- Решение вы приняли 1 ноября. А сам проект по внедрению новой системы случился когда?

- Как я уже сказал, работы начались практически сразу после принятия решения о старте проекта. Реакция со стороны команды VDcom и «Диасофт» была максимально оперативной и адекватной. Согласование состава решения состоялось уже в середине ноября. Были приобретены аналоги всех компонентов, присутствующих в старой системе, а также новые модули для бэк-офиса по ценным бумагам. Время, кстати, показало, что мы не ошиблись ни в документообороте, ни в параметрах закупаемых продуктов.

- То есть получилась смена всей основной системы автоматизации банка за 2 месяца?!

- По факту, да. С момента решения о старте проекта до ввода системы в промышленную эксплуатацию прошло ровно два месяца. Работа не прекращалась и в праздничные дни, часто засиживались допоздна. Напомню, что все настройки продуктов и бизнес-процессов велись с нуля.

- А как пользователи отнеслись к резкой смене системы? Наверно, тоже тяжело было?

- Задача руководством была поставлена настолько понятно, что разночтений не возникало. И хотя люди, которые стали приходить в новую команду банка, уже были знакомы с такими проектами, темп мы себе задали рекордный. Конечно, ожидания от новой системы сразу были масштабные. В первое время мы часто слышали: «Хотелось бы пользоваться еще такой вот функцией, и такой, мы привыкли к большим возможностям». Понятно, настроить всё одномоментно – невозможно. Но очень правильным решением было не закрывать глаза на пожелания пользователей. Нужно отдать должное команде VDcom: благодаря грамотно выстроенному процессу аудита, сбора информации и оперативной поддержке, острые углы были «срезаны» довольно быстро и безболезненно.

В итоге полностью проект был завершен в начале ноября 2014-го, то есть за год. Уже в марте мы получили полностью работающий функционал, дублирующий функционал старой системы, и мигрировали на МПС «MasterCard». В апреле успешно прошли комиссию Центробанка и запустили функционал по сбору платежей физлиц в МРЭО ГИБДД. К ноябрю были полностью готовы к работе с ценными бумагами, кредитами для физических и юридических лиц. А уровень автоматизации отчетности уже сейчас находится на такой высоте, которая и не снилась некоторым банкам с двадцатилетней историей. Процесс формирования отчетных форм в Diasoft FA# отлажен превосходно, особенно в части нормативной отчетности. Это большой плюс.

Без казусов, правда, не обошлось. Формы 101 и 102 мы настраивали в марте в присутствии проверяющих из ЦБ РФ. И тут мы точно «попали» бы без должной поддержки VDcom. Тонкая, кропотливая настройка и всё очень технично. Можно сказать, что параллельно с внедрением отчетности мы буквально «на лету» держали еще и аудит ЦБ РФ. И справились.

- По ходу нашего разговора я отметил несколько «секретов» успеха вашего проекта. Давайте резюмируем. Первое – это воля сверху: когда все понимают и всем объяснено, почему такие объективные сложности перехода должны пережить. Второе – плотное взаимодействие с пользователями: слышать, чего они хотят, обсуждать, принимать совместные решения. Третье – ежедневный контроль процесса со стороны проектной команды.

- Я все же думаю, что самое важное – это профессионализм нашей совместной команды, профессионалов внедрения. Важно и то, что мы не оглядывались на чужой опыт, не раздумывали получится или не получится. Просто поставили себе цель – сделать. Это избавило нас от страха поражения и духа авантюризма. Мосты были сожжены в тот день, когда было принято решение. И было понятно, что маршрут только один – к взлету! Других шансов и времени не было. Если бы мы решили совершить переход позже, то банк, скорее всего, не дожил бы до сегодняшнего дня: старая система с ее параметрами скорости, гибкости, способности к изменениям не позволила бы нам двигаться вперед.

Есть понимание, как должен выглядеть банк, в частности, банк нашего размера. Это полная управляемость из центра, централизация бэк-офисных процессов всех подразделений. В филиалах, по большому счету, должны быть продавцы и не более того. Функционал системы Diasoft FA# и особенности ее построения позволяют развивать бизнес банка в том направлении, в котором его видит наше руководство. Это касается и ценных бумаг, с которых все началось, и универсальных продуктов, которые мы уже сегодня с успехом предлагаем потребителям.

Ну и, конечно, один из самых важных критериев нашего успеха наличие рядом, у нас в Самаре, команды, которая хорошо знает решения «Диасофт» и может внедрить их в реально короткие сроки.

Очень важны, конечно, и нормальные человеческие взаимоотношения. Поначалу проект строился не столько на формальных правилах игры, сколько на возможности договориться командам банка и VDcom. Были чисто рабочие конфликты, но, главное, не осталось никакого осадка и неприятного послевкусия. Потому что все было по делу, и в итоге все разногласия были удачно разрешены. Это был выход на единую позицию, поиск компромисса, адекватного для наших команд решения. Без этой неформальной составляющей такие проекты, я думаю, сделать просто невозможно. Мы последовательно шли к результату, всем хотелось сделать проект как можно быстрее и лучше. Интересная амбициозная задача создавала нереальный внутренний драйв, и это ощущение остается до сих пор.

- История же внедрения не заканчивается? Есть планы по развитию проекта?

- Этот год мы начали с формулирования задач на ближайшие несколько месяцев. До выхода на тот уровень автоматизации, который позволит быстро реагировать на изменения рынка, на управляющие команды акционеров и руководства, нам еще работать и работать. Необходимо расширить продуктовую линейку, закрыть множество вопросов по существующим продуктам и бизнес-процессам, упорядочить внутреннюю бухгалтерию, повысить компетенции нашего ИТ в плане самостоятельной поддержки системы…

Задачи стратегии развития бизнеса часто опережают ИТ-возможности банка. Именно стремление сбалансировать потребности и возможности подвигает профессионалов на новые проекты и свершения.

- Значит, это высокая оценка бизнес-результатов проекта.

- Да. Уже к осени было понимание, что проект удался. В сентябре 2014-го состоялось историческое совещание, на котором было провозглашено: «Проект по внедрению Diasoft FA# в КОШЕЛЕВ-БАНКЕ можно считать успешным».

Сегодня система обеспечивает комфортную работу более сотни сотрудников, в частности, полноценно поддерживает все виды операций на рынке ценных бумаг, в портфеле которых более 2 млрд. рублей, и позволяет развивать сеть присутствия банка при централизованном учете операций.

Тем, кто сегодня размышляет о безумных сложностях миграции технологического «зоопарка» на новую АБС, проводит непременно официальный тендер, рисует многостраничный подробный план проекта, скажу так: главное знать, что и такие проекты возможны. При наличии грамотной команды внедрения и по-настоящему заинтересованного заказчика, готового вложиться в проект и немного рискнуть, банк может благополучно сорваться с места и быстро взлететь. И в какой-то момент и экипаж, и пассажиры почувствуют удовольствие, поймут, что все в порядке, и уже можно разносить обед, немножко расслабиться и даже выпить… за успех!

СПРАВКА Bankir.Ru

КОШЕЛЕВ-БАНК
Основан в 1996 году. До осени 2012 входил в состав одной из крупнейших международных финансовых групп Societe Generale. В сентябре 2012 года банк был выкуплен предпринимателем Владимиром Кошелевым и получил название ЗАО «КОШЕЛЕВ-БАНК». На тот момент перед банком стояла задача развития ипотечного кредитования доступного жилья в регионах России и развития программ кредитования малого и среднего бизнеса. Через небольшой отрезок времени банк превратился в универсальное, многопрофильное финансово-кредитное учреждение, предоставляющее весь спектр банковских услуг.
Подробнее на сайте http://koshelev-bank.ru/

Компания VDcom
Создана в 1997 году в Самаре. Уже более семнадцати лет компания оказывает услуги по внедрению, настройке и адаптации программных продуктов компании «Диасофт» под задачи клиентов, а также аутсорсингу процесса последующей поддержки этих продуктов. На сегодняшний день в компании работает более 80 специалистов в разных городах России.

Компания «Диасофт»
Компания «Диасофт», крупнейший поставщик ИТ-решений, лидер в разработке и внедрении ПО для финансовых организаций, работает на банковском рынке России с 1991 года. Среди клиентов «Диасофт» – свыше 300 финансовых организаций, в том числе более половины российских банков из списка топ-100. В разработке своих продуктов компания «Диасофт» уделяет большое внимание использованию передовых технологий, что позволило ей стать инновационным лидером и первым российским разработчиком банковского ПО, дважды включенным в список глобальных поставщиков Gartner Magic Quadrant for International Retail Core Banking Systems.
Подробнее на сайте www.diasoft.ru