Где лучше покупать продукты и вещи. Где лучше обедать и ужинать. Как выбрать машину. В каком банке открыть депозит или брать кредит. С появлением Интернета вопрос выбора и сравнения условий стал решаться максимально комфортно. С теми же банковскими продуктами – для их сравнения не надо обходить, обзванивать или заходить на сайты 800 банков. Достаточно использовать финансовые агрегаторы – специальные порталы, на которых можно по заданным параметрам сопоставить те или иные финансовые продукты (кредиты, вклады, банковские карты, страховки и проч.), выбрать продукт, подходящий под параметры конкретного клиента и т.п.

Так красиво звучит изначальный посыл. Однако рынок агрегаторов в России развивается с оговорками.

В качестве российских примеров мощных финансовых агрегаторов можно привести порталы Banki.ru, Sravni.ru, Moneymatika. Большинство дает возможность работать не только с банковскими, но и со страховыми продуктами. Интерес со стороны аудитории к этим сервисам растет. По словам Григория Овсепяна, соучредителя финансового агрегатора Moneymatika, финансовые услуги, будь то банковские продукты или страховые, в принципе, сложны с точки зрения рядового потребителя. Безусловно, можно сравнить те же вклады или кредиты вручную, по ряду параметров – для этого нужно будет изучить условия и тарифы на сайтах банков. Но, во-первых, на это будет потрачено довольно много времени. Во-вторых, по сути, человек выполнит таким образом работу, которую выполняет целая группа аналитиков и автоматизированная система. А ведь потребитель бесплатно может получить данную информацию, не тратя свое личное время и внимание.

Работают финансовые агрегаторы просто. Они аккумулируют всю имеющуюся информацию на финансовом рынке и выкладывают ее в виде единой базы данных. В штате компании-агрегатора, как правило, работает команда продуктовых аналитиков для более полного изучения предложений финансовых организаций (банков, страховых компаний, инвестиционных и управляющих компаний и др.).

«При этом подходы к наполнению и функционалу у финансовых агрегаторов различны – от минимально необходимого набора опций для подбора продуктов и услуг до полноценного тематического портала с серьезным информационным и функциональным наполнением», – отмечает Андрей Абрамов, директор службы поддержки клиентов «Ренессанс Кредит».

Размещают условия продуктов агрегаторы бесплатно для всех участников финансового рынка. «Живут» агрегаторы за счет рекламы, некоторые предложения будут особенно отмечены дизайном, выведены наверх со «звездочками», либо навязчиво выскакивать по полям сайта. Эти особенные продукты, безусловно, оплачены как реклама. В остальном же в целом система довольно беспристрастная и действительно отображает реальность по ставкам, ценам и другим ключевым параметрам.

Непопулярность

Казалось бы, есть очень удобные помощники для выбора различных кредитных и страховых продуктов. Но почему же в России до сих пор нет культуры пользования ими? Ответ упирается в относительно невысокий уровень финансовой грамотности россиян. Эксперты считают, что это ментальность, которую сложно сломать. Россияне привыкли верить друзьям и знакомым, которые работают в банках или страховых компаниях. Свой человек, если он есть, туда я и пойду. И никому не приходит в голову тот факт, что даже если и наступит так называемый «несчастный случай», помочь «свой человек» вряд ли сможет. Другими словами, тяжело россиянам дается самостоятельность в принятии решений и ответ за эти решения. Ну и, конечно, слабая технологическая «подкованность» людей, особенно предпенсионного и пенсионного возраста. Им еще сложнее принимать выбор самостоятельно. Лучше пойти к знакомому и обсудить с ним свои планы.

По словам Григория Овсепяна, на западных рынках финансовые агрегаторы уже давно работают и имеют довольно высокую степень проникновения среди населения. К примеру, в Британии свыше 50% финансовых услуг проходит через финансовые агрегаторы. Крупнейший финансовый агрегатор Британии – Moneysupermarket – оценивается сегодня в $1,5 млрд. В других европейских странах этот показатель пониже (порядка 20%), но все равно гораздо выше российского рынка. В России – порядка 2% финансовых услуг проходит через финансовые агрегаторы. Правда, и рынок молодой, он начал развиваться – около пяти-семи лет назад. Потенциал роста – примерно те же 20% всех финансовых сделок. Пока рынок, по сути, разделен между тремя вышеназванными лидерами – Banki.ru, Sravni.ru, Moneymatika

«Новые игроки могут появиться, но это довольно сложный рынок, – говорит Григорий Овсепян. – Чтобы запустить финансовый агрегатор, нужно обладать сразу несколькими экспертизами». Во-первых, нужно иметь экспертизу по финансовым продуктам. Во-вторых, должно быть мощное ИТ-сопровождение. В-третьих, требуется маркетинговая экспертиза. Таким образом, не любая компания может выйти на этот рынок.

«Россия доросла до конкурентного финансового рынка, достаточно посмотреть на количество банков с кредитными предложениями, количеством пользователей online banking'а и проч.», – продолжает Рафаиль Галиев, CEO и Сооснователь сервиса bablometer.ru. При этом, по его словам, формирование предложения в цифровом пространстве значительно отстает от актуального спроса по причине косности финансовых институтов. «В Западной Европе и США банки идут впереди электронной коммерции в освоении новых инструментов, для нас, к сожалению, это все еще вопрос ближайшего будущего», – продолжает эксперт. Интересно, что там, где банки пробуют свои силы – сразу получается громкий результат. Взять хотя бы Sberbank On-line, Alfa Click или онлайн-проекты банка «Тинькофф». «Вероятно, вскоре рынок сильно перестроится в сторону финансовой агрегации в связи с сокращением бюджетов традиционных каналов продвижения продуктов», – подытоживает Рафаиль Галиев.

Банки + агрегаторы =

«Финансовые агрегаторы являются для банков и страховых компаний самыми интересными партнерами, – уверен Григорий Овсепян. – Это ведь чисто онлайн-канал, с минимальными издержками и максимальной фильтрацией и таргетированием клиентов». «В последние годы сотрудничество с крупными финансовыми агрегаторами, на мой взгляд, стало де-факто стандартом для большинства розничных банков, – продолжает Андрей Абрамов. – Такое партнерство может быть различным: это и присутствие продуктов банка в базе предложений интернет-ресурса, и рекламные размещения, и PR-активности, и организация совместных проектов и мероприятий». В «Ренессанс Кредите», по его словам, активно используют подобные интернет-площадки для продвижения финансовых продуктов и услуг.

«Наш банк в 2011 году реализовал с одним из известных российских агрегаторов Banki.ru кобрендовый проект – вклад с повышенным процентом, – в свою очередь говорит Мария Бурак, директор департамента маркетинговых коммуникаций ХКФ-банка. – Помимо этого, среди клиентов, открывших кобрендовый вклад, проводился ежемесячный розыгрыш приза в 25 000 рублей». В рамках этого проекта банк смог привлечь существенные суммы депозитов. По словам эксперта, помимо создания совместных продуктов банки и агрегаторы могут также сотрудничать в сфере повышения финансовой грамотности населения. Специалисты кредитной организации могут делиться с клиентами и пользователями агрегаторов полезными советами, как сэкономить, как выбрать выгодный банковский продукт, оптимизировать свои ежедневные затраты. «Особенно это важно сейчас, в условиях усложняющейся экономической ситуации, когда многие россияне задаются вопросом, что делать со своими сбережениями», – уверена Мария Бурак.

Однако многие эксперты сходятся во мнении, что популярность финансовых агрегаторов будет расти, только важный момент – в параллели с кросс-продажами. Ведь здорово приобрести автомобиль на одном сайте, тут же оформить кредит и страховой полис, а также, может быть, воспользоваться еще какими-то насущными услугами и продуктами. То есть речь идет не столько о росте конкретно финансовых агрегаторов, сколько о росте своего рода мультиагрегаторов.

«Агрегаторы в скором времени должны стать не просто рекламной площадкой, но и поставщиками дополнительных сервисов для пользователей, банков, МФО, страховых компаний, продавцов связанных с финансовыми услугами продуктов, – считает Рафаиль Галиев. – С учетом развития современных технологий обработки больших данных (Big Data) – скоринг, развитые коммуникации с клиентами на основании социальных профилей и поведенческих паттернов пользователей, равно как и аналитика по рынку должны стать важнейшими услугами для агрегаторов». Эксперт уверяет: спрос на подобные услуги уже велик.

Правда, Владимир Шабасон, генеральный директор компании «Селф.Банкинг Букинг» отмечает одну немаловажную проблему. «В банках сегодня происходит борьба трусости с жадностью, – говорит он. – Сейчас банки отдают продажу продуктов «нейтральным» ресурсам, а всё идет к тому, что будет процветать кроссейл». То есть банк А будет продавать услугу банка Б у себя, так как, например, у него такого продукта нет, и получать с этого процент. «Это может превратиться в то, что какая-нибудь небанковская организация может стать псевдобанком, просто «вооружившись» более дерзким маркетингом и став агентом нескольких банков, образовав свой финансовый продукт, – говорит эксперт. – Так что агрегаторы – это первый «психологический» шаг к новой истории».