Опыт мировых лидеров

Значительную долю российского ИТ-рынка занимают мировые гиганты, признанные лидеры бизнеса. Такие как компания Oracle. Конкуренция на ИТ-рынке достаточно высока, но Oracle занимает уникальную позицию, предлагая заказчикам самый широкий набор интегрированных продуктов, являющихся лидерами в своих направлениях – от серверов и систем хранения до бизнес-приложений.

В мировых масштабах Oracle является лидером в 50 сегментах ИТ-бизнеса, среди которых СУБД, связующее ПО, CRM, HR-системы, BI и EPM, UNIX-серверы, автоматизация процессов маркетинга, а также банковская отрасль и телеком, госсектор, сфера образования, розничная торговля и многие другие. Oracle представлен во всех продуктовых категориях, а также в сфере сервисных услуг (Oracle Consulting), кроме того, большинство российских компаний-разработчиков предлагают свои решения на платформе Oracle. Поэтому можно с уверенностью сказать, что продукты Oracle используются во всех Tоп-100 российских банков. Также Oracle является признанным лидером в области CRM/СХ решений. По данным IDC, Oracle занимает первое место на рынке CRM в России с долей около 30% по итогам 2012 года (IDC, 2013).

«Oracle традиционно работает практически со всеми крупными и средними банками и финансовыми компаниями и предлагает самый широкий набор интегрированных продуктов от серверов и систем хранения до бизнес-приложений. При этом многие стартапы в финансовой сфере, в первую очередь микрофинансовые компании, также выбирают Oracle как основу для построения надежного и масштабируемого бизнеса. Возможность использования большинства продуктов в качестве сервиса, предоставляемого по подписке из внешнего ЦОД, еще больше снижает стоимость владения решениями от Oracle», – отмечает Константин Харин, директор департамента по работе с финансовым сектором Oracle СНГ.

Еще одним ярким представителем глобальной компании-разработчика на российском рынке является OpenWay Group. Сегодня более 100 финансовых учреждений по всему миру используют технологии и услуги OpenWay. Группа имеет головной офис недалеко от Брюсселя, а также офисы в Санкт- Петербурге, Москве, Сингапуре, Дубае и на Мальте. Около 54% банковских карт в России обслуживаются на системе WAY4, разработанной компанией OpenWay. Среди ее российских клиентов – крупнейшие игроки рынка, такие как Сбербанк, ВТБ24, «Уралсиб», Банк Москвы, Промсвязьбанк, процессинговая компания UCS и другие.

Основными направлениями развития продуктов под брендом WAY4 компании OpenWay, сформированными в 2014 году под влиянием спроса на российском рынке и общемировых трендов, стали решения для реализации принципиально новых сервисов для держателей карт и торговых предприятий. Прежде всего, это разнообразные мобильные приложения для привлечения, монетизации и удержания клиентов, решения для бизнес-аналитики. Вместе с клиентами компания ведет проекты по внедрению электронных кошельков, новых инструментов электронной и мобильной коммерции, внедряет технологию HCE (HostCardEmulation) для поддержки облачных NFC-решений.

«Рынок сейчас очень быстрый, – поясняет Мария Виноградова, директор по маркетингу OpenWay. – Появляются новые возможности – благодаря новым форм-факторам (смартфоны, часы, очки), новым бизнес-моделям и технологиям, таким как облачные сервисы и BigData. Вслед за этим меняются конкурентные преимущества, а следовательно – расширяется конкурентное поле. Можно сказать, что в этом смысле мы угадали с архитектурой нашей процессинговой платформы. Благодаря интеграции бэк- и фронт-офиса, она позволяет запускать действительно умные сервисы, которые могут учитывать и логику продукта, и контекст-сервис, и специфику клиента и канала. При этом запускать быстро, так как большинство продуктов и сервисов создаются на основе гибких правил и унифицированных бизнес-объектов. Мы уже несколько лет поддерживаем омниканальную концепцию, и она позволяет нам создавать решения, которые сильно отличаются по консистентности, прозрачности и возможностям от решений, которые строятся с фокусом на какой-либо конкретный канал либо на канал в отрыве от бизнес-логики продуктов и услуг. При этом, имея большой арсенал как в смысле архитектуры, так и функциональности, мы вынуждены наращивать скорость и постоянно заниматься инноватикой, чтобы быть более интересными не только на рынке процессинговых решений и по сравнению с большим количеством стартапов на рынке».

Плюсы и минусы ПО-решений

Представители российских банков назвали критерии, по которым принимается решение о выборе в пользу того или иного разработчика. При этом в банках придерживаются полярных мнений относительно «самописного» софта. Оценки разнятся от полного неприятия такого подхода до признания его в качестве основного пути развития банковского ИТ.

«Для начала нужно отметить, что у банка, безусловно, есть долгосрочная стратегия развития информационных технологий, которая описывает то, каким мы хотим видеть наш банк в будущем с точки зрения используемых IT-технологий. Стратегия постоянно обновляется — ведь появляются новые технологии, меняются условия на рынке и поведение потребителя. То есть наиболее четко в долгосрочной IT-стратегии определены основы архитектуры, платформы, на которой в дальнейшем будут разворачиваться все приложения операций — можно получить требования по производительности, масштабируемости, надежности и т.д. В настоящий момент банк активно работает с различными ИТ-компаниями. Основные, с которыми сотрудничает банк: «Инверсия», R-Style Softlab, «Технос-К». Поставщики для IT-решений выбираются в соответствии с требованиями закона 223-ФЗ и на основе лучших мировых практик», – сообщил Алексей Дьяченко, начальник управления информационных технологий банка «Глобэкс» (группа Внешэкономбанка).

«В основном мы ориентируемся на разработчиков «коробочного» ПО, хотя в банке используется и ряд заказных разработок. Наши двери открыты для всех поставщиков, которые могут предложить качественный продукт по конкурентной цене, приносящий банку материальную выгоду от его использования. Прежде всего, это зарекомендовавшие себя на российском рынке компании Microsoft, «Диасофт», «Лаборатория Касперского», 1С, Terrasoft, БИФИТ, BSS, «КонсультантПлюс», «БОСС-Компания», ИНЭК, «Комита» и другие», – рассказал Илья Евсеев, руководитель управления автоматизации Росавтобанка. «Современные реалии требуют от нас осознанного, продуманного на долгие годы выбора программного обеспечения. В обязательном порядке проводится внутренний тендер с участием нескольких поставщиков ПО, совместно с бизнес-заказчиком рассматривается функционал, оценивается стоимость владения и дальнейшие перспективы развития продукта. Обязательно требуем от поставщиков организовать референс-визиты, по альтернативным каналам собираем информацию от банков, уже использующих рассматриваемое решение. Мы стараемся быть патриотичными, поэтому при схожих условиях предпочтение отдается российским разработчикам», – добавил он.

На сегодняшний день ИТ-ландшафт Росбанка насчитывает достаточно большое количество различных приложений как внутренней разработки, так и разработки сторонних компаний. «Поэтому компаний-разработчиков достаточно много, чтобы их перечислять. Естественно, каждая компания имеет свой фронт работы по различным приложениям, некоторые из них привлекаются в дополнение к внутренней разработке, например, основных банковских АБС, некоторые полностью занимаются внедрением и развитием тех или иных решений, – объясняет Денис Сотин, руководитель дирекции информационных технологий Росбанка. – Основными критериями сейчас являются наличие соответствующих компетенций у компании-разработчика, количество и качество персонала, опыт работы на рынке, наличие референсов о работе и т.д. И, естественно, важный, но не единственный и не основной – ценовой фактор. Все эти критерии учитываются при совершении определенных правилами банка тендерных процедур по внедрению/доработке тех или иных ИТ-решений. И на основании комплексной оценки принимаются окончательные решения».

Финансовая группа «Лайф» сотрудничает с несколькими интеграторами. «Например, мы используем АБС и интернет-банк для юрлиц компании R-Style Softlab, продукт по управлению кадровым учетом и заработной платой компании «Диасофт». MDM-решение, основанное на промышленной платформе Oracle, мы внедрили с компанией ОТР. Компания «Неофлекс» помогает нам внедрить сервисориентированную архитектуру», – так обрисовал текущую ситуацию Алексей Пирогов, CIO финансовой группы «Лайф» (Пробизнесбанк). Он также добавил, что ФГ «Лайф» довольно давно прибегает к услугам ИТ-аутсорсеров. «Как правило, мы предпочитаем взаимодействовать с выделенными сотрудниками компаний-аутсорсеров, это позволяет контролировать качество выполнения задач. Выбирая поставщика ИТ-решения, мы основываемся на его готовности прописать в контрактах и выполнять те же KPI, которые перед ИТ-службой ставят бизнес-подразделения. Именно таким поставщикам мы отдаем предпочтение. Кроме того, важным критерием выбора аутсорсера является наличие положительного опыта взаимодействия с ним, поскольку выстроенные долгосрочные отношения с партнерами, на наш взгляд, в большей степени определяют успех совместных проектов», – поделился опытом Алексей Пирогов.

Абсолют банк ведет собственную внутреннюю разработку, подчеркнул Андрей Горелов, директор департамента информационных технологий Абсолют банка. «При необходимости временного увеличения доступных ресурсов (в первую очередь, в части разработки) банк использует услуги аутсорсинга. При этом мы не привязаны к какому-либо интегратору или компании-разработчику. При возникновении потребностей в автоматизации и новых инфраструктурных решениях, мы исходим из функциональных и бизнес-требований заказчиков – им может быть практически любое подразделение банка, включая ИТ-блок. Основные критерии – соответствие заявленным требованиям, стоимость и сроки, рекомендации и best-practice с рынка», – пояснил он.

Что касается вопроса о «самописном» ПО как разумной альтернативе продуктам внешних разработчиков, то Алексей Дьяченко («Глобэкс») категорически отрицает такой подход.

А вот Андрей Горелов (Абсолют банк), наоборот, ссылается на опыт кредитной организации, который доказывает, что по некоторым направлениям внутренняя разработка превосходит «промышленные» решения – как по функциональной, так и по стоимостной характеристике.

«Самописные» решения в банке имеют право на жизнь, – полагает Илья Евсеев (Росавтобанк). – Однако только в том случае, если приняты и соблюдаются соответствующие корпоративные стандарты на средства разработки, организовано управление исходными текстами и документацией, а также присутствует взаимозаменяемость среди внутренних разработчиков».

«На мой взгляд, использование «самописных» продуктов либо собственных доработок готовых решений оправдано для систем, которые необходимо постоянно адаптировать к изменениям рынка и клиентских предпочтений, – отмечает Алексей Пирогов (ФГ «Лайф», Пробизнесбанк). – В этом смысле наличие команды собственных разработчиков позволяет группе «Лайф» быть гибче и эффективнее приспосабливаться к новым условиям. Тем не менее в направлениях, которые связаны с частыми изменениями в законодательстве, взаимодействием с регуляторами целесообразно использовать коробочные продукты внешних разработчиков».

«На мой взгляд, крупный универсальный банк в первую очередь должен делать ставку на использование серьезных промышленных решений, – считает Денис Сотин (Росбанк). – При этом не исключается некоторая часть внутренней разработки. Например, в части интеграционных сервисов мы нацелены на создание внутреннего центра компетенции, чтобы в дальнейшем обеспечить оперативное и качественное внедрение новых сервисов на базе выбранной интеграционной шины. При внедрении новых систем оптимальным представляется все-таки на стадии внедрения делать акцент на внешней разработке с сохранением в последующем определенной компетенции в банке (позволяющей, например, оперативно решать настройки параметров новых продуктов и сервисов и т.п.), но с возможностью безболезненного привлечения внешних разработчиков к задачам развития системы. Крайне важно избежать рисков «узкого горлышка» и излишней зависимости разработки от конкретных персон, что зачастую происходит, рано или поздно, в большинстве собственных разработок. Поэтому сегодня мы нацелены на увеличение доли внешней разработки и уменьшение зависимости от внутренней разработки. Кроме того, повторюсь, для крупных банков все-таки целесообразно использовать именно промышленные решения, а не «самописные» системы».

Разработчики и заказчики

Итак, кого же ведущие российские ИТ-разработчики и системные интеграторы называют своими основными клиентами из числа представителей финансового сектора?

«В том или ином формате компания «Диасофт» сотрудничает со всеми российскими банками, а также с инвестиционными, управляющими и страховыми компаниями. Часть из них является нашими клиентами, а с теми, кто пока не вступил с нами в договорные отношения, мы поддерживаем общение, взаимодействуем как лично, так и в рамках профессиональных мероприятий, выставок и форумов», – сообщил Александр Генцис, член совета директоров «Диасофт».

Клиентами компании BSS являются порядка 60% банков из Топ-100. Это информация рейтингового агентства CNews Analytics, которое ежегодно, начиная с 2007 года, проводит исследование распространенности систем ДБО в российских банках Топ-50 и Топ-100 по активам. «В своей деятельности мы ориентируемся на данные этого исследования: наблюдаем динамику проникновения систем ДБО в российских банках, отслеживаем свою долю на рынке. Все это время Компания BSS сохраняет лидерство на рынке систем ДБО, увеличивая уровень проникновения в целевом сегменте – среди банков Топ-100 по активам. Эти банки определяют тренд развития ИТ в банковской сфере России. Мы считаем, что сотрудничество с ними позволяет выявлять новые тенденции и своевременно предлагать новые решения бизнес-задач, например, концепцию Digital Banking. Зачастую мы не идем за рынком, а опережаем его, предлагая решения для задач, которые остальные банки только формулируют», – заявил Виталий Патешман, директор по продажам компании BSS.

«На протяжении многих лет решения и продукты компании использует подавляющее большинство российских банков и кредитных организаций. Активная деятельность компании в финансовом секторе подтверждается ежегодным участием компании в рейтинге «Крупнейших поставщиков ИТ для банков», по результатам которого компания устойчиво входит в Топ-50», – отметил Яков Ставринов, руководитель направления по работе с финансовыми учреждениями компании «Аладдин Р.Д.».

«В сегменте финансовых организаций мы плодотворно сотрудничали в этом году с такими участниками рынка, как Сбербанк, Альфа-Банк, Банк Хоум Кредит, ОТП Банк, Бинбанк, МТС Банк, Национальный банк «Траст», Росевробанк, КБ «Национальный стандарт», ИГ «КапиталЪ», Эксперт банк, Московская Биржа и многими другими», – рассказал Михаил Талантов, заместитель генерального директора EGAR Technology.

«Мы сотрудничаем почти со всеми крупнейшими банками и финансовыми корпорациями Российской Федерации, включая Центробанк, Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы, Nordea, Raiffeisen и другие», – сообщил Игорь Литвинов, главный системный архитектор департамента сетевой интеграции ЛАНИТ. «Исторически мы работаем с банками, входящими в Топ-100 финансовых организаций, но готовы работать и с банками других категорий. Основной критерий успешного начала сотрудничества – осознание менеджментом заказчика ценности своих собственных данных о клиентах и понимание того, что при анализе этих данных можно сформировать совершенно новые подходы для развития бизнеса. Когда банки понимают, какие знания они могут получить из имеющихся данных, умеют эти данные собирать и анализировать, мы переходим на следующую ступень. На этом уровне не так много банков, но именно эти «революционеры» видят новые возможности в обогащении данных из внешних источников (социальных сетей, web-блогов, данных партнеров и т.д.). Именно с ними мы прорабатываем и решаем наиболее интересные задачи», – добавил Денис Реймер, вице-президент ЛАНИТ, председатель совета директоров CleverDATA.

«Мы сотрудничаем с банками разного размера, по разным продуктам и разными способами, – рассказала Анна Чернобыльская, руководитель управления маркетинга компании «ПрограмБанк». – Например, один из наших стратегических партнеров – это НКЦ, центральный контрагент группы «Московская биржа». Среди наших клиентов – банк ВТБ, финансовые компании «ВТБ Капитал» и «Ренессанс капитал». Но все же на обслуживании крупных банков в первую очередь специализируется наша дочерняя компания «Новая Афина». Основной клиент «ПрограмБанка» – средний, активно развивающийся банк, который хочет получить полнофункциональное, гибкое решение, на современной платформе, но в рамках разумных сроков и бюджета. Один из недавних таких проектов – внедрение пластикового бэк-офиса у нашего нового клиента – Гринкомбанка, которое было выполнено всего за месяц».

Компания R-Style Softlab работает по 2 направлениям: с банками Топ-100 и с SMB-банками, и предлагает им различные решения. Клиентская база располагается от Калининграда до Хабаровска. Среди клиентов компании: Сбербанк России, ФК «Открытие», Банк Москвы, Альфа-банк, Россельхозбанк, Газпромбанк, «Лайф», банк «Траст» и многие другие. На данный момент клиентами R-Style Softlab являются около 400 банков — это почти половина от всех существующих кредитно-финансовых учреждений. «Российский рынок остается для нас приоритетом с момента образования R-Style Softlab, – подчеркнул Даниил Капцан, директор управления маркетинга и внешних связей компании R-Style Softlab. – Решения компании используются в каждом третьем банке, действующем на территории России. В структуре доходов компании выручка от российских банков составляет около 85%, на кредитные учреждения из Казахстана и Белоруссии, а также Украины, Армении, Таджикистана, Узбекистана приходятся оставшиеся 15%. Фактически наш ежегодный средний темп роста в размере 10–15% базируется на запросах от российских банков».

«Решения на ВРМ-платформе «Контур» от компании Intersoft Lab выбрали около ста банков в России и странах СНГ. Среди них такие организации, как «АК Барс», ВБРР, «Возрождение», ВПБ, «Глобэкс», Еврофинанс Моснарбанк, Банк Казани, «Левобережный», Новикомбанк, ОТП Банк, Примсоцбанк, КБ «РМБ», Росгосстрах банк, АКБ «Россия», «Русский Стандарт», Банк «Санкт-Петербург», Связь-банк, Собинбанк, Транскапиталбанк, Фондсервисбанк, «Банк ЦентрКредит» (Казахстан), БТА Банк (Казахстан), Московская Биржа и другие. По оценкам маркетинговой службы Intersoft Lab, по итогам 2013 года доля компании на рынке хранилищ данных и ВРМ-систем для российских предприятий и банков составляет чуть более одной пятой (21,6%), в финансовом секторе – более половины (52,8%)», - сообщила Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab.

Тропой белого кролика

Оценивая состояние конкурентной среды на рынке, представители разработчиков, не сговариваясь, вспоминают хрестоматийный пример из «Алисы в стране чудес».

«Так как конкуренция на банковском рынке только нарастает, причем не только со стороны банков, но и новых игроков – микрофинансовых организаций, разного рода агрегатов, систем мобильных платежей и т.д., банки просто не могут снижать затраты на инновационные проекты. И хочется процитировать Льюиса Кэрролла: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» – говорит Константин Харин (Oracle).

Ему вторит Игорь Литвинов (ЛАНИТ): «Наши конкуренты – Топ-5 российских ИТ-интеграторов, и конкуренция между ними всегда была и остается острой. Для того, чтобы просто оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил. А для того, чтобы кого-то обогнать, нужно бежать в два раза быстрее».

«Кто такой конкурент? – задается вопросом Виталий Патешман (BSS). – Это тот, чье присутствие и деятельность сдерживают ваше развитие. На протяжении последних двух лет у российских банков появилась новая возможность, которой не было раньше ─ взаимодействие с государственными органами власти. Со стороны банковского сообщества есть заинтересованность во взаимодействии с ведомствами, с нашей стороны есть решение для организации электронного взаимодействия между банками и ведомствами. Сдерживающим фактором, а значит конкурентом по нашему определению, является недостаточная активность ведомств в предоставлении сведений для организации информационного обмена с банками».

«В сегменте ИТ-рынка, связанном с предоставлением продуктов и решений для повышения эффективности работы с клиентами, исторически существует довольно сильная конкуренция, – признает Денис Реймер (ЛАНИТ, CleverDATA). – В каждом сегменте направлений нашей деятельности – платформы для управления данными и решения для анализа данных, веб-аналитики, автоматизации маркетинга – мы внимательно следим за тремя-пятью ключевыми игроками. Именно они, как правило, пробуют и выводят на рынок новые решения».

«Отечественный ИТ-рынок развивался и рос вместе с банками более 20 лет. Основные его игроки, занявшие тогда свои ниши, остаются в них на протяжении этого времени без особых перемен. Среди них можно отметить компании ЦФТ, R-Style Softlab, «Инверсия», но в целом каждый разработчик имеет свое место на российском рынке», – считает Александр Генцис («Диасофт»).

«Как это ни странно, но к числу своих конкурентов мы в какой-то мере относим небольшие «местечковые» компании, которые разрабатывают и поставляют специализированные банковские решения, – убежден Дмитрий Сергеев, начальник управления по работе с банками центра программных решений компании «Инфосистемы Джет». – В их случае интеграция предоставляется как некая дополнительная опция. И банки нередко выбирают их услуги, соблазняясь возможностью получить и бизнес-решение, и интеграционные услуги у одного поставщика. Тем не менее именно в части интеграционных проектов такие решения не всегда оказываются успешны: компания-поставщик, не являющаяся интегратором, не всегда может учесть все аспекты и тонкости подобного проекта в силу отсутствия необходимой экспертизы. Некоторые наши клиенты из банковской сферы к моменту запуска интеграционного проекта (совместного с нами) уже имеют опыт 2–3 (а иногда и более) неудачных интеграционных внедрений силами таких компаний».

«В сегменте автоматизации инвестиционных операций, по крайней мере в части решений, предлагаемых крупным и средним банкам, есть лишь небольшая группа топовых игроков, которые делят между собой российский рынок, EGAR Technology находится в их числе. Внезапное расширение основного круга поставщиков является маловероятным, поскольку для этих решений требуется солидный объем экспертизы в предметной области и учет российской специфики, что нарабатывается только за многолетний период», – полагает Михаил Талантов (EGAR Technology). «В сегменте предоставления ИТ-услуг EGAR Technology видит себя среди лидеров российского банковского рынка по построению интеграционных решений и систем мониторинга бизнес-приложений, где мы сотрудничаем с крупнейшими международными вендорами в роли партнеров. Уровень конкуренции в части оказания услуг по интеграции в банковском секторе остается высоким, при этом наиболее серьезная экспертиза сосредоточена на стороне нескольких компаний и связана с наиболее развитой на их стороне практикой по каким-либо вендорским продуктам, например, в EGAR Technology – это практика построения интеграционных решений на основе продуктов и технологий Oracle», – добавляет Алексей Матукин, заместитель генерального директора, руководитель департамента системной интеграции и бизнес-решений EGAR Technology.

«Наши конкуренты – все основные компании, работающие на рынке банковского ИТ – в первую очередь в области банковских систем и систем управления, – отмечает Анна Чернобыльская («ПрограмБанк»). – «Диасофт», «Инверсия», R-Style Softlab, InterSoft Lab, БИС, ЦФТ. С одной стороны, конкуренция очень высокая, наш рынок – типичный рынок покупателя. С другой – для банка смена ИТ-системы крайне болезненна, фактически «вход – рубль, выход – два». В результате банк и компания находятся «в заложниках» друг у друга. Поэтому единственный нормальный формат работы, взаимовыгодное сотрудничество, партнерство».

«Деятельность R-Style Softlab охватывает три ключевых направления: АБС, универсальный фронт-офис и системы ДБО, хранилище данных, BI-инструментарий, аналитические бизнес-приложения, а также поставку серверов, систем хранения данных и систем резервного копирования сторонних производителей в рамках комплексных проектов, ИТ-консалтинг, ИТ-аутсорсинг, поэтому нам сложно выделить прямых конкурентов, работающих в рамках этих же сегментов. Однако у нас есть конкуренты по отдельным направлениям (к примеру, АБС или ДБО), в их числе – ЦФТ, «Диасофт» и BSS», – сообщил Даниил Капцан (R-Style Softlab).

«Основной конкурент профессиональных разработчиков управленческих систем –инструменты малой автоматизации на базе MS Excel/Access и собственные разработки банков, в том числе на базе технологии хранилищ данных. По итогам опроса кредитных организаций в июле 2014 года в совокупности электронные таблицы и самописные ХД закрывают около 80% потребностей российских банков в инструментах подготовки управленческой отчетности. Однако, крупнейшие и крупные кредитные организации все же отдают предпочтение более надежным, безопасным и производительным решениям внешней разработки. Так, в ТОП-50 банков по активам 80% участников являются потребителями промышленных ВРМ-систем, в ТОП-100 – 63%. А вот в банках второй сотни количество пользователей ВРМ составит всего 23% - здесь уже основным средством подготовки внутренней отчетности станет MS Excel/Access», - так характеризует расстановку сил Юлия Амириди (Intersoft Lab). «В России компаний, которые позиционируют себя в качестве разработчиков тиражных ВРМ-систем, менее 10. Зато свыше 150 компаний внедряют на российских предприятиях и в банках ВРМ-платформы иностранного и российского производства, а также выполняют их заказную разработку. Что касается конкуренции отечественных и иностранных разработок в банковском сегменте, то по оценкам Intersoft Lab здесь доминируют российские разработчики – они реализовали более 70% всех проектов», - добавляет она.

Продукт года

Представители кредитных организаций и разработчиков прокомментировали, какие продукты наиболее интересны банкам в настоящее время.

По словам Алексея Дьяченко («Глобэкс»), наиболее актуальным продуктом для банка сейчас является Debt Collections.

«В 2014 году мы сделали качественный шаг в своем развитии – перешли на новую версию АБС «Диасофт». Это позволило нам оптимизировать учетные процессы и формирование отчетности перед регулятором. Мы получили «скелет», который в среднесрочной перспективе будет обрастать «мышцами», предоставляя новые сервисы и преимущества внешним и внутренним клиентам. Из приоритетных направлений можно выделить развитие систем дистанционного банковского обслуживания (Интернет-Банк, мобильный банк), внедрение и развитие новых фронт-офисных сервисов, развитие CRM-системы и ее интеграция с АБС, автоматизация административно-хозяйственного учета», – сообщил Илья Евсеев (Росавтобанк).

«В следующем году банкам группы «Лайф» будут интересны, в первую очередь, продукты, направленные на выстраивание взаимоотношений с клиентами: CRM Campaign Management, CRM для Collection. Помимо этого, мы планируем внедрять решения, направленные на управление compliance, кредитными и операционными рисками», – поделился планами на будущее Алексей Пирогов (ФГ «Лайф», Пробизнесбанк).

«В настоящий момент банк практически определился с перечнем проектов на 2015 год, – подтвердил Денис Сотин (Росбанк). – И основной упор сделан, конечно, на реализацию утвержденной бизнес-стратегии банка, особенно в розничном сегменте. Поэтому в 2015 году банк будет сконцентрирован на внедрении решений для обеспечения нового кредитного процесса, анализа и сегментации клиентской базы, обеспечения нового уровня работы колл-центра банка, обеспечения качества данных в системах банка и т.д. Кроме того, продолжатся работы по обеспечению высокого уровня конкурентоспособности дистанционных каналов банка. Также планируется начать замену бэк-офисного решения для дирекции рынков капитала и инвестиционно-банковских услуг. У нас уже есть ясность по большинству продуктов и решений, однако детали будут раскрываться по мере проведения тех или иных тендеров и по мере начала реализации планов валидированных проектов».

«В настоящий момент Абсолют банк работает над дальнейшей автоматизацией и оптимизацией существующих бизнес-процессов, развитием единого хранилища, минимизацией бумажного документооборота», – рассказал Андрей Горелов (Абсолют банк).


Автоматизированная банковская система «Центавр Омега», разработка компании «ПрограмБанк».

«Количественно наиболее востребована наша флагманская ИБС «Центавр Омега», а из новых решений – банкам интересен «Кредитный конвейер». Сейчас большинство банков, работающих с розницей, активно интересуются фронт-офисными решениями, при этом им требуются решения «легкие», с коротким сроком окупаемости», – так оценивает текущий спрос Анна Чернобыльская («ПрограмБанк»).

«В 2014 году банки проявляли заметный интерес к двум ключевым продуктовым направлениям R-Style Softlab: системам ДБО, делая при этом акцент на мультиканальности, а также к бизнес-аналитике», – сообщил Даниил Капцан (R-Style Softlab).

«В ушедшем году наиболее востребованы банками были решения на ВРМ-платформе «Контур» для управления прибыльностью, то есть для планирования, контроля и анализа эффективности подразделений, продуктов, клиентов и каналов продаж банка. В основе возросшего спроса на них лежит рост конкуренции и борьба за клиента в финансовом секторе. Для удержания позиций в условиях снижения доходности банкам необходимо, с одной стороны, задействовать внутренние резервы – эффективно использовать ресурсы, минимизировать расходы и оптимизировать бизнес-процессы, с другой – инвестировать в маркетинг для создания конкурентного продуктового предложения, грамотной ценовой политики, выбора результативных каналов продаж», - поясняет Юлия Амириди (Intersoft Lab).

«Востребованные банками продукты можно условно разделить на три блока, – рассуждает Александр Генцис («Диасофт»). – В первый входят решения для поддержки обслуживания клиентов. Усилия банковской сферы сегодня направлены на борьбу за клиента, и компания «Диасофт» готова предложить продукты, значительно повышающие качество сервиса. В частности, Единый фронт-офис FLEXTERA, который решает задачи операционного обслуживания, способствует эффективному продвижению розничных услуг и оперативному выводу на рынок новых банковских предложений. Вторая группа – это решения, обеспечивающие поддержку законодательства и построение отчетности. К третьему блоку можно отнести доработку типовых решений, их адаптацию к выполнению конкретных бизнес-задач и реализацию ноу-хау банка, например, на основе платформы Diasoft Framework».

В 2014 году банки-клиенты компании BSS проявляли повышенный интерес к технологиям мобильного банкинга: системам «Мобильный Бизнес Клиент» для корпоративного сектора и «Универсальный Мобильный Клиент» для частных лиц. Шли внедрения современной платформы «CORREQTS», системы ДБО для розничных клиентов «ДБО BS-Client. Частный Клиент», антимошеннического решения «FRAUD-Анализ», сервисов, позволяющих банкам увеличивать свои доходы. Изменение экономической ситуации в стране побуждают банки искать способы повышения комиссионного дохода и снижения операционных издержек. «Решение этих бизнес-задач выходит на первый план и останется актуальным в ближайшем будущем, – считает Виталий Патешман (BSS). – Возможность заключения онлайн-сделок по покупке/продаже валюты на внешних рынках – один из инструментов предлагаемых компанией BSS. Это не типовая услуга в рамках системы ДБО, и банки, воспользовавшиеся ею, решают сразу две бизнес-задачи. Они увеличивают количество клиентов, предлагая сервис большому количеству клиентов – пользователей системы ДБО, и повышают комиссионный доход за счет увеличения совершаемых операций».

«В 2014 году банки из России и ближнего зарубежья активно рассматривали продукты по автоматизации инвестиционной деятельности – поддержке торговых операций на финансовых рынках на платформе EGAR Focus и систему контроля лимитов EGAR Limits Manager. Примечательно, что в течение года нарастал интерес не только к управлению торговыми лимитами, но и к функциональному блоку продукта в части управления лимитами кредитования. Другими не менее востребованными банками решениями в рамках практики EGAR Technology стали интеграционные проекты и продукты для мониторинга надежности и производительности бизнес-приложений», – сообщил Михаил Талантов (EGAR Technology).

«В 2014 году наибольший интерес у наших заказчиков – финансовых организаций – вызвали решения, позволяющие повысить эффективность работы за счет использования информации о клиентах, содержащейся в так называемых «больших данных». Мы также видим интерес к решениям по управлению взаимоотношениями с клиентами, построению «умных» целевых маркетинговых кампаний и к решениям для более качественной сегментации клиентов для таргетированного взаимодействия. В рамках решения задач более точной сегментации банки проявляли активный интерес к использованию внешних источников для обогащения собственных данных о клиентах, хранимых в CRM-системах», – рассказал Денис Реймер (ЛАНИТ, CleverDATA)

«К наиболее востребованным, безусловно, относятся решения, обеспечивающие выполнение требований регуляторов, – отметил Олег Баранов, управляющий партнер компании «Неофлекс». – Для «Неофлекс» это, конечно же, система банковской отчетности Neoflex Reporting, обеспечивающая построение отчетности для Банка России, а также линейка продуктов Neoflex Adapters, автоматизирующая взаимодействие с большим количеством государственных органов. Кроме того, стоить отметить решения «Неофлекс» в области розничного кредитования и управления кредитными рисками. Если ранее основным направлением наших проектов была автоматизация выдачи кредитов, а именно построение кредитных конвейеров, то сегодня фокус смещается в область работы с собственной клиентской базой. Это поведенческий скоринг и подготовка на основе его результатов кросс-предложений, или, например, автоматическое уменьшение или увеличение лимитов по кредитным картам и т.д.».

В 2014 году особым спросом среди финансового сектора пользовались продукты линейки JaCarta, разработанные компанией «Аладдин Р.Д.», в частности JaCarta ГОСТ. Смарт-карты и USB-токены JaCarta ГОСТ – персональное средство электронной подписи с российской криптографией «на борту» для формирования усиленной квалифицированной электронной подписи с неизвлекаемым ключом электронной подписи и строгой аутентификации пользователей. Также в течение года было востребовано решение для защиты от новейших атак киберпреступников при работе пользователей с защищенными сервисами через Интернет с использованием смарт-карт – «Антифрод-терминал». Набирает популярность новейшее решение производства компании, которое было выпущено на рынок сравнительно недавно, – система JaCarta Management System. JMS служит для централизованного управления жизненным циклом электронных ключей JaCarta Management System (JMS), полноценно поддерживающую новое поколение средств аутентификации и электронной подписи JaCarta, а также смарт-карты и USB-токены eToken (в том числе модели BIO и ГОСТ). Широкие функциональные возможности JMS помогают снизить временные и эксплуатационные затраты на поддержку ИБ-инфраструктуры, что является одним из ключевых преимуществ данной системы управления.

В числе наиболее востребованных разработок заместитель руководителя департамента защиты инфраструктуры компании «Андэк» Дмитрий Никифоров назвал системы активного обнаружения вредоносного контента в почтовом и web-трафике, межсетевое экранирование ядра сети или серверного сегмента, SIEM – систему анализа и корреляции событий информационных и ИБ-систем и автоматизацию обнаружения и расследования инцидентов ИБ, систему управления привилегированными учетными записями.

«Банки не экономят на информационных технологиях, так как автоматизация процессов позволяет сократить затраты, – утверждает Игорь Литвинов (ЛАНИТ). – Наша компания предлагает надежные инфраструктурные решения для автоматизации банковского бизнеса и спрос на них в 2014 году не менялся. Особенно это заметно в секторе розничных банков. Наиболее заметные новые тенденции и направления 2014 года – это, несомненно, импортозамещение и «облачные технологии». Некоторые банки уже почувствовали влияние санкций и вынуждены искать замену зарубежным поставщикам, а те, кого санкции пока не коснулись, уже готовятся принять превентивные меры по защите бизнеса. Чаще всего в качестве альтернативы упоминают китайские компании, но и у отечественных поставщиков появились ранее недоступные возможности. «Облачные технологии», вопреки распространенному мнению, еще только начинают внедрять. Все банки активно используют виртуализацию, но лишь сейчас начинают понимать, что «облако», даже частное, и виртуальный ЦОД – разные вещи. «Облако» предполагает широкое использование средств автоматизации всех операций, порталы самообслуживания, обязательный учет потребленных каждым подразделением и пользователем ресурсов, управление жизненным циклом приложений и ИТ-сервисов. Все это позволяет не только экономить средства, но и обеспечить контроль над потреблением инфраструктурных ресурсов. Учитывая требования рынка, ЛАНИТ предлагает «облачные» и импортозамещающие решения, в том числе «облака», построенные на российском ПО с открытым исходным кодом».

Перспективы и ожидания

В целом разработчики умеренно пессимистично рассматривают перспективы на ближайшее будущее. Взрывного роста на рынке не предвидится, причины этому – сокращение количества банков, турбулентность на рынке, оптимизация расходов.

«Сейчас не самое лучшее время для прогнозов, – считает Игорь Литвинов (ЛАНИТ). – От того, как будет развиваться ситуация в банковском бизнесе, зависит очень многое. Но и сам этот бизнес, в свою очередь, зависим от множества факторов: состояния экономики, потребительской уверенности, желания инвестировать и многого другого».

«О спросе банков на IT-продукты в 2015 году можно сказать только одно: он уменьшится в связи с сокращением бюджетов, – сожалеет Олег Баранов («Неофлекс»). – Начатые проекты, скорее всего, будут продолжены, а вот на новые внедрения смогут отважиться далеко не все. Исключением могут стать банки, которые находятся в процессе слияния, а таких случаев довольно много. Они должны будут инвестировать в объединение ИТ-платформ и интеграцию».

«В наступающих условиях основной тенденцией будет оптимизация расходов. Таким образом, наиболее популярными станут решения, позволяющие увеличить управляемость и скорость выполнения прикладных задач заказчика», – предполагает Дмитрий Никифоров («Андэк»).

«Ситуация такова, что число банков уменьшается, усложняются условия для существования их бизнеса. Поэтому мы ожидаем в ближайшие 1–1,5 года снижения темпов роста рынка интеграционных проектов. Однако стоит упомянуть, что с технологической точки зрения ИТ в банках уверенно идут по пути монетизации, превращения в инструменты (иногда основные) для зарабатывания денег. И это особенно ярко проявляется в среде крупных, развитых банков. Поэтому в целом прогноз на будущее можно считать, скорее, позитивным», – говорит Дмитрий Сергеев («Инфосистемы Джет»).

 «Несмотря на кризисные явления в экономике, вопросы обеспечения информационной безопасности остаются актуальными и требующими повышенного внимания, – выразил уверенность Яков Ставринов («Аладдин Р.Д.»). – Мы полагаем, что все большее распространение будут иметь проекты, которые помогут сократить издержки на поддержание ИТ- и ИБ-инфраструктуры».

«На мой взгляд, следует выделить перспективы долгосрочные и на ближайший год, – полагает Александр Генцис («Диасофт»). – Краткосрочные задачи банков во время кризиса, скорее всего, будут направлены на поддержку законодательства и оптимизацию бизнеса. Урезание расходов определит общую тенденцию – компонентизацию: ведение «точечных» проектов для решения конкретных задач вместо крупного «долгостроя». В будущем же пристальное внимание банков сосредоточится на качестве клиентских сервисов: внедрении новых форматов обслуживания, повышении его уровня и скорости, расширении каналов взаимодействия, большем разнообразии продуктовых предложений, на оптимизации интерфейсов, развитии CRM и т.д.».

«В период экономического роста в банках было реализовано немало проектов, направленных на развитие ИТ, – напоминает Виталий Патешман (BSS). – Сегодня, в условиях экономической нестабильности, количество таких проектов сократилось. Основное внимание уделяется решению конкретных бизнес-задач, таких как сокращение издержек и повышение кросс-продаж. Проекты планируются и выполняются исходя из финансовой и экономической целесообразности в краткосрочной и среднесрочной перспективе. И, на наш взгляд, это основная тенденция будущего года».

В числе перспективных инновационных направлений представители Oracle отмечают управление клиентским опытом (Customer Experience), формирование маркетинговых предложений в реальном времени на основе событий (Event based marketing), а также анализ и обработку больших данных (BigData). «Эти темы действительно очень живые и интересные, потому что затрагивают те сферы присутствия и каналы получения информации клиентов/ (потенциальных) клиентов, которые в настоящее время практически не учитываются при работе с ними – это социальные сети, геолокация, повседневное поведение как в Интернете, так и в «реальной» жизни. Эти направления требуют новых подходов в сборе и анализе информации, что формирует со стороны банков спрос на решения для реализации этих моделей», – считает Константин Харин (Oracle).

«Развитие банковских продуктов в ближайшие годы, на наш взгляд, будет направлено на дальнейшую персонализацию банковских сервисов, основанную на знании клиента, использовании инструментов бизнес-аналитики и адаптивных сервисов, – прогнозирует Мария Виноградова (OpenWay). – Это актуальные для конкретного клиента предложения банковских услуг, которые он получит по удобному ему каналу: финансовая аналитика, платежные сервисы, целевые бонусные предложения кредитных продуктов и другие. Особый фокус будет сделан на сервисы для привлечения новых клиентов, поскольку все активнее себя проявляют небанковские участники рынка и становятся реальными конкурентами банков. Также, учитывая стремление банков постоянно повышать прибыльность розничного бизнеса, мы предполагаем, что будут набирать популярность решения для оценки его эффективности в разрезе эмиссии и эквайринга. OpenWay занимает проактивный подход: на основе регулярного анализа трендов на рынке платежей мы предлагаем нашим клиентам инновационные решения, которые позволяют им оставаться лидерами на рынке».

«На текущий момент в условиях переживаемых российским рынком потрясений акценты в банках, вероятно, продолжат смещаться от приобретения новых продуктов к оптимизации поддержки и рациональному развитию существующих, – дает свой прогноз Михаил Талантов (EGAR Technology). – В части продуктов преимущества получат предложения «в рублях» и с российской поддержкой, доля «евро-долларового» ИТ-консалтинга будет снижаться. Будут востребованы квалифицированные специалисты в области банковской автоматизации из удаленных центров разработки, дислоцированных в России, российские центры разработки в рублевой зоне получат в том числе преимущества, например, перед белорусскими разработчиками».

«Очевидно, что заметного спроса на решения, которые требуют существенных капитальных вложений, в следующем году не будет, но не исключаются одиночные сделки, – допускает Денис Реймер (ЛАНИТ, CleverDATA). – С учетом снижения активности потребителей банковских услуг и общего падения рынка мы ожидаем, что вырастет спрос на решения, позволяющие извлекать прибыль из существующих активов. Это, например, анализ данных, обеспечивающий как более точную адресацию банковских услуг, так и предотвращение фрода и финансовых махинаций».

«Сейчас под влиянием внешних факторов многие банки объединяются и укрупняются, – указывает Даниил Капцан (R-Style Softlab). – В результате растут их потребности к автоматизации, к IT-решениям предъявляются более высокие требования, учитывающие увеличение объемов бизнеса. Наиболее актуальными становятся технологичные, гибкие и многофункциональные решения (с возможностью кастомизации) для многофилиальных, разветвленных банков. С ростом пользовательских требований к банковским сервисам финансовые организации расширяют спектр предлагаемых ДБО-услуг. От разнообразия всевозможных опций напрямую зависит эффективность привлечения и удержания клиентов. Кроме того, необходимо учитывать и требования регулятора к банковской отчетности, контролю рисков, планированию и исполнению бюджета».

«Экономика страны вступает в период рецессии, - констатирует Юлия Амириди (Intersoft Lab). - В 2015 году нас, без сомнений, ждет значимое сокращение ИТ-бюджетов банков и замораживание большинства не бизнес-критичных ИТ-проектов, как уже было во время прошлого кризиса. Скорее всего, динамика спроса на ИТ-продукты в течение 2015 года будет снижаться по мере завершения значимых этапов проектов, договоренности о которых были достигнуты ранее. Предложения отечественных ИТ-поставщиков получат предпочтение, однако общее количество проектов, выполняемых российскими компаниями, вряд ли вырастет за счет уменьшения внедрения иностранного ПО».

«С одной стороны – банки страдают от экономического кризиса, и это ведет к общему понижению спроса. С другой – благодаря общему тренду импортозамещения все больше рассматривают российские продукты. С третьей – есть объективная необходимость развития и модернизации ИТ (например, массовое внедрение фронт-офисных систем банками разного масштаба). С четвертой – текущая волатильность рынков требует современных систем управления. В целом заметной стагнации на рынке нет, а вот риски – значительные. А это, опять же, делает критичным вопрос взаимного доверия банка и разработчика», – подытожила Анна Чернобыльская («ПрограмБанк»).