директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью банка Вилен Ли- Каковы финансовые результаты банка за 2013 год? Каковы финансовые результаты работы розницы и сегмента малого и среднего бизнеса?

- Чистая прибыль банка (по стандартам РСБУ) составила 1,08 млрд. рублей, прирост – 216% за год. Собственные средства (капитал) банка по итогам года достигли 18,64 млрд. рублей, продемонстрировав рост на 19% за год. Активы банка на 1 января 2014 составили 115,43 млрд. рублей, плюс 20% по отношению к минувшему году.

Объем общего кредитного портфеля банка составил 64,6 млрд. рублей, рост с начала года – 9%. Средства клиентов банка, с учетом выпущенных долговых обязательств, выросли на 20% – до 99,49 млрд. рублей. Значительную часть в структуре пассивов – 37% – составили депозиты физических лиц.

Чистая прибыль банка за первый квартал составила 826,85 млн. рублей. Собственные средства (капитал) банка достигли 18,77 млрд. рублей на отчетную дату, активы банка – 115,33 млрд. рублей. Кредитный портфель составил 62,89 млрд. рублей на 1 апреля 2014, привлеченные средства клиентов банка (с учетом выпущенных долговых обязательств) – 94,25 млрд. рублей.

- Каковы итоги работы банка в корпоративном блоке по итогам 2013 года?

- За год кредитный портфель корпоративных клиентов банка вырос на 7%, это без учета МБК и операций РЕПО, до суммы в 25,31 млрд. рублей. На 7% увеличился портфель кредитов крупному бизнесу – 22,69 млрд. рублей, и на 8% – портфель предприятий малого и среднего бизнеса – 2,62 млрд. рублей.

В корпоративном сегменте банк продолжил сотрудничество с предприятиями широкого спектра отраслей экономики. Большую часть портфеля на сегодня занимает производственный сектор – 40%, на втором месте – торговля, на которую приходится 30%, далее следует сфера услуг и строительства.

Банк активно развивает направление гарантийного обслуживания. Продуктовая линейка этого бизнеса представлена 11 программами. На 1 января 2014 открытый лимит по банковским гарантиям составил 25 млрд. рублей, портфель выданных гарантий – 14,92 млрд. рублей. По итогам 2014 года получены 149 млн. рублей комиссионного дохода, за 2012 год эта сумма составила 100 млн. рублей.

По-прежнему одним из приоритетов деятельности кредитной организации остается кредитование сегмента МСБ, который занимает 10% корпоративного портфеля. С целью наращивания ресурсной базы банк продолжает сотрудничество с государственными структурами, поддерживающими этот сектор. Подписаны соглашения с 25 региональными фондами поддержки МСБ в 25 регионах России. Также нашему банку открыты кредитные лимиты в МСП-банке.

- Наблюдаете ли вы снижение объемов потребительского кредитования в первом квартале 2014 года?

- В последнее время российские банки осторожничают. Многие финансовые учреждения усложняют выдачу займов. Получить потребительский кредит в России становится сложнее. Снизились выдачи высокорисковых экспресс- и POS-кредитов. Увеличился процент отказов в кредите новым заемщикам и закредитованным заемщикам. Многие банки стали активнее продвигать ипотеку и автокредитование, работать с лояльными и зарплатными клиентами. Все чаще условия кредитования для заемщиков становятся индивидуальными и зависящими от уже сформированной кредитной истории.

Сами клиенты с ростом уровня финансовой грамотности начали, наконец, разбираться в процентах и сравнивать стоимость кредитов, отказываясь от не слишком выгодных для них предложений. Многие заемщики охотнее стали пользоваться кредитными картами с льготным периодом кредитования и возобновляемым кредитным лимитом.

На этом фоне фиксируется дальнейший рост просрочки, связанный, скорее всего, с вызреванием кредитного портфеля на фоне замедления выдачи банками потребительских займов. Объемы потребкредитования в 2014 году продолжат снижаться. Темпы прироста составят за год, по нашим оценкам, 15–20%.

- Какие продукты пользуются наибольшим спросом у клиентов – как физиков, так и юридических лиц?

- Мы делаем все возможное, чтобы сделать кредитные продукты для наших клиентов максимально простыми, удобными и доступными. Если говорить о розничном блоке, то срок выдачи кредита начинается от 15 минут. Любой клиент, даже с самыми скромными доходами, может взять заем в банке. Причем сделать это можно как в рамках нецелевого потребительского кредитования, так и под конкретные нужды – в рамках программ автокредитования, кредитования под залог недвижимости, ипотечного кредитования.

В прошлом году мы предложили нашим клиентам новую кредитную программу «Твои условия» с индивидуальной процентной ставкой. Программа объединила в себе 4 ранее существовавших продукта – кредит «Супер-Экспресс», «Экспресс-кредит», «Мега» и «Корпоративный кредит». Все эти кредитные программы продолжат свое действие для уже оформивших их клиентов. А новым потенциальным заемщикам будет предложена программа «Твои условия», в рамках которой клиент сам сможет влиять на величину полученной ставки.

Технология Risk based pricing, положенная в основу кредитной программы, призвана определить ценовые параметры кредита индивидуально для каждого заемщика на основе анализа его данных.

В соответствии с условиями программы рублевый кредит выдается на срок от 3 месяцев до 5 лет, на сумму от 15 тыс. до 1 млн. рублей, без залога и поручителей. Срок рассмотрения заявки – от 15 минут до трех рабочих дней. Минимальная процентная ставка – от 14% годовых.

Индивидуальные ставки по потребительским кредитам являются одной из последних тенденций рынка. Мы ожидаем, что рынок в ближайшие годы полностью перейдет на технологию Risk based pricing. С помощью нового продукта мы хотим дать возможность заемщикам с менее рисковыми характеристиками получить кредитные средства на более выгодных условиях. Логика проста – чем больше документов предоставит потенциальный заемщик, тем выгоднее могут быть условия кредитования. Банк при этом четко оценивает свои риски при выдаче кредитного продукта, а надежный заемщик получает более низкую, а не усредненную ставку по продукту.

Данная программа пользуется большим успехом у наших клиентов, поскольку клиент сам может влиять на ставку в зависимости от пакета предоставленных документов. Также программа «Твои условия» позволила нам работать с совершенно новым для банка клиентским сегментом, продуктов для которого ранее не было – неработающими пенсионерами.

Кроме этого, с введением данной программы изменился портфель в сторону более качественных заемщиков.

- Многие банки отмечают тенденцию миграции POS-кредитов на карточные. Замечаете ли это вы?

- В связи с ужесточением политики ЦБ ужесточилась и политика банков в области выдачи потребительских кредитов. Снизились выдачи высокорисковых экспресс- и POS-кредитов. Увеличился процент отказов в кредите новым заемщикам и закредитованным заемщикам. Многие банки стали активнее продвигать ипотеку и автокредитование, работать с лояльными и зарплатными клиентами.

Сами клиенты с ростом уровня финансовой грамотности начали, наконец, разбираться в процентах и сравнивать стоимость кредитов. Многие заемщики охотнее стали пользоваться кредитными картами с льготным периодом кредитования и возобновляемым кредитным лимитом.

- Чем карточный кредит проще, лучше, удобнее для клиента? Для банка?

- Если человек часто обращается в банк за небольшими кредитами на потребительские нужды, то кредитная карта будет для него более удобным финансовым инструментом. Ведь каждое получение кредита – это новый сбор пакета документов, подача заявки и ожидание решения. А кредитная карта – это своего рода многократный потребительский кредит в рамках установленного кредитного лимита, который можно погашать и пользоваться вновь.

При этом погашение потребкредита обычно предлагается ежемесячными платежами, в то время как по карте держатель может сам регулировать уровень кредитного бремени: погашать долг минимальными платежами или закрыть значительную часть кредита в короткие сроки. Погасив задолженность целиком в течение определенного срока и выполнив условия льготного периода, можно вообще освободиться от уплаты процентов за пользование кредитом.

Что касается преимуществ для банка, то кредитная карта зачастую представляет собой ядро многопрофильного банковского сервиса, в который, например, включаются дистанционное банковское обслуживание, скидки по картам в магазинах-партнерах банка, пониженный процент для лояльных заемщиков, возврат части потраченных на покупки средств – так называемый Cash-back, ну и еще много опций.

- А каков объем просрочки в портфеле розничных кредитов банка?

- Уровень просрочки находится на среднерыночном уровне – по итогам 2013 года – на отметке в 12–15%. За последние два года в банке была существенно модифицирована работа с просроченной задолженностью. Разработана поэтапная система работы с должниками в зависимости от вида кредитного продукта, сроков просрочки, налажена работа с коллекторскими агентствами по прозрачной тендерной схеме.

Мы заинтересованы в сохранении надежных клиентов, попавших в трудную финансовую ситуацию, и кроме работы по взысканию задолженности должникам предлагаются различные варианты реструктуризации задолженности. Кроме этого, ежегодно проводятся акции, мотивирующие должников на ее погашение.

- Продавали ли вы просрочку в 2013 году, если да, то какую – по видам кредитов, по размеру просрочки?

- Да, недавно мы завершили сделку по продаже проблемных активов физических лиц со сроком просрочки свыше 360 дней. В настоящее время наш банк осуществляет работу по возврату задолженности как самостоятельно, так и посредством сотрудничества с рядом коллекторских компаний. Формат сотрудничества кредитной организации с коллекторскими компаниями – на условиях уступки прав требований или агентской схемы – обусловлен проведением анализа структуры проблемного актива, позволяющего максимально эффективно подобрать необходимый метод и инструменты взыскания.

- Как скажутся на работе банка новые требования ЦБ, например, о необходимости создания резервов под непросроченные кредиты?

- Начнем с того, что работу в этом направлении мы начали уже давно, еще в 2012 году. И к моменту изменения правил игры на рынке мы были готовы к жестким нововведениям регулятора.

Если говорить в целом о рынке, то новые требования к резервированию приводят к тому, что банки с повышением коэффициентов рисков имеют право выбора. Ряд крупных игроков ритейла могут докапитализироваться и продолжить выдавать высокорисковые кредиты.

Ряд других кредитных организаций могут испытывать трудности. Повышение требований по резервированию станет для них неподъемным, выдавать высокорисковые кредиты будет невыгодно: доход от таких кредитов может не покрыть затраты банка на привлечение капитала. Это приведет к тому, что они будут вынуждены проводить менее агрессивную политику, переориентировавшись на менее рисковые сегменты – автокредитование, ипотеку.

Также введение ограничений может отсеять часть банков, финансовые потоки от качественных ссуд в которых не смогут перекрыть рост просрочки.

- Что вы вообще думаете о намерении регулятора охладить рынок кредитования физических лиц – правильно ли это для экономики, ведь в последнее время именно рост потребления и двигал вперед ВВП?

- Меры ЦБ уже привели к снижению темпов роста рынка – до 28,7% в 2013 году против 39,4% в 2012 году. В том числе с 60% снизились практически вдвое темпы роста необеспеченных потребкредитов.

В 2014 году банки ждут новые испытания. С начала года ЦБ снова повысил резервы на возможные потери по ссудам, замедлит темпы роста рынка и вступивший в силу закон «О потребительском кредитовании», запрещающий превышать средние рыночные ставки по кредитам более чем на 30%.

На наш взгляд, подобные ограничения допустимы в качестве «пожарных» мер урегулирования частной проблемы, как, например, ограничение максимальной ставки по вкладам в период кризиса, но в то же время они как постоянный инструмент регулирования политики финансового сектора выглядит несколько непонятно. Ведь сегодня высокие ставки объясняются, прежде всего, высокими рисками, которые закладываются в этой самой ставке. Рынок должен сам регулировать подобные процессы.

Если говорить о последствиях для обычных обывателей, то инициативы регулятора приведут к тому, что многие финансовые учреждения усложнят выдачу займов. Может вернуться требование об обязательном наличии поручителя и залога. Не исключено, что будут серьезно увеличены и сроки рассмотрения кредитных заявок. Получить потребительский кредит в России станет сложнее.

Объемы потребкредитования в 2014 году продолжат снижаться. Темпы прироста составят около 20% за год.

- Перекредитовано или нет наше население?

- Общая закредитованность всего населения страны невысокая, однако определенные группы заемщиков заставляют всерьез задуматься. Действующие кредиты в банках, по разным данным, имеют не менее 40 млн. россиян, и это почти половина экономически активного населения страны.

При этом объем розничных кредитов составляет всего 12% ВВП – с учетом ипотеки.

Более 40% клиентов банков, воспользовавшихся кредитными продуктами один раз, обращаются за кредитом повторно. Если говорить о городах-миллионниках, то один заемщик одновременно часто использует 3–4 кредитных продукта. При этом почти каждый пятый заемщик уже имеет не менее пяти кредитов.

Средняя задолженность гражданина России по потребительским кредитам составляет больше двух средних зарплат по стране. Наименее закредитованы молодежь и пенсионеры. Наибольшая кредитная нагрузка наблюдается у граждан 31–40 лет.

- Как проходит взаимодействие банка с бюро кредитных историй? Часто ли поступают жалобы клиентов на то, что история неверная, и банк или само бюро не желают вносить в нее изменения?

- Банк сотрудничает с рядом крупнейших БКИ страны. При этом понятно, что иногда в банк поступают заявления клиентов на неактуальность имеющейся в том или ином бюро информации: иногда изменения в кредитную историю клиента вносятся в базу данных не совсем оперативно. И в данном случае мы, конечно, рассматриваем подобные обращения и разбираемся в каждом конкретном случае.

- Что нового появится в предложениях для розницы до конца года?

- В наших планах – смещение акцентов в сторону залогового кредитования. В банке пройдет модернизация линейки авто- и залоговых кредитных программ. Также будет продолжена активная работа с лояльными заемщиками, зарплатными клиентами и сотрудниками холдинга – то есть с клиентами более прозрачными и понятными в плане рисков.

- Ждать ли клиентам банка в 2014 году открытия новых филиалов и появления новых банкоматов, или банк уже подошел к пределам насыщения сети?

- На 1 января 2014 сеть обслуживания и продаж Росгосстрах Банка представлена 483 точками, включая 7 филиалов, 43 представительства и 433 офиса продаж в 61 регионе России.

Стратегия развития сети предполагает открытие полноценных отделений и мини-офисов в местах с высокой проходимостью, в том числе и рядом с отделениями долгосрочного партнера банка – компании Росгосстрах. Часть отделений – 70 – открыты в формате «Электронный Кассир».

Вопрос о количестве открываемых точек и дополнительных банкоматов решается поэтапно, от региона к региону, с учетом вопроса их рентабельности в том или ином населенном пункте.

- Все больше банков начали развивать комиссионный бизнес. Ваш взгляд на этот источник дохода, позиция вашего банка в этом вопрос – делать ли упор на взимание с клиентов комиссии – за платежи по ЖКХ, за оплату штрафов ГИБДД и т.д.

- Банки сегодня сталкиваются со многими угрозами в своей деятельности. Мировые финансовые рынки время от времени лихорадит, стоимость фондирования растет, регуляторы ужесточают правила игры, в том числе и требования к капиталу и к контролю над рисками. Рост бизнеса и рентабельность все больше зависят от умения банков зарабатывать деньги с приемлемым уровнем риска.

Это приводит к тому, что многие кредитные организации уходят от модели монолайнеров, диверсифицируя свой бизнес и стараясь зарабатывать не только на высокодоходном розничном кредитовании, но и классическом транзакционном банкинге, на комиссионном бизнесе. Поэтому этот источник дохода для банка, естественно, важен.

- Как проходит взаимодействие банка и одноименной страховой компании? Какие преимущества дает перекрестный бренд?

- Компания Росгосстрах – наш надежный партнер, а также акционер банка уже почти 10 лет. Мы активно сотрудничаем по разным направлениям деятельности – производим расчеты по страховым выплатам, взаимодействуем в рамках зарплатного проекта, при продаже «вшитых» страховых продуктов и самостоятельных страховых программ, таких как накопительное страхование жизни, экспресс-страхование квартиры, ОСАГО, страхование граждан, выезжающих за рубеж, обязательное пенсионное страхование и многие другие.

Таким образом, наш банк на сегодня может предоставить своим клиентам так называемое «пакетное предложение». И это, действительно, неоспоримое преимущество, ведь клиенты все чаще предпочитают получать в одном месте максимально широкий перечень услуг, а банки превращаются из простых продавцов услуг в финансовых консультантов.

- Расскажите о депозитной политике банка.

- С начала года объем вкладов населения в банке увеличился на 22% – до 36,94 млрд. рублей, чуть выше темпов роста рынка, ведь общий рост вкладов граждан в банках в 2012 вырос на 19%.

Продуктовая линейка банка состоит из 8 вкладов, которые разработаны с учетом потребностей и финансовых возможностей различных социальных групп населения. Максимальная ставка предусмотрена по депозиту «Страховой». Условием открытия депозита является одновременное оформление полиса накопительного страхования жизни.

Клиентами банка на сегодня являются свыше 90 тыс. вкладчиков – физических лиц. Наибольшей популярностью среди розничных клиентов пользуются вклады «Пенсионный Доход» и «Классический». Вкладчики предпочитают размещать средства в рублях на депозиты сроком в полтора года. Средняя сумма вклада составляет 100–200 тыс. рублей.

Среди дополнительных возможностей для вкладчиков – автоматическая пролонгация вклада, выплата процентов по вкладу на дополнительно выпущенную банковскую карту, управление вкладами через Интернет-банк, возможность дополнительного страхования вкладов свыше 700 тыс. рублей.

В 2014 году запланировано удержание портфеля на текущем уровне на фоне выгашивания, возможен незначительный рост.

- Как вы относитесь к намерению ЦБ ограничивать верхнюю ставку по вкладам – ставка по ТОП-10 банков на рынке вкладов плюс 2 п.п.?

- На сегодня традиционно наиболее высокие уровни ставок предлагают небольшие банки, которые и так часто испытывают сложности с нормативами и резервами. И для вкладчиков, которые являются более финансово подкованной прослойкой клиентов, ограничения ЦБ для того или иного банка на депозитные ставки может быть сигналом к тому, чтобы задуматься об устойчивости кредитной организации и доверии к ней, а тем более – о вверении ей своих сбережений.

Также нововведение, скорее всего, приведет к повышению непрямой конкуренции среди банков: для привлечения клиентов кредитно-финансовые организации будут вынуждены улучшать сервис, внедрять новые технологии, повышать безопасность, предлагать дополнительные услуги.

- Нужно ли что-то менять в системе страхования вкладов? Если да, то что? Поднимать уровень страхового возмещения, не включать в страховую сумму проценты по вкладу? Дифференцировать отчисления банков в ССВ?

- Сформированная в 2003 году в России система страхования вкладов благоприятным образом повлияла на укрепление отечественной банковской системы, на создание у граждан уверенности в национальных финансовых институтах, создав предпосылки к долгосрочному росту частных депозитов.

Cегодня система страхования вкладов работает вполне эффективно с точки зрения защиты интересов мелких и средних вкладчиков в рамках гарантированной государством суммы в 700 тыс. рублей. Во многом благодаря этому банковский вклад на сегодня является основным инструментом для сбережений и накоплений физических лиц.

Другой вопрос, что есть серьезная часть вкладчиков, вклады которых многократно превышают установленный законом лимит ответственности АСВ. Для этих людей риски потерь больших денег реальны.

В связи с чем мы поддерживаем идею увеличения суммы страхового возмещения и включения в систему АСВ индивидуальных предпринимателей, а также повышения финансовой грамотности вкладчиков, чтобы в погоне за процентами не забывали о надежности банка.

Повышение суммы страхового возмещения, с нашей точки зрения, сегодня более чем своевременно по нескольким причинам. Во-первых, последнее повышение имело место в конце 2008 года – в разгар экономического кризиса. На сегодня значимую часть сбережений уже съела инфляция. Во-вторых, это растущий накопительный тренд, в рамках которого вклады остаются пока все-таки наиболее популярным средством инвестирования для большинства россиян. В-третьих, сегодня уровень вкладов по системе размером от 700 тыс. до 1 млн. рублей составляет весомую часть.

И наконец, уровень страхового возмещения российских вкладчиков уже не сравним даже с такими странами, как Украина и Казахстан, а в Европе и Америке эта сумма и вовсе составляет 100 тыс. евро и $250 тыс. соответственно.

Так что объективные причины повышения страхового возмещения по вкладам назрели давно.

При этом и опасения государства нам понятны.

Повышение суммы страхового возмещения может вновь вызвать аппетит к риску и привлечь вкладчиков в мелкие и средние банки, ведущие агрессивную депозитную политику, которых будет привлекать процент, но не устойчивость кредитной организации.

АСВ придется выстроить четкую систему гарантий устойчивости фонда. Скорее всего, мы увидим в 2014 году дальнейшее ужесточение правил игры для банков, привлекающих средства физлиц под высокие проценты, а также принятие законопроекта, вводящего дифференцированные отчисления банков в фонд АСВ. За рискованную политику должен платить виновник. Дифференциацию взносов при этом логично проводить как в зависимости от уровня депозитной ставки, так и общего финансового положения банков.

- Как вы охарактеризуете сегодняшнюю политику на рынке вкладов? Отразилось ли падение курса рубля, а также введение санкций на поведении клиентов?

- Объем вкладов физических лиц в первом квартале 2014 года сократился на 2,3%, до 16,564 трлн. рублей. Тогда как в первом квартале 2013 года рост портфеля по рынку составил 3,5%.

Среди основных причин оттока вкладов можно назвать: общую макроэкономическую ситуацию вокруг политического конфликта на Украине, валютные колебания и неуверенность вкладчиков в завтрашнем дне на фоне отзыва лицензий ряда банков. Все больше россиян верят валюте и банковской ячейке, чем вкладам и рублю.

Всё больше вкладчиков стали относить накопления в крупные надежные банки во избежание неудобств и рисков, связанных с лишением банков лицензий. К примеру, в Росгосстрах Банке на сегодня можно дополнительно застраховать сумму вклада свыше 700 тыс. рублей. Кроме этого, Росгосстрах Банк входит в топ-50 наиболее надежных банков, в которых могут быть открыты счета для осуществления государственных закупок.

На этом фоне не всегда помогает и ценовая конкуренция, связанная с повышением рядом банков ставок. В условиях нестабильности клиенты ищут надежности и сохранности для своих сбережений, нежели дохода от инвестиционного портфеля.

Дальнейшая ситуация на рынке вкладов будет зависеть от политического фона вокруг Украины. Если ситуация изменится в положительную сторону, то мы увидим прекращение тенденции оттока средств с депозитов граждан. В течение года, скорее всего, сохранится умеренная сберегательная активность населения, подкрепленная достаточно высокими процентами по вкладам.