Максим Рамзаев, начальник отдела разработки департамента информационных систем АМТ-ГРУПМаксим Рамзаев, начальник отдела разработки департамента информационных систем «АМТ-ГРУП»

В этом массиве скрыты уникальные знания, которые, с одной стороны, могут помочь выявить существующие проблемы, а с другой — могут подтолкнуть бизнес к развитию. Для эффективной работы с накопленными «сырыми данными» банки придают большое значение внедрению и использованию в своей повседневной деятельности средств Business Intelligence (BI).

Под термином BI мы понимаем набор методологий, процессов, архитектур и технологий, которые трансформируют накопленные «сырые данные» в выразительный и полезный аналитический инструмент для стратегического, тактического и оперативного принятия решений.

Говорить о том, что банки не проводят анализ накопленных данных, пока не будут внедрены средства BI, нельзя. Нередко для получения сводных показателей по всему банку приходится консолидировать информацию на основе региональных отчетов, которые подготовили различные специалисты на местах, а окончательное формирование представлений для анализа, консолидация и агрегация данных производится «вручную». Однозначно констатировать, что это плохой способ, неправильно, но он работает только для небольших банков. С ростом масштабов банка и при развитии региональной сети скорость формирования оперативных отчетов будет снижаться. Данные могут устареть еще до того, как завершится их обработка, а время принятия управляющих решений может быть утеряно безвозвратно.

Таким образом, можно выделить следующие основные недостатки ручной консолидации данных:

  • Сложность получения и обработки исходных данных, так как все они содержатся в разных форматах в различных источниках.
  • Неполнота исходных данных, различная степень их детализации.
  • Ограниченная гранулярность данных для анализа.
  • Отсутствие «меток» или «флагов», помогающих принимать решения.
  • Продолжительный период консолидации и высокая вероятность ошибок в итоговых данных (за счет человеческого фактора и загруженности сотрудников, которые зачастую занимаются не только отчетами, но и выполняют другие должностные обязанности).

Внедрение средств BI поможет не только автоматизировать процессы формирования отчетов, но и унифицировать корпоративные справочники, отладить внутренние процессы анализа и принятия решений. Средства BI позволят анализировать исторические данные, оценивать эффективность бюджетирования, контролировать денежные средства, определять эффективность работы персонала и пр. Поэтому BI может использоваться в ключевых областях банковской деятельности (операционной и кредитной деятельности, в управлении рисками, в маркетинге и пр.).

Финансовая и операционная деятельность

Основной целью BI в данной области является обобщенный мониторинг и анализ операционных прибылей и убытков с использованием различных метрик (например, количество вовлеченного персонала, объемов транзакций, объемов продаж продуктов, жалоб, возмещений, корректировок ошибок т.п.). Внедрение средств BI на этом уровне улучшает эффективность деятельности кредитного департамента, департамента взыскания просроченной задолженности, а также контакт-центра.

Управление внутренними займами

Средства BI позволят производить оценку и анализ собственных займов, графиков возврата, диверсификации расходов, оборачиваемости кредитных средств, использования кредитных ставок и т.п. Также средства BI могут в автоматическом режиме формировать ежедневные отчеты о состоянии собственных займов, производить обзор возможных займов и оценивать ликвидность активов банка.

Управление рисками и отслеживание мошенничества

Основная цель BI в этом направлении – это наблюдение, оценка и понимание влияния потерь от внутренних рисков, от действий собственных сотрудников, неадекватности работы систем или ошибок во внутренних процессах. Средства BI помогают понять, идентифицировать и управлять рисками по средствам анализа различных трендов, действий клиентов и внешних событий, которые приведут к проблемным ситуациям. А также BI позволят управлять и оценивать кредитные риски, выявлять признаки и факты мошенничества.

Продажи и маркетинг

Средства BI в области маркетинга преследуют следующие цели: получить общую картину рынка, определить детали поддержки и поведения при работе с клиентом, выявить направления продаж и предпочтения относительно наиболее прибыльных клиентов. Также средства BI помогают анализировать продукты в разрезе продаж, уровни доходов по статьям и клиентским сегментам, позволяют создавать целевые маркетинговые кампании, промо-акций, прогнозировать эффективность предложений новых банковских продуктов и сервисов, разрабатывать эффективные стратегии кросс-продаж.

Внедрение средств BI

Для получения максимального эффекта от BI в первую очередь необходимо сосредоточиться на проведении огромной аналитической работы, чтобы определить перечень отчетов и алгоритмов их формирования, набор ключевых индикаторов производительности, а также понимать, как применять полученную из BI информацию в оперативной деятельности. Эта работа не может быть выполнена подрядчиком, внедряющим BI, самостоятельно. Необходимо глубокое вовлечение в процесс сотрудников банка.

Очевидно, что теоретически BI может использовать весь объем накопленных данных, которые могут находиться в различных банковских системах. Для того, чтобы процесс их обработки при формировании отчетов происходил эффективно, способ хранения данных в хранилище (Data Warehouse – предметно-ориентированная информационная база данных, специально разработанная и предназначенная для подготовки отчетов и бизнес-анализа) будет отличаться от способа хранения в OLTP-базах данных (online transaction processing – способ построения базы данных, направленный на оптимизацию обработки транзакций и сокращения времени отклика при вводе). Кроме того, данные, полученные из различных систем, необходимо будет согласовывать и преобразовать к каноническому формату для единообразной обработки. Способы извлечения данных тоже могут быть различны. За процесс переноса данных в хранилище отвечают ETL (Extract, Transformation, Load) процедуры. Только после формирования хранилища можно приступать непосредственно к разработке отчетов.

Очевидно, что:

  • Структура хранилища напрямую зависит от конечных отчетов. При проектировании и создании хранилища необходимо представлять себе все отчеты, которые должны будут формироваться в BI.
  • Перечень отчетов будет ограничен набором исходных данных. То есть невозможно получить показатели, исходных данных для которых недостаточно.
  • При создании хранилища необходимо будет адаптировать и унифицировать справочники, а также способы извлечения данных из существующих банковских систем.
  • Нужно быть готовым внести изменения во внутренние бизнес-процесс с целью устранения дублирования одинаковых по смыслу данных.
  • Несогласованность исходных данных может быть серьезной проблемой при формировании хранилища.

Наличие в банке интеграционной шины, как ключевого элемента пространства банка, намного упрощает и унифицирует процесс сбора и формирования хранилища, поскольку основные задачи унификации данных и их извлечения должны быть решены еще на этапе ее внедрения.

Стоит отметить, что внедрение BI – процесс достаточно сложный, продолжительный и не всегда проходит безболезненно для бизнеса. ИТ-службам банка нужно быть готовым, что придется постоянно развивать и дорабатывать весь набор отчетов, цифровых панелей, процедур загрузки и формирования данных. Это означает то, что надо иметь выделенные ресурсы, которые будут отвечать за доработку и развитие системы в дальнейшем, и, соответственно, подразумевает участие ИТ-службы банка во внедрении с самого начала.

Мы, как системный интегратор с более чем 20-летним стажем, делаем основной акцент на использовании подходов, которые при внедрении BI способны гарантировать успех бизнесу. Специалисты «АМТ-ГРУП» имеют практический опыт проектирования и внедрения решений на базе Oracle Business Intelligence и MS SQL Server Business Intelligence. Нами реализованы проекты не только в банковском секторе, но и в телекоммуникационных компаниях и госструктурах. Один из таких подходов – поэтапное внедрение средств BI. Его эффективность напрямую зависит от опыта компании, ее способности видеть перспективу. В этом случае возможно получение первых результатов уже через несколько месяцев, после чего решение переходит в стадию развития.