Александр Аксаков, финансовый аналитикАлександр Аксаков, финансовый аналитик

Малые и небольшие предприятия, как бы банально это ни звучало, – это локомотив экономики. Именно они – наиболее гибкие, конкурентные, инновационные. Если весь «крупняк», выражаясь языком микроэкономики, работает на рынке при олигополии (а то и является монополистом), то малый и средний бизнес вынужден бороться при практически совершенной конкуренции. Именно благодаря постоянной борьбе за клиента нередко его продукты и качество сервиса оказываются на порядок выше, чем у компаний-гигантов, ведь это единственный способ выжить для таких предприятий.

По данным консалтингового агентства Ecorys в Евросоюзе действует около 21 млн. предприятий в сегменте МСБ (малый и средний бизнес), что составляет более 99% всех предприятий региона. При этом МСБ обеспечивает рабочими местами 67,4% экономически занятого населения Европы, а также валовую добавленную стоимость на уровне 58,1% от общего объема (данные на 2012 год). В отдельных странах (например, в Италии) вклад сектора МСБ в ВВП достигает 80%.

Так как же себя чувствует малый и средний предприниматель у нас в стране? Честно говоря, неважно. Обратимся к цифрам. По данным МСП Банка, в настоящий момент в России более 4,3 млн. предприятий можно отнести к сегменту МСБ. Из них – 1,6 млн. микропредприятий (до 15 сотрудников), около 250 тыс. малых (до 100 сотрудников), 16 тыс. средних (до 250 сотрудников), а также примерно 2,5 млн. индивидуальных предпринимателей (ИП). Это составляет 97,2% от общего количества предприятий страны, что в принципе довольно стандартный для большинства экономик мира результат. Но при этом, только 27% от общего числа занятых во всех предприятиях заняты в МСБ, и «создают» они всего лишь 21% российского ВВП. Это крайне низкий показатель, который, безусловно, является следствием «проклятия нефтяной иглы». И пока эти значения будут оставаться на таких минимальных уровнях, говорить о какой-либо диверсификации экономики бессмысленно. Поэтому стимулирование развития МСБ должно быть ключевой задачей на повестке дня Правительства.

Вариантов мер государственной поддержки сектора МСБ существует достаточно много – это и увеличение объемов поддержки в виде гарантий по кредитам МСБ, и субсидирование процентных ставок, и налоговые льготы, и государственное софинансирование, и государственное фондирование кредитных организаций в целях кредитования МСБ.

Здесь стоит отметить, что все-таки ключевым фактором для развития малого и среднего предпринимательства является доступное и долгосрочное банковское кредитование, и именно его стимулированием в первую очередь должно заниматься Правительство. В отсутствие таких стимулов кредитование МСБ будет неукоснительно снижаться на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры и, как следствие, будет снижаться активность самих МСБ.

От слов к цифрам – за 2013 год темп роста портфеля кредитов МСБ вырос на 15% против 17% годом ранее. При этом банки, не входящие в топ-30 по активам продемонстрировали даже сокращение портфелей кредитов МСБ на 1,2% по результатам 4-го квартала 2013 года, то есть повышается концентрация рынка на крупных игроках, в основном на госбанках. Вполне очевидно, что это является следствием снижения доверия населения и компаний к банковской системе и, в первую очередь, к малым и средним финансовым институтам, которое произошло из-за ряда громких отзывов лицензий банков в конце 2013 года. Что удивительно, просрочка по кредитам МСБ за год снизилась с 9% до 7%, но это говорит не об усилении позиций бизнеса, а скорее об очищении банками балансов путем продажи проблемных активов коллекторам и списания безнадежных долгов.

По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2014 году темп прироста портфеля кредитов МСБ продолжит свое замедление до 10–12% (и это по оптимистичному сценарию). Для бурного роста просто нет предпосылок. Как результат рост рынка МСБ в текущем году может впервые оказаться ниже, чем по кредитам крупному бизнесу.

Но сказать, что сейчас наше государство не принимает никаких мер для повышения доступности финансирования для МСБ, было бы несправедливо. Существует целый ряд достаточно успешных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимателя.

Во-первых, есть созданный ВЭБом МСП Банк, который реализует финансовую поддержку МСБ через банки-партнеры (в основном региональные), а также лизинговые компании, факторинговые компании и микрофинансовые организации. При этом основным требованием МСП Банка к банкам-партнерам является кредитование на выгодных для бизнеса условиях (как правило, по нижней границе рыночной ставки).

Помимо этого, в России существует система гарантийных фондов. В каждом регионе страны есть свой гарантийный фонд, который позволяет предпринимателям, не имеющим достаточного залогового обеспечения, привлекать финансирование у банков под их гарантии (не бесплатные, конечно). Более того, сейчас в процессе создания Агентство кредитных гарантий (АКГ) с уставным капиталом в 50 млрд. рублей, которое будет предоставлять контргарантии региональным гарантийным организациям по кредитам МСБ. А в случаях, когда размер кредита превышает возможности региональных гарантийных агентств по кредитованию, АКГ будет предоставлять прямые гарантии субъектам малого и среднего предпринимательства.

Эти меры, безусловно, оказывают положительное влияние на деловую активность в сегменте малого и среднего бизнеса, но можно и нужно делать гораздо больше, в том числе с помощью таких инструментов господдержки, как субсидирование процентной ставки.

Но и этого, на мой взгляд, недостаточно. Ни для кого не секрет, с какими трудностями часто приходится сталкиваться начинающим (и не только) бизнесменам в России – постоянные проверки со стороны налоговой и других служб, претензии со стороны правоохранительных органов, длительная бюрократическая волокита для решения любых маломальских вопросов. Все это приводит к тому, что бизнес или уходит в тень, или отказывается от бурного развития, чтобы не заинтересовать правоохранительные органы (то есть сознательно не переходит из разряда малого бизнеса в средний). Поэтому необходимо послать очень четкий сигнал представителям некрупного бизнеса – «государство на вашей стороне». Такой сигнал, вкупе с хотя бы временным мораторием на проверки, налоговой амнистией и стимулированием долгосрочного кредитования МСП, даст мощнейший толчок для развития предпринимательства у нас в стране. Подобная программа, например, реализуется в Казахстане, где в феврале этого года президент Назарбаев подписал так называемый указ о кардинальных мерах по улучшению условий для развития предпринимательской деятельности, в соответствие с которым будет отменена практика плановых проверок, и подвергаться им будут только те предприниматели, у которых действительно высокая вероятность нарушения законодательства.

И наконец, очень важно развивать предпринимательский дух у молодежи (через преподавание соответствующих дисциплин в вузах, создание позитивного имиджа предпринимателя и бизнеса в целом у населения, выделение различных грантов на стартапы). Бизнесменами не рождаются, бизнесменами становятся. И той части населения, которая хочет попробовать себя в собственном деле, государство должно предоставлять все для этого возможности. Ведь, в конце концов, это конвертируется в рабочие места и развитие экономики. Но это уже долгосрочная задача…