директор департамента по работе с корпоративными клиентами СБ Банка Дмитрий Федотов- Дмитрий, как «электронная» революция повлияла на сферу внешнеэкономической деятельности?

- Как обычно и влияют революции – кардинально. Все началось в 2001 году, когда в России появилась возможность оплаты таможенных платежей с использованием пластиковых карт, то есть непосредственно на таможенном посту в момент декларирования груза. Тем самым был открыт новый рынок, который за короткий промежуток времени привлек значительное число участников.

- Кем таможенные карты оказались наиболее востребованы?

- По нашим клиентам мы видим, что, прежде всего, крупными импортерами. Нововведение серьезно упростило им жизнь. Ведь пластиковые таможенные карты имеют несомненные преимущества при оплате таможенных сборов и пошлин перед традиционным способом подтверждения оплаты – предоставлением таможенному инспектору оригинала или заверенной банком копии платежного поручения. Раньше компания-импортер несла существенные финансовые и временные издержки, так как деньги на счета соответствующих таможенных пунктов приходилось перечислять заранее – за 2–3 рабочих дня – и в большем, нежели требовалось, объеме, чтобы не рисковать срывом поставки. Ведь нехватка даже 1 копейки была достаточным основанием для инспектора отказать в оформлении груза. И на этом сложности не заканчивались. Внедрение же пластиковых карт позволило уйти от многих проблем.

- В чем конкретные плюсы таможенных карт?

- Во-первых, они позволили повысить оперативность и значительно упростить совершение платежа. Больше ничего не приходится делать заранее: платежи начали проводить сотрудники компании на таможенном посту в момент оформления груза, для этого было достаточно простого прокатывания карты в терминале. Отпала необходимость в авансовых платежах. Также это позволило вернуть в оборот значительные средства, которые ранее аккумулировались для авансирования: по косвенным оценкам, для регулярных импортеров цифра составила 50% от среднемесячного оборота.

Во-вторых, отпала нервирующая необходимость привязывать платеж к определенной таможне (их в России 70, а таможенных пунктов – 500): одной картой можно пользоваться в разных таможенных пунктах.

В-третьих, списать средства с карты на другие цели невозможно, только на счета Федерального казначейства и исключительно за компанию-владельца карты.

Четвертый плюс – оформлять грузы стало возможным в любое время работы таможенного органа, некоторые из них работают круглосуточно. Этот момент особенно актуален для получателей срочных грузов и владельцев скоропортящихся товаров.

Ну и пятый бонус – наличие чека, подтверждающего совершение сделки по ТК, сформированного электронным терминалом и подписанного держателем карты и инспектором таможни, считается фактическим поступлением денежных средств на счет таможни. То есть не надо ждать дополнительного подтверждения.

- Неудивительно, что рынок платежей с использованием таможенных карт рос впечатляющими темпами… Но насколько исчерпан его потенциал?

- Да, рынок рос по 20–30% в год. Но мы уверены, что потенциал не то что не исчерпан, он более чем существенный и очевидный. В настоящий момент таможенными картами на постоянной основе пользуются более 2000 участников ВЭД, что эквивалентно всего лишь 20% импортных платежей.

- Относительно скромная доля связана с тем, что за прошедшие 12 лет с момента внедрения в практику таможенных карт были выявлены их некоторые недочеты?

- В том числе. До недавнего времени для совершения платежа необходимо было присутствие на таможенном посту представителя компании, на которого эмитирована карта. Понятно, что это в принципе неудобно, а зачастую – невозможно, так как значительная часть грузов оформляется профессиональными участниками рынка – таможенными брокерами. Но ведь карта должна быть исключительно именной. Поэтому, при смене сотрудника-брокера, обслуживающего конкретного импортера, приходилось эмитировать новую карту, что приводило к серьезным временным задержкам.

Еще одно неудобство, сдерживавшее развитие рынка, – контролировать списание денежных средств участник ВЭД мог только по банковской выписке, а значит, в выходные дни контроль оплаты грузов терялся, особенно если была не ясна точная сумма поставки. То есть компания опять-таки была вынуждена авансировать на счета средства «с запасом» и впадать в неоправданные расходы. Но в 2013 году в российскую практику были внедрены инновационные методы, позволившие сделать продукт значительно более удобным в использовании – и мы в банке оперативно их внедрили.

- Вы говорите про возможность совершения онлайн-платежей?

- Не только, хотя это один из ключевых моментов, радующих наших клиентов. Еще одна приятная опция, которую мы им предоставляем, – это контроль за расходами по таможенной карте посредством системы интернет-банка SBANK.RU Бизнес, что очень удобно и наглядно. Эти улучшения настолько изменили продукт, что по удобству и простоте использования он стал сопоставим с покупкой товаров в Интернете.

- Вообще чувствуете рост востребованности этой услуги среди ваших клиентов?

- Да, и чем дальше – тем больше. СБ Банк является принципиальным участником системы таможенных пластиковых карт. Мы уверены, что это наиболее эффективный инструмент оплаты таможенных сборов, поэтому и в дальнейшем планируем внедрять у себя все рыночные новинки и предлагать их клиентам, как действующим, так и новым.