Классический скоринг развивается: по статистике 76% россиян уже имеют кредитную историю, на основании которой можно сделать вывод об их платежеспособности и кредитной дисциплине. Тех, кто по возрасту еще не успел обвеситься кредитами, как новогодняя елка, и пока не «просвечивается» ни в одном бюро кредитных историй, банки могут оценивать через социальные сети. Соответствующие программные продукты начали появляться на рынке.

Одно из таких решений – платформа кредитного скоринга Crediograph. По информации разработчиков продукта, в основе платформы лежит самообучаемый алгоритм оценки кредитоспособности человека, который сейчас способен оценивать Facebook, Linkedin, Vkontakte и Foursquare. На демонстрационном сайте каждый человек сможет проверить свой кредитный рейтинг по профилям в социальных сетях.

Есть ли будущее у подобных решений? Смогут ли подобные платформы превратить социальные сети из каналов коммуникации с клиентом в каналы продаж банковских продуктов? Насколько успешно это может быть реализовано?

Двумя руками «за»

Руководитель проекта Crediograph Артем Завьялов уверен, что социальные сети – это огромный источник персональной информации в мире, который растет из года в год высокими темпами. Количество доступной информации в социальных сетях о людях возрастет более чем на 800% в течение следующих 5 лет. 90% информации, доступной сейчас, было произведено за последние два года. Только в 2013 году было произведено 2,8 зетабайтов персональной информации.

«Речь идет не столько об информации, которую оставляет о себе сам человек в рамках своего профиля, сколько о поведенческой информации: что и как человек делает в социальных сетях. Этот тип информации неструктурирован и хаотичен, но при этом очень показателен. Именно эту часть информации мы пытаемся анализировать и оценивать в Crediograph», – рассказывает Завьялов.

По словам эксперта, уже есть примеры того, как, имея и используя информацию только из социальных сетей, компании кредитуют людей, при этом даже не встречаясь с ними в реальном мире. Это Kreditech, LendUp, Wonga. Разработчик считает, что в долгосрочной перспективе все финансовые операции, в том числе кредитные, перейдут в онлайн.

Как рассказал директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрахбанка Вилен Ли, за рубежом уже достаточно давно развита оценка платежеспособности клиентов посредством анализа активности пользователей в социальных сетях. На Филиппинах и в Колумбии действует проект Lenddo.com, позволяющий получить кредит по профилю в социальных сетях. Средний размер займа составляет $400 на Филиппинах и $800 в Колумбии. Для получения кредита необходимо заполнить заявку на сайте, загрузить фотографию и дать ссылки на имеющиеся профили в соцсетях (Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+), а также пригласить друзей и родственников из социальных сетей, чтобы они взяли такой же кредит.

Руководитель направления риск-менеджмента компании SAS Россия/СНГ Николай Филипенков оценил идею как интересную и перспективную. Когда у человека нет кредитной истории, даже минимальная информация, полученная из социальных сетей, может быть полезна. Однако эксперт заметил, что скоринг, базирующийся исключительно на данных из социальных сетей, мы в ближайшее время в России не увидим.

«Некоторые компании уже приступили к использованию информации из социальных сетей для увеличения прогнозной силы скоринговых моделей. Но она используется пока что в качестве дополнительного инструмента анализа к традиционным данным, полученным из анкеты заемщика или бюро кредитных историй. Здесь важно верно сопоставить имеющиеся данные по заемщику с информацией, которая есть об этом человеке в социальных сетях», – прокомментировал Филипенков.

Ведущий аналитик группы компаний CUSTIS Алексей Зенин сообщил, что идея подобного продукта сейчас, что называется, «витает в воздухе». Его «разбор полетов» со знаком плюс таков: значимая информация о клиенте из социальной сети для кредитного инспектора – пол, возраст, информация об образовании, о текущем и предыдущем местах работы. И хотя все эти данные не обязательны для заполнения и могут быть намеренно заполнены неверно, их достоверность можно автоматически оценить, сосчитав количество друзей субъекта, у которых оно указано так же. Также значимым критерием платежеспособности потенциального заемщика может служить наличие свежих фото, сделанных на заграничных курортах, ведь место съемки можно автоматически определить по GPS-тэгу, который добавляют к снимку современные фотокамеры.

«При ужесточении контроля со стороны регуляторов и развитии цивилизованного финансового рынка принятие решения о выдаче кредита становится еще более ответственной задачей. Раньше клиент приходил за кредитом к кредитному менеджеру, который помимо прочего мог оценить внешний вид потенциального заемщика, манеры поведения. Сейчас все большую популярность набирают кредитные заявки через сайт банка, когда о заемщике неизвестно ничего, кроме тех данных, которые он сам указал в анкете. Социальные сети в данном случае – очень важный источник, из которого банк может получить «портрет» своего потенциального клиента», – прокомментировал директор департамента систем электронного банковского обслуживания компании R-Style Softlab Александр Киреев.

Банкиры, специализирующиеся на розничном кредитовании встретили демонстрационный продукт вполне дружественно.

Член совета директоров банка «Траст» Григорий Варцибасов считает, что поведенческий скоринг говорит о профайле клиента лучше, чем его паспортные данные. Но объектом внимания для банков должны быть не только социальные сети. Необходим комплексный анализ активности клиента в Интернете: какие порталы посещает, какие онлайн-покупки совершает и за какие суммы. Это повысит эффективность скоринга и позволит предлагать клиенту наиболее подходящие для него продукты.

«Уже сегодня социальные медиа являются не только площадками для коммуникации, но и каналами продаж, в рамках которых, например, возможно четкое таргетирование аудитории и продвижение продуктов посредством контекстной рекламы. В целом, на рынке скоринговых услуг помимо классических решений существуют различные нестандартные предложения – начиная от проверки данных по Google и заканчивая полиграфом «по голосу», – комментирует эксперт.

«Не стоит ждать, что мировой тренд обойдет Россию стороной, интеграция соцсетей в процесс оценки кредитоспособности – это вопрос времени», – заявляет Вилен Ли.

Заместитель председателя правления ОТП банка Сергей Капустин назвал Crediograph одним из первых решений на рынке, претендующем на массовость, но отметил, что этот инструмент оценки пока что сложно с чем-либо сравнивать – ведь все аналоги находятся на стадии пилотного проекта.

«Чтобы подобный скоринг социальных сетей был поставлен на поток, его необходимо проверить временем. Важно опробовать это решение в течение достаточного промежутка времени, чтобы набралось определенное количество «хороших» и «плохих» клиентов для проведения анализа и принятия решения об использовании подобной платформы скоринга в более широкой практике. А после этого уже можно будет говорить о том, насколько улучшает данное решение качество предсказания рисков по отношению к стандартным методам, используемым банками сегодня. Об этом можно будет рассказать намного позже. Если проект Crediograph станет успешным и массовым, то будет первым таким в истории», – комментирует Капустин.

По словам директора по Social Media агентства PR Partner Дамира Фейзуллова, плюс таких систем – появление дополнительной «цифры» в анкете заемщика.

«Маркетологи следуют за потребителем. И если потребители в социальных сетях, значит, нужно идти к ним и предложить то, что будет им полезно. Ключевое слово – полезно. Практически все банки уже имеют онлайн-калькуляторы у себя на сайте. И он такой же неточный, как и скоринг в социальных сетях, тем не менее все банки уже признали его эффективность и пользуются этим инструментом. Потому что цель – помочь потенциальному клиенту сориентироваться и сделать первый шаг к банку. С помощью таких простых инструментов тяжелые слова «банк» и «кредит» становятся более дружелюбными, так как человеку психологически легче обратиться в тот банк, от которого получено предварительное одобрение», – утверждает Фейзуллов.

Бочка дегтя в ложке меда

Главный минус кредитной оценки заемщика через социальные сети – огромное количество недостоверной информации. Это видят и понимают все опрошенные эксперты. Поэтому цель подобных программных продуктов вовсе не в том, чтобы заменить собой привычные классические скоринговые модели, а лишь дополнить. То есть партию первой скрипки решения, подобные Crediograph, играть никогда не будут.

«Социальные сети – это маска, которая не отображает истинного лица человека, ведь, по сути, потенциальный клиент может завести неограниченное число аккаунтов под разными именами», – говорит Вилен Ли (Росгосстрахбанк).

«Сегодня социальные сети еще не интегрированы в нашу жизнь столь плотно, чтобы содержать достаточно достоверной информации для адекватной оценки кредитоспособности. Большинство россиян помимо имени сейчас ничего не указывают. И даже если человек указал подробные данные о себе, это не значит, что все они окажутся достоверными. Теоретически своеобразный скоринг в социальных сетях существовать может, но этот инструмент пока точно не может быть базовым», – считает руководитель группы развития интернет-канала Бинбанка Антон Курбатов.

«Информация, полученная из социальных сетей, может использоваться, но она не является ключевой для принятия решения. Пока по информации из профиля в социальных сетях практически невозможно определить, как заемщик будет исполнять кредитные обязательства. Оценка заемщика по социальному профилю не является полноценным модулем в скоринговом решении. В теории, чем большим объемом достоверной информации банк обладает о потенциальном заемщике, тем качественнее будет его оценка. Но в этом случае существует ряд серьезных проблем, связанных, в частности, с идентификацией клиента, а также активности его аккаунта в соцсети», – комментирует директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Марина Спиридонова.

По критическим оценкам Алексея Зенина (CUSTIS), лишь малая часть сетевого профиля потенциального клиента может дать информацию, пригодную для оценки кредитоспособности, и, как правило, эти данные сложны для автоматизированного анализа.

«Например, активное участие женщины в сообществах о материнстве и уходе за ребенком может свидетельствовать о том, что в настоящее время она находится в декретном отпуске и неплатежеспособна. К аналогичному выводу можно прийти, обнаружив подписку на группы по поиску работы. Участие в экстремистских сообществах также нежелательно – в этом случае заемщик может внезапно попасть в места не столь отдаленные и лишиться дохода», – комментирует Зенин.

Критики решения отмечают, что в основы любого автоматического сервиса важно сразу закладывать идеи для последующего развития. А здесь это сложно проследить, и непонятно: то ли это просто дань моде, то ли разработчиков действительно ангел в лоб поцеловал.

Бизнес-партнер по технологиям банка «Открытие» Вячеслав Благирев сделал подробный анализ предложенного решения. У него возникло много вопросов. Если профиль клиента закрыт в известных социальных сетях, как законно получить эти данные? Как отсечь заведомых мошенников? И как обеспечивается репрезентативность выборки для обучения модели и ее тестирования?

«Кто-то должен найти взаимосвязи между социальным поведением клиента и его платежной дисциплиной, выделить своего рода психологически настроенных людей, которые готовы не платить, при этом исключить различного рода ситуации, не связанные с психотипом человека и в обратную сторону. В случае если один из параметров недоступен, то возникает риск того, что модель окажется «переобученной» и будет выдавать «подтасованные» результаты», – сомневается Благирев.

О проблеме классификации данных упомянул и Алексей Зенин. По его мнению, для разработки качественного алгоритма обучения практически неизбежно придется привлекать высокооплачиваемых кредитных экспертов. Ведь, по сути, почти все социальные сети служат для утоления эмоционального голода, удовлетворения потребности в коммуникации и реализации того, чего в реальной жизни не хватает. По этой причине у по-настоящему успешных людей профиль в соцсетях либо заполнен очень скупо и посещается редко, либо вообще отсутствует. Но в этом случае критерий «скупости» и отсутствия сведений в профиле не может служить достоверным источником данных для скоринговой системы.

«Основная задача, которую пока научились решать – это сопоставление профиля клиента в социальных сетях с его анкетой или информацией в хранилище данных в случае, если он не указал ссылку на свою страницу в Интернете. Чтобы принять решение по заявке клиента, не обязательно использовать только соцсети в качестве источника дополнительной информации. Технологии позволяют отследить очень интересные факты: как клиент заполнял веб-анкету на сайте банка, сколько было попыток указать своего работодателя, или сколько времени он потратил на написание своей фамилии. Порой эта информация очень ценна и позволяет более объективно оценить потенциального заемщика», – утверждает руководитель направления клиентской аналитики компании SAS Россия/СНГ Сергей Исаев.

Начальник управления риск-менеджмента физических лиц Райффайзенбанка Станислав Тывес назвал «слабым звеном» подобного решения высокую вероятность мошенничества. По его мнению, мошенники могут не только создавать «идеальных» заемщиков путем подбора оптимального профиля пользователя, но и похищать аккаунты реальных пользователей, которые имеют хороший набор данных на своей странице в социальной сети.

«Кредитование клиентов без кредитной истории является палкой о двух концах. С одной стороны, в условиях жесточайшей конкуренции за новых клиентов, банки активно обращаются к данному сегменту рынка. С другой стороны, при отсутствии кредитной истории оценивать таких клиентов стандартными инструментами получается не всегда успешно, и, как следствие, доля просроченной задолженности по таким клиентам заметно выше», – размышляет Тывес.

Эксперт отдела пресс-службы банка ВТБ24 Илья Александров сообщил, что платформ скоринга для социальных сетей банк в настоящее время не использует, поэтому давать оценку подобным продуктам он не готов.

«Для оценки кредитоспособности заемщика ВТБ24 может использовать любые данные, находящиеся в открытом доступе. Но использование социальных сетей не является обязательной частью процедуры. Для ВТБ24 главными показателями при решении об одобрении кредита являются кредитная история клиента и подтверждение его платежеспособности», – заявил Александров.

Банковские клиенты отнеслись к предложению проверить себя на «Кредитографе» скептически.

«На мой взгляд, ничего, кроме очередной дебиторской задолженности, банкам это не принесет. Возможно, когда-нибудь социальные сети станут каналами продаж, но не на данном этапе. С точки зрения согласования и организационных моментов получения кредита скоринг может упростить ряд процессов, но с точки зрения оценки кредитных рисков, скорее всего, он будет не очень эффективен. Особенно, если говорить о дорогих кредитных продуктах – я не верю в то, что банки будут их продавать таким образом», – считает коммерческий директор компании «Манро Тэйлоринг Россия» Константин Ефимов.

Сяду на пенек, съем пирожок?

По словам Антона Завьялова (Crediograph), свой кредитный рейтинг на демонстрационном сайте уже оценило около 5 тыс. людей. Для того чтобы проверить адекватность модели, разработчики получили от банков-партнеров небольшую базу данных с дефолтами, и модель показала себя хорошо.

«На основе этих данных, используя методики машинного обучения и нейронных сетей, мы частично сделали алгоритмы самообучаемыми, но для того, чтобы выйти на уровень полной автоматизации, нужно гораздо больше данных с дефолтами. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими банками и МФО об интеграции нашего скорингового решения», – говорит Завьялов.

Предложенную систему протестировали эксперты банка «Открытие». Система попросила ввести логины и пароли к аккаунтам соответствующих социальных сетей – значит, надо запрашивать их у потенциальных заемщиков. После ввода этой информации сервис вернул некое число, при этом экспертам было не совсем ясно, «хороший» или «плохой» рейтинг вернул этот сервис. Специалистов, которые тестировали Crediograph, напрягло не только отсутствие функции интерпретации данных, но и тот факт, что пользователь в любой момент может заблокировать доступы сервиса из своего аккаунта в социальной сети, и сервис просто перестанет работать.

«Мои впечатления: сервис больше напоминает некую игру, ей не хватает истории с его презентации и полезностью для банковского скоринга. В банках скоринг рассчитан на массовый сегмент, в этом, собственно, и заключается его суть. Поэтому любой скоринг-сервис должен поддерживать возможность массовой обработки, используя идентификаторы клиента. В нашем случае конструкция похожа больше на некую индивидуальную историю, для которой необходимо хранить актуальные учетные записи каждого клиента», – поделился наблюдениями Вячеслав Благирев («Открытие»).

Эксперты, за исключением разработчика, оценили уровень рисков при использовании скоринга в социальных сетях как неоправданно высокий, хотя и признали, что идея актуальная, и многие банки считают ее перспективной. Да и риск – понятие растяжимое, и у каждого банка свои границы допустимого по этому показателю.

 «Поскольку достоверность и полнота указанной в социальной сети информации лежит полностью на совести самого пользователя, и никем не проверяется. Поэтому идея доверять информации, указанной в соцсетях, и руководствоваться ею в качестве альтернативы кредитной истории клиента, сопряжена с высоким риском. А вот использование этой информации для проведения дополнительной верификации сведений, которые клиент указал в анкете на кредит или кредитную карту, поможет работе кредитных правил, расчету скорингового балла и принятию банком итогового кредитного решения», – говорит партнер компании AT Consulting, директор практики Siebel CRM Алексей Макеев.

По словам Александра Киреева (R-Style Softlab), рынок подобных решений пока еще молодой, но бурно развивающийся. По оценкам эксперта, сложно выявить явных лидеров, которые предлагают заведомо адекватные модели оценки, которым можно всецело доверять. Так что, основывая решение о выдаче кредита только на поведенческом анализе, банк рискует отказать в кредите достаточно большому количеству добросовестных заемщиков.

«Модели и алгоритмы нужно тщательно настраивать под целевую аудиторию конкретного банка. В противном случае для банка могут добавиться имиджевые риски – массовый отказ заемщикам из традиционно целевого сегмента для банка может негативно повлиять на отношение клиентов к этому банку. Если говорить про ценовую сторону вопроса, то внедрение таких систем с экономической точки зрения оправдано, поскольку позволяет банкам расширить потенциальную аудиторию, при этом разумно контролируя риски», – комментирует эксперт.

Вячеслав Благирев («Открытие») считает, что качество предсказательного «эффекта» в случае использования только данного вида скоринга будет неоправданно низким. А значит, ставка по кредиту станет крайне высокой, поскольку будет включать в себя премию за риск. По мнению Благирева, сейчас рано фокусироваться на подобных сервисах – ведь есть и другие более эффективные методы по определению дефолтности клиента. Но это решение может оказаться полезным для микрофинансовых организаций, которые изначально «включают» кнопку высоких рисков.

Николай Филипенков (SAS) полагает, что для неизвестных банку заемщиков без кредитной истории скоринг информации в социальных сетях лучше, чем ничего. Хотя бы для того, чтобы выдать краткосрочный кредит и проверить, что за птица этот новый заемщик. У клиента есть альтернатива – либо брать небольшой кредит на условиях банка по завышенной ставке, либо обращаться в микрофинансовую организацию, где по ставкам тоже не хлеб с икрой. Поэтому, по мнению Филипенкова, банки могут создать специальный высокорисковый кредитный продукт для конкуренции с микрофинансированием. А когда появится возможность брать кредит через Интернет, станет возможным использование данных из социальных сетей для того, чтобы выдавать кредиты через электронные кошельки.

Директор по маркетингу Банка 24.ру Денис Охримович социальным сетям доверяет и считает, что они способны показать объективный портрет потенциального заемщика по положительным характеристикам. Особенно это касается Linkedin и Foursquare.

«Сейчас едва ли кто станет вступать в сообщества типа «Как безнаказанно украсть в магазине» или лайкать тексты «10 самых верных способов не заплатить кредит в банке». В социальных сетях люди зачастую даже больше заботятся о собственном имидже, чем в реальной жизни. Именно поэтому они охотно отмечаются в престижных ресторанах, магазинах, салонах красоты», – комментирует эксперт. Впрочем, его доверие не безгранично. К примеру, многие люди занимаются «социальным спортом» и целенаправленно стараются заполучить в друзья известных людей, и им это часто удается.

Антивирусная компания ESET совместно с компанией FutureToday, ведущим российским консультантом в области управления брендом работодателя, провела масштабный опрос на тему того, интересуют ли работодателей личные аккаунты соискателей в социальных сетях. В опросе приняло участие более 1500 пользователей и свыше 60 компаний-работодателей из таких отраслей, как телекоммуникации, консалтинг, аудит и финансы. И хотя дать работу – это совсем не то же самое, что дать кредит, результаты исследования интересны и с этой точки зрения.

К примеру, выяснилось, что только 29% пользователей редактируют содержание аккаунтов социальных сетей – удаляют фото и видео сомнительного содержания, вычищают список друзей, ставят более привлекательную аватарку. Еще 15% опрошенных используют настройки приватности сервисов, заранее предполагая, что их личные профили могут заинтересовать работодателей. Они скрывают от посторонних глаз персональную или компрометирующую информацию, ограничивая ее видимость «только для друзей», либо «для себя».

А 56% соискателей ничего не меняют в своих профилях – не корректируют содержание, не ограничивают видимость, не скрывают друзей и даже не удаляют комментарии или изображения с ненормативной лексикой. По мнению большинства пользователей, эта информация неинтересна посторонним людям. Как же они ошибаются! Ведь уже 65% работодателей просматривают социальные профили кандидатов, приславших им резюме и подавляющее большинство из них учитывают собранную эту информацию, принимая решение относительно того или иного кандидата. Активно используют социальные сети для поиска должников и судебные приставы. По данным их статистики, социальные сети помогают разыскать около 15% должников.

И банкирам, как видим, эта тема тоже очень интересна, хотя они и осознают, что подобная оценка кредитоспособности пока еще имеет свои минусы.