17 октября 2013 года в Ростове-на-Дону состоялась конференция банков юга России «Эффективный банк: оптимальные технологии», организатором которой выступила компания «ПрограмБанк».

В первую очередь важно отметить, что при непрерывном потоке мероприятий для банков практически все они сосредоточены в столицах, а в последнее время – еще и в Сочи. Даже в крупных региональных центрах очень редко проводятся профессиональные мероприятия по банковскому бизнесу. Поэтому так ценно, что компания «ПрограмБанк» решила представить современные программные решения банкам юга России.

Даже те банки, сотрудники которых имеют возможность приехать в Москву, отмечают важность деловых встреч в родном регионе.

Денис Закотянский, начальник управления автоматизации Донкомбанка: «Это первое мероприятие в Ростове такого масштаба и, безусловно, весьма интересное. Надеюсь, подобная конференция станет ежегодной. Ведь ее тема очень близка нашей банковской практике».

На мероприятии были представители банков не только из Ростова-на-Дону, но и со всего Юга России.

Ольга Ромашина, вице-президент Евро-Азиатского торгово-промышленного банка (Астрахань): «Меня заинтересовал доклад Александра Пушко про мобильный банкинг. Мы должны думать о том, какие банковские услуги и с помощью каких технологий мы будем оказывать через 3–5 лет. Ведь все инновации нужно готовить заранее. Пока внедрение самых современных технологий российскими банками, к сожалению, замедляется нашим законодательством, которое в части предоставления дистанционных банковских услуг весьма консервативно.

Интересен был доклад Алексея Волкова об опыте работы Национального бюро кредитных историй в нашем регионе, доклад Людмилы Кулагиной о технологии внедрения в банке новых АБС.

IT-технологии для банка сегодня очень важны. У нас в банке на ближайшие 2 года запланирован переход на более современную IT-систему, поэтому было очень полезно послушать как разработчиков таких систем, так и людей, которые их уже внедрили в своем банке. Нашему банку хотелось бы оказывать банковские услуги жителям отдаленных уголков области. Но открывать офисы в небольших городах и селах сегодня для регионального банка нерентабельно. Поэтому современные технологии – единственный способ обеспечить таким клиентам доступ к банковским услугам».

Региональный аспект конференции был отражен и в докладах. В частности, Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй, в своем докладе «Как российские заемщики берут кредиты и как их погашают» особое внимание обратил на особенности Южного федерального округа.

Темами конференции стали три основных вопроса: клиентоориентированность банка и привлечение клиентов, новейшие технологии, управление банком. А вот мнения по вопросу, что является основным драйвером развития банка, разошлись. Жаркая дискуссия во многом и определила уникальную атмосферу конференции, на которую обратили внимание посетители конференции.

Александр Пушко, заместитель директора Банковского института Высшей школы экономики, и Геннадий Бережной, управляющий партнер компании «Квадриум», опираясь на западный опыт, описывали, какой резерв роста представляют для российских банков мобильные технологии.

А Алексей Гусев, директор по развитию Института частного банковского обслуживания и управления капиталом, и представители компании «ПрограмБанк» считают главным для банка – добиваться лояльности клиента. Выстроить же клиентоориентированный банк невозможно технологиями, это могут сделать только его сотрудники, дело технологий – им помогать. При этом Алексей Гусев, естественно, рассказывал про работу с VIP-клиентурой, а Анна Чернобыльская (компания «ПрограмБанк») обсуждала, как же предоставить качественное обслуживание и индивидуальный подход не только ВИПам, но и прочим клиентам банка.

Свой взгляд на качество изложила и Людмила Кулагина, заместитель председателя банка «СИБЭС» – но уже как клиент компании «ПрограмБанк».

Вопросам управления были посвящены доклады Сергея Рязанцева и Алексея Волкова. При этом Сергей фокусировался на инструментарии для решения максимально широкого спектра управленческих задач, а Алексей остановился на управлении кредитными рисками. Людмила Кулагина в своем докладе тоже остановилась на вопросе управления, но главным инструментом управления банком и снижения рисков видит в «работе по правилам».

Жаркая дискуссия во многом и определила уникальную атмосферу конференции, на которую обратили внимание гости мероприятия.

А теперь обо всем по порядку:

Об опыте работе компании «ПрограмБанк» рассказал Виталий Занин, директор по работе с клиентами и маркетингу.

Компания «ПрограмБанк» существует более 20 лет, имеет опыт внедрения своих продуктов за последние 10 лет в 200 банках и компаниях, в том числе в крупнейших банках России. Но применение современных программных систем – вовсе не прерогатива крупных российских банков. Средние и небольшие, в том числе региональные банки, также могут успешно их использовать. Именно эту задачу решает компания «ПрограмБанк» в рамках своей миссии «делать технологии доступными».

Для средних и малых банков при выборе автоматизированной банковской системы (АБС) важны хорошее отношение цена-качество, законченность программных решений, что позволяет быстро внедрить их в работу, а также максимум функциональности внутри АБС. В частности, в рамках АБС компания «ПрограмБанк» считает необходимым реализовывать фронт-офисные компоненты, один из которых – «Универсальный офис» – был представлен в докладе Анны Чернобыльской.

Особое значение имеет уровень сопровождения клиентов. Фактически банкам-клиентам компании необходимо предоставить индивидуальное сопровождение по ценам массового.

Для иллюстрации своей мысли Виталий Занин привел пример ряда проектов, реализация которых заняла от 3-х недель до 2-х месяцев. Среди них автоматизация банка «НКЦ» (центральный контрагент группы «Московская биржа»), НКО «Яндекс-Деньги», банка «Церих» и других. Также эксперт описал практику обслуживания клиентов компании.

Александр Пушко рассказал о мифах и реальностях банкинга будущего.

О том, каким будет «банк будущего», нужно задумываться уже сегодня. Что будет с классическим банкингом, какие инновации будут внедрены в ближайшие годы?

Экономика России характеризуется высокой зависимостью от цен на продукты нашего экспорта, малой восприимчивостью к инвестициям, серьезными региональными диспропорциями. Значительная доля россиян никогда не пользовались услугами банков – в силу бедности, недоступности отделения банка в «глубинке», а также из-за использования новейших платежных технологий, например, «электронных денег».

Замедление роста российской экономики, закредитованность крупного бизнеса, непрозрачность малого бизнеса и ужесточение требований Центробанка к качеству заемщиков серьезно ограничивают развитие традиционного банкинга.

В этой ситуации нужно серьезно задуматься, какие направления развития банка нужно подготовить уже сегодня, чтобы заместить выпадающий рост доходов от традиционного банкинга в ближайшие 3–5 лет. «Банк будущего», опирающийся в первую очередь на современные технологии, может стать удачным дополнением традиционной банковской рознице с ее большой и дорогостоящей сетью отделений.

Мобильные платежи впервые появились довольно давно, еще в 1997 году. Сегодня существуют 3 основные технологии мобильного банкинга – основанные на СМС-сообщениях, использовании мобильного браузера и установке на смартфон специальных банковских приложений.

Предоставление дистанционных банковских услуг сегодня развивается очень быстрыми темпами. Доступность в России каналов Интернета, в том числе мобильных каналов – доступа с ноутбуков, планшетов и смартфонов, способствует развитию современных моделей дистанционного банкинга.

Потенциал для роста сегмента мобильного банкинга в России очень велик. Пока всего 0,6% от объема банковских операций частных лиц совершается через системы мобильного банкинга. Причем 92% операций мобильного банкинга приходится на 5 самых развитых российских регионов, а 72% – на Москву.

В России некоторые ограничения на использование мобильного банкинга пока еще налагает достаточно консервативное банковское законодательство. В США, например, уже возможно открывать банковские счета и проводить с них платежи с мобильных устройств без предварительного визита в отделение банка всего за несколько минут.

С 2009 года за рубежом существует система мобильного эквайринга Square, которая сейчас имеет свыше 2 мпн. клиентов среди предпринимателей и предприятий малого бизнеса. Эта система позволяет предпринимателям принимать оплату банковскими картами за товар в любом месте с помощью обычного смартфона и небольшой приставки к нему для считывания данных с банковских карт. В России подобный проект развивается с 2011 года при участии платежной системы Visa и Промсвязьбанка.

Интересные возможности предоставляют схемы работы банков с банковскими агентами. Например, подобная система в Кении «M-PESA» предоставляет банковские услуги для 70% населения этой страны.

В целом сегодняшнее состояние банкинга будущего можно определить как активный поиск новых технологий и решений, позволяющих предоставлять банковские услуги с минимальными затратами и из любой точки страны. Затем следует этап внедрения и отработки перспективных решений на небольшой части клиентов – так называемая технология «testing&learning». В случае положительных результатов удачные проекты масштабируются на остальную часть клиентов банков.

Алексей Гусев, директор по развитию Института частного банковского обслуживания и управления капиталом, рассказал об особенностях отечественного приват-банкинга. «Любой клиент, который сегодня остался у нас, сегодня является ВИП-клиентом», – подчеркнул эксперт.

Идеальная модель приват-банкинга – это когда банк существует 200 лет, и 6 поколение владельцев банка обслуживает 6 поколение клиентов. Понятно, что в России такая модель появится еще очень нескоро.

Чаще всего сегодня ВИП-клиент российского банка – это собственник бизнеса в первом поколении, его возраст 40–60 лет. Причем крупнейшие российские бизнесмены на обслуживание в средний и тем более региональный банк уже не придут. И те крупные бизнесмены, которые сегодня минимизируют свои риски и выводят деньги из страны, – тоже не клиенты средних по размеру активов банков, это клиенты «дочек» зарубежных банков в России.

Преимущества в приват-банкинге имеют крупные банки. Но и средние банки могут привлечь достаточно привлекательных клиентов качеством и индивидуальным подходом к обслуживанию. При этом часто при приходе в банк ВИП-клиента средний по размеру банк готов оказывать ему ВИП-услуги даже в убыток, рассчитывая его компенсировать за счет прибыли от обслуживания корпоративного бизнеса ВИП-клиента. Но по общему объему прибыли приват-банкинг не может играть ведущую роль в банке. В результате основная часть российских ВИП-клиентов сосредоточена не в банках топ-50, а в банках топ-300.

Что касается современных технологий бизнеса, то они сегодня тиражируются от ВИП-клиентов к обычным клиентам банков.

Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в своем выступлении остановился на анализе особенностей заемщиков Южного федерального округа (ЮФО) и рассказал о современных системах управления рисками при розничном кредитовании.

НБКИ накопила большую базу кредитных историй – более 125 млн. кредитов, оформленных 62 млн. заемщиков или 81% экономически активного населения России. Информацию в бюро кредитных историй сообщают не только банки, всего сейчас бюро сотрудничает с 1625 кредиторами, в том числе потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями. И, несмотря на заявления Центробанка, розничное кредитование в России пока имеет хороший потенциал для роста, особенно в части залогового кредитования и кредитных карт.

Анализ базы НБКИ позволяет сделать интересные выводы о качестве заемщиков как Южного федерального округа, так и России в целом. Доля просроченных кредитов, по которым не было внесено ни одного платежа, с начала 2013 года неуклонно растет. Мошенники изобретают все новые способы обмана кредиторов. Традиционные методы «ручного» рассмотрения заявок при массовом кредитовании не подходят. Нужно выработать «конвейерные» решения, позволяющие на основе анализа информации отсекать кредитные заявки мошенников.

При этом в крупнейших субъектах ЮФО вовлечение населения в кредитование выше, чем в среднем по России. Доля населения Краснодарского края в базе НБКИ составляет 43,7%, Ростовской области – 47,3% при средней доле по России 43%. Число жителей ЮФО, которые имеют от 2 до 5 одновременно действующих кредитов, также заметно выше среднероссийских показателей.

При этом по числу просроченных кредитов Краснодарский край находится на 6 месте в России, Ростовская область – на 9 месте. Доля кредитов, оформленных мошенниками, в Краснодарском крае составила 2,5%, в Ростовской области – 3,2% при среднем показателе по России почти вдвое ниже – 1,5%.

Поэтому дальнейший рост объемов розничного кредитования на Юге России без совершенствования механизмов скоринга и механизмов борьбы с мошенниками будет для банков означать постоянный рост мошеннических сделок и рост прямых потерь.

Сергей Рязанцев, руководитель направления бизнес-аналитических систем компании «ПрограмБанк», остановился на том, как можно повысить эффективность принимаемых в банках бизнес-решений.

Все решения в банке можно разделить на 3 группы – решения, связанные с управлением эффективностью бизнеса (например, планирование и управленческий контроль), решения, связанные с управлением отношениями с клиентами (например, управление кредитными рисками при массовом кредитовании) и решения, связанные с управлением отношениями с регулирующими органами. Внедрение автоматизированных систем бизнес-анализа в банке позволяет достаточно эффективно решать все 3 поставленные задачи.

Сергей Рязанцев детально рассказал о возможностях современной системы автоматизации управленческих процессов в банке «Нострадамус: управление финансами». Эта система позволяет автоматизировать и систематизировать в банке формирование бюджетной модели, подготовку и согласование бюджетов, объективно оценивать финансовые результаты работы банка, проводить анализ данных и формировать управленческую отчетность.

Геннадий Бережной, управляющий партнер компании «Квадриум», рассказал о том, какой должна быть инфраструктура розничного банка.

Произошли серьезные изменения в скорости восприятия технологических инноваций. Можно выделить 3 фазы изменения массового восприятия инноваций потребителями, касающихся непосредственно банковского бизнеса.

Первая – это массовое распространение Интернета. Эта фаза навсегда изменила способы, при помощи которых клиенты осуществляют доступ к своим банкам и своим деньгам в банках. Появилась возможность управлять своими денежными средствами круглосуточно и из любой точки мира.

Вторая фаза – массовое распространение смартфонов и банковских приложений для мобильных телефонов. В результате мировой объем мобильных платежей частных лиц достиг $60 млрд. в год. Третья фаза – это распространение «мобильных кошельков», беспроводной связи ближнего радиуса действия, а также связанные с этим взаимосвязь мобильного телефона и банковской карты, оказание банковских услуг тем гражданам, кто не имеет банковского счета, постепенный отказ от наличных денег.

В результате клиенты все реже приходят в отделение банка для совершения финансовых операций. Например, 88% шведов не посещало банковские отделения уже в 2009 году, пользуясь различными каналами дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Банкам внедрение систем ДБО позволяет в разы сократить затраты на проведение розничных операций – с $1 за операцию в отделении банка до $0,27 при операциях через банкомат или банковский терминал и $0,1 при операциях через системы интернет-банкинга и мобильного банкинга.

Таким образом, отделение уже не является единственным каналом взаимодействия клиента и банка. Привлечение клиента в банк должно происходить с использованием не только отделений, но и сайта банка, персонифицированной рекламы банка в Интернете и в соцсетях.

Анна Чернобыльская, руководитель управления маркетинга компании «ПрограмБанк», остановилась в своем выступлении на методах удержания лояльности розничного клиента банка.

Конкурировать по тарифам с крупнейшими банками средние и небольшие банки не могут. Но неценовая конкуренция сегодня вполне реальна. Например, лояльность розничного клиента к банку важна даже не столько при оформлении вклада (если вклад находится в пределах суммы, гарантированной Системой страхования вкладов), сколько при получении кредита. Клиент опасается, что банк может своими действиями по изменению условий кредита поставить заемщика в сложное положение. И такие случаи уже были во время агрессивной розничной кредитной экспансии крупнейших банков.

Лояльность к банку формируется на основе лояльности к конкретному офису банка и к конкретному банковскому сотруднику. Роль технологий в данном случае – обеспечить качественное и удобное для сотрудника банка автоматизированное рабочее место, позволяющее ему обслуживать клиента по методике «единого окна». Компания «ПрограмБанк» реализовала решение «Универсальный офис» для комплексного обслуживания клиента в розничных офисах банка.

«Универсальный офис» – это клиентоцентричная система. В одном интерфейсе сотрудник банка не только видит всю информацию о клиенте, но и проводит все операции, объединяющие весь продуктовый ряд банка. Второй важный аспект – «Универсальный офис» позволяет сотруднику банка при общении с клиентом сосредоточить свое внимание на нуждах клиента, а не на работе собственно программ. При этом становится возможным при необходимости качественно обслуживать клиента в любом отделении банка. Кроме того, технологии позволяют обеспечить очень быстрое внедрение новых банковских продуктов.

Клиент в таком случае будет обслуживаться не только быстро и с соблюдением всех требуемых стандартов качества. Появляется реальная возможность использовать индивидуальный подход к клиенту, так как в базе данных содержатся все данные о клиенте, о его счетах и остатках на них, действующих с банком договорах, потребительских предпочтениях и прежних банковских операциях клиента.

И третье, решение позволяет реализовать индивидуальную работу с клиентом в рамках массового обслуживания. То есть договор создается на основе продукта, но при наличии соответствующих прав сотрудник банка может изменить определенные параметры договора. Более того, сопровождение договора может также реализовываться на основе индивидуального подхода. При том же возникновении просрочки банк может индивидуально подойти к клиенту, заморозить формирование пени и др. Безусловно, такой подход означает предоставление больших прав сотрудникам розничных офисов, чем это обычно принято. Тем не менее именно такая стратегия может предоставить конкурентное преимущество региональным банкам, особенно с учетом того, что в них выше мотивация рядового персонала и ниже текучка кадров.

Константин Сафонов, заместитель руководителя производственного центра компании «ПрограмБанк» практически проиллюстрировал доклад Анны Чернобыльской, показав как настройку продуктового ряда банка, так и работу «Универсального офиса» в режиме «Единого окна».

Программный комплекс позволяет внедрить новый банковский продукт за 3 дня. В первый день происходит разработка продукта и формирование юридических документов, во второй день – настройка параметров в АБС, в третий – обучение персонала.

А индивидуальное обслуживание клиента занимает считанные минуты. Например, продемонстрированная операция заключения договора вклада с переводом денег с текущего карточного счета, конвертацией и формирования всех необходимых документов занимает 2–3 минуты.

Наибольший интерес вызвал доклад Людмилы Кулагиной, зампредседателя правления банка «СИБЭС». Фактически ее доклад был посвящен тому, как реализовывать проекты и выстраивать процессы в банке.

Наиболее важным условием она сформулировала работу по правилам. Именно регламент банка описывает обязанности, зоны ответственности каждого сотрудника и банковские бизнес-процессы. Только этот регламент должен быть действующим, то есть практически работать в банке.

Информация о каждом бизнес-процессе должна быть зафиксирована в банковских документах, должны быть разграничены сфере ответственности между сотрудниками банка. Кроме того, детальное описание бизнес-процессов позволяет упросить передачу опыта новым сотрудникам.

Каждый банк сам решает, кто из персонала будет заниматься описанием бизнес-процессов и, что не менее важно, оперативным обновлением документации в случае изменения самих бизнес-процессов. Описанные выше правила работы являются необходимыми, но не достаточными.

Далее Людмила Кулагина подробно остановилась на том, как оптимально выстроить работу IT-решения в банке. Выбор новой АБС – достаточно сложный процесс. Можно выделить 3 основных требования к АБС: качество, цену и масштабируемость. Важно оперативное исправление недоработок в АБС, подстройка ее под требования конкретного банка.

Часто банки при переходе на новую АБС некоторое время работают одновременно на двух АБС сразу – старой и новой. При этом новые договоры сразу заносятся в новую АБС, а старая АБС функционирует до момента переноса старых договоров в новую или даже до момента окончания сроков действия старых договоров, если они краткосрочные.

Отдельный и непростой момент – выстраивание правильных отношений с поставщиком банковских программных систем. Без обратной связи с персоналом банка поставщик программных продуктов никогда не узнает о всех их недостатках, сбоях и проблемах. При этом целесообразно письменно зафиксировать все возникшие претензии, что дает хорошую основу для переговоров о сроках их устранения.

Людмила Кулагина отметила, что компания «ПрограмБанк» очень ответственно подходит к поддержке своих программных продуктов, быстро реагирует на возникающие во время работы с системой новые потребности, ориентирована на длительное сотрудничество со своими клиентами.

Доклад Заместителя Председателя Правления банка «СИБЭС» был интересен и тем, что представил взгляд на обслуживание со стороны клиента, то было особенно ценно в контексте мероприятия. В общем-то, ничего неожиданного не было сказано – адекватные цены, индивидуальный подход, обратная связь и умение слышать заказчика.

Станислав Шилов, директор по продажам компании «БИФИТ», рассказал об особенностях новых возможностях систем ДБО для корпоративных клиентов и их взаимодействия с используемыми на предприятиях программами бухгалтерского учета и планирования. Дополнительные сервисы в системах ДБО для корпоративного сегмента могут стать конкурентным преимуществом для банка.

Для мелких и средних клиентов банка таким дополнительным сервисом является плотная интеграция с системами учета у клиента. Для предприятий мелкого бизнеса это, как правило, «облачная бухгалтерия». Для средних – различные варианты «1С». При этом вопрос интеграции не только и не столько вопрос экономии времени. Это снижение критичных рисков, скажем, отправить одну и ту же платежку два раза.

А для крупного клиента таким дополнительным сервисом со стороны банка может быть, например, система контроля финансов и бюджетирования, реализованная на основе ДБО. Все равно все платежи клиента идут через систему ДБО, поэтому оперативный контроль оптимально реализовывать именно там.

Затем Геннадий Бережной, управляющий партнер компании «Квадриум», рассказал о последних тенденциях в оценке кредитоспособности заемщиков. Особое внимание участников конференции эксперт обратил на возможности систем анализа, использующих доступ к данным государственных служб России – так называемую «Систему межведомственного электронного взаимодействия».

Сегодня появляется техническая возможность, например, сравнения с базами Пенсионного фонда России данных о заявленных и полученных заемщиком доходах, сверка достоверности адресных данных с Федеральной миграционной службой, проверка достоверности сведений о предприятиях и их учредителях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, проверка наличия задолженности по штрафам в базах ГИБДД, проверка действительности сведений о постановке на учет в Федеральной налоговой службе. Также возможна проверка действительности прав на недвижимое имущество в базе данных Росреестра, проверка наличия арестов счетов и имущества заемщика в базе Федеральной службы судебных приставов, проверка действительности регистрации заемщика по месту жительства в Федеральной миграционной службе.

В разработке сейчас находятся методики «социального скоринга», учитывающие социальный профиль клиента банка в соцсетях и методики анализа фотографий клиента с различных представленных в банк документов.

В заключение организаторы конференции поблагодарили присутствующих за интересные выступления и пообещали сделать подобные конференции на Юге России регулярными.

Материалы конференции и презентации докладов можно получить у руководителя управления маркетинга компании «ПрограмБанк» Анны Чернобыльской, e-mail cab@prbank.ru, тел. (495) 651-84-84, моб. (916) 590-72-42.

Комментарии участников конференции

Евдокия Малогловец, региональный директор Южной Дирекции Росбанка;

- Один из основных вопросов, которым задаются банкиры уже сейчас, – какой стратегической линии придерживаться в следующем году, какие банковские продукты предлагать широкому кругу клиентов?

В связи с этим конференция, безусловно, представляет интерес с практической точки зрения. Например, тема «банка будущего», которую затронул Александр Пушко в своей презентации, переход на дистанционное обслуживание клиентов, на текущий момент видится крайне актуальной. Однако, как и в любой идеальной модели развития еще остаются вопросы, например, связанные с законодательством. Росбанк уделяет большое внимание сфере технологий, необходимых сегодня для быстрого и качественного обслуживания клиентов. В сентябре мы обновили интернет-банк, расширили набор опций, сделав его интерфейс интуитивно понятным разным категориям пользователей.

Молодым людям уже сейчас привычнее пользоваться мобильными сервисами, нежели посещать отделения банков, и они ждут соответствующего уровня услуг. Конечно, современные технологии не могут полностью заменить персонального клиентского обслуживания. В связи с этим возрастают и требования к персоналу банка: четкость, оперативность действий станут залогом успешной работы на рынке.

Людмила Побыйничь, начальник управления по развитию банка и банковских услуг «Донкомбанка»;

- Конференция для меня достаточно интересна. Заинтересовало выступление Александра Пушко на тему «банка будущего». Интересен и полезен доклад о приват-банкинге Алексея Гусева, ведь сегодня мы любого клиента, который много лет сотрудничает с банком, считаем важным. Внимательно слушала рассказ Людмилы Кулагиной о том, как банк внедрял новую автоматизированную банковскую систему (АБС).

Не предоставляя современные банковские услуги, сегодня даже региональный банк может потерять часть своих клиентов. Для нашего банка сегодня особенно актуален интернет-банкинг для частных лиц. В следующем году мы продолжим внедрять мобильные технологии, а установка платежных терминалов позволит удовлетворить массовый спрос на оплату коммунальных услуг.

Юлия Плетнева, начальник управления развития бизнеса Стелла-Банка;

- Организаторы и участники постарались отразить все самые актуальные вопросы, которые сегодня существуют на рынке развития банковских услуг, поэтому я очень рада, что попала сюда. Практически все представленные направления интересные, но, возможно, я со своими коллегами задумаюсь о предложенных вариантах работы с отчетностью. Очень заинтересовал доклад Людмилы Кулагиной. Она как практик затронула наиболее актуальные и наболевшие вопросы развития банков. Если в следующем году будет проводиться подобное мероприятие, то я обязательно приду.

Екатерина Панина, начальник по работе с физическими лицами и пластиковыми картами «ГБ Симбирск».

- С компанией «ПрограмБанк» мы знакомы не понаслышке, у нас был совместный опыт работы по внедрению платежных карт. Именно поэтому мы с радостью приехали на конференцию. На мой взгляд, мероприятие полезно в первую очередь возможностью обмена опытом, ну и, естественно, новой информацией. Мне было интересно и важно послушать, как коллеги видят развитие мобильного банкинга и ВИП-обслуживания клиентов. Очень понравились доклады Алексея Гусева и Александра Пушко. Сегодня мы активно переходим как раз на эти технологии, ведь за ними будущее.

Ростов-на-Дону.