президент-председатель правления ИДЕА Банка Анжелика Поплавская- Анжелика Юрьевна, что послужило причиной ребрендинга? Почему вы отказались от бренда КубаньБанк, который имел сильную географическую привязку? А это, наверняка, было близко потребителю банковских услуг. Чем обусловлена смена бренда?

- Для банка, для нас, ребрендинг – это не просто смена фирменного наименования, смена вывески. Это – новый этап в развитии банка. В 2011 году мы стали частью крупнейшего Восточно-Европейского холдинга Getin Holding. И цель нового собственника – вырастить из региональной кредитной организации крупного игрока на финансовом рынке федерального уровня. Для этого за прошедшие два года в Банке были внедрены новые бизнес-процессы, обновлена продуктовая линейка, реализованы продажи наших новых продуктов в рамках партнерских программ. Мы запустили новый сайт банка в новом формате с практичной навигацией и с удобным интерфейсом. По сути, для нас ребрендинг – уже назревшая необходимость во внешнем облике воплотить все те качественные изменения, которые произошли за два года, это с одной стороны. А с другой стороны – это желание показать нашим клиентам, что мы становимся ближе к ним, ближе к их желаниям, ближе к их чаяниям. Мы строим идеальный банк. Это громко звучит, но, тем не менее – мы действительно помогаем нашим клиентам воплощать их идеи и желания в жизнь. Ну, например, у вас есть идея приобрести автомобиль. Наши автокредитные решения – одни из самых привлекательных. Хотите заработать – пожалуйста, воспользуйтесь возможностью открыть вклад в ИДЕА Банке. Наши условия по вкладам для физических лиц и депозитам для юридических – практически одни из самых выгодных на рынке. В принципе, идей может быть много, но для их реализации нужны правильные финансовые решения. Вот в этом мы стараемся помочь нашим клиентам.

- Вы осуществляли ребрендинг собственными силами или прибегли к услугам креативного агентства?

- Брендбук един для всех банков Getin Holding. В него входят IdeaBank Польша, который специализируется на кредитовании малого и среднего бизнеса. IdeaBank Украина – это розничный, автокредитный банк. То же самое – IdeaBank Белоруссия, который является лидером в потребительском кредитовании. И, соответственно, IdeaBank Россия – все сделано в едином международном фирменном стиле Idea Bank.

- Расскажите о взаимодействии с материнской компанией Getin Holding. Спускаются ли вам какие-то решения, или вы обладаете значительной долей самостоятельности в выстраивании бизнес-процессов?

- Мы – самостоятельный банк, работающий в одних стандартах Холдинга. Мы не являемся точной копией польского IdeaBank. Вы же понимаете, что существуют страновые различия – и в формате бизнеса, и в менталитете граждан. Учитывая это, в первую очередь, мы активно пользуемся опытом IdeaBank и Getin Holding, внедряем все передовые банковские технологии, которые уже проверены на высококонкурентном европейском рынке. Можно сказать, что мы – российский банк с европейскими стандартами обслуживания, финансовыми решениями, которые адаптированы под наш рынок, под менталитет наших граждан. Но стиль банка остается единым – это легкий, динамичный, дружелюбный. В основе нашего бизнеса – надежность, российский опыт и европейский подход. Мы являемся участниками системы страхования вкладов и членом Ассоциации региональных банков России.

- Насколько мне известно, новая продуктовая линейка была введена около года назад. Можно ли подвести какие-то итоги?

- В середине прошлого года мы ввели новое предложение для клиентов, желающих взять автокредит. И уже по итогам 2012 года мы заняли 30-е место в ТОП самых автокредитных банков по версии РБК. Когда в 2011 году завершалась сделка по приобретению КубаньБанка, мы прогнозировали, что войдем в ТОП-20 автокредитных банков через пять лет. А по факту мы имеем промежуточный результат уже через год. За счет чего достигнуты такие высокие результаты? В первую очередь за счет того, что чувствуем, что нужно клиенту, и делаем все необходимое, чтобы обеспечить ожидаемый уровень качества банковских услуг. Клиенты и партнеры это заметили, и бизнес пошел в рост.

Не могу не сказать о той позитивной атмосфере, которая у нас присутствует в банке – с момента начала работы коллектива, смены руководства банка, которая произошла после смены собственника. Нас не покидает ощущение, что мы работаем на этапе стартапа. Когда можно многое сделать своими руками, во всем принять свое профессиональное деятельное участие. И не во всех банках вы можете найти применение своим талантам, возможностям. Мы имеем доступ к самым передовым европейским технологиям и наработкам. Это потрясающий этап в работе любой компании! Работа в таком формате, с таким настроением, ощущением позволяет достигать и опережать заранее запланированные темпы развития.

По результатам этого года, я думаю, мы еще улучшим свои показатели, возможно, войдем в ТОП-100 потребительских банков. И это было бы здорово, потому что потребительским кредитованием мы начали заниматься только в этом году. Но, тем не менее, для достижения поставленных целей у нас есть все слагаемые успеха: это продукт, который востребован рынком, это наша ориентированность на сервис и качество, которые мы предоставляем нашим клиентам. И, что немаловажно, география предоставления наших услуг. Мы внедрили передовую технологию удаленных продаж, начав сотрудничество с нашим близким партнером – ведущей лизинговой компанией CARCADE. Это позволило нам выйти на рынок сразу 16 крупнейших городов России с минимальными издержками и без открытия офисов Банка наладить работу с дилерскими центрами России. Но мы не останавливаемся, в наших планах есть и развитие собственной сети, чем мы уже занимаемся и будем заниматься в следующем году.

- Как я понял, основными услугами, которые предлагает банк, являются автокредитование, депозиты и потребительское кредитование. Планируется ли расширение продуктовой линейки?

- Конечно, это наша основная задача на 2014 и последующие годы. Потому что банковский пластик и дистанционное банковское обслуживание – это те продукты, которые должны быть в современном банке по умолчанию. Сегодня клиент нуждается именно в таких услугах. И у нас они скоро будут. Мы работаем над этим. Понимаете, хороший продукт требует классного сервиса, а он невозможен без оптимальных бизнес-процессов. А бизнес-процессы – это время, их нужно разрабатывать и внедрять. В планах у нас дальнейшее расширение линейки банковских продуктов.

- В России принято работающие в рознице банки строить по принципу финансового супермаркета. Какое будущее, по-вашему, ожидает нишевые кредитные организации, банки-монолайнеры, а также кэптивные банки? По поводу последних есть мнение, что они весьма устойчивы.

- Кэптивные банки – это, в общем-то, невыгодно. Рано или поздно собственник кэптивного банка придет к мнению, что его необходимо развивать дальше. Например, зачем нужен расчетно-кассовый центр для отдельного предприятия или компании, если можно прекрасно обслуживаться на высоком уровне во многих сторонних банках?

А нишевые банки как элемент развития банковской системы – они имеют место быть. Но для достаточно продолжительного их развития нужно решать вопросы финансирования, как один из вариантов – это иностранный капитал. Нужен хороший маркетинг и должна быть возможность иметь источник постоянных клиентов. Регулировать привлечение клиентов тем или иным способом – или развитием собственной сети, или через удаленные продажи, дистанционное банковское обслуживание. Конечно, должна быть сбалансированная модель развития, потому что банки-монолайнеры, которые специализируются на каком-то одном продукте – это банки, принимающие на себя высокий риск отсутствия диверсификации.

Что касается нас, то в основе нашего портфеля автокредитование и потребительский кредит, но наша стратегическая цель – стать универсальным федеральным банком.

- Скажите, пожалуйста, каким путем привлекаются ресурсы для кредитования? Это средства материнской компании или депозитная база или как-то еще?

- Мы используем все возможные способы привлечения ресурсов. Это срочные вклады физических лиц и депозиты юридических лиц, естественно, и средства материнской компании. Плюс остатки по счетам наших клиентов и собственный капитал Банка.

- Как вы думаете, что ожидает региональные банки в свете происходящих процессов укрупнения банковской системы и ее очищения от неэффективных банков? Придут ли сюда западные игроки, увидим ли мы очередные слияния и поглощения?

- Иностранные инвесторы? Вряд ли, не думаю. Не та, наверное, экономическая ситуация, не очень им это интересно. Поэтому экспансии иностранных инвесторов я не жду. Что касается слияний и поглощений – это, конечно, продолжится. Потому что региональный банк – это неплохо, он близок к своим клиентам. Он более оперативно может принимать решения, более гибкий. Но, с другой стороны, есть определенные ограничения. Региональные банки зачастую не имеют доступа к дешевым ресурсам. Некрупные региональные банки, например, несколько лет назад попали под требование ЦБ об увеличении уставного капитала, что повлекло за собой необходимость вливания дополнительных средств акционеров (участников) или необходимость слияния с другими банками.

- В чем состоит ваше конкурентное преимущество перед госбанками и другими крупными игроками розничного рынка?

- Хороший вопрос (Улыбается). Вы понимаете, современный рынок банковских услуг заставляет нас быть конкурентными. В своей работе мы пытаемся предложить своим клиентам что-то особенное и интересное. Мы в этом заинтересованы, потому что находимся в режиме мощной конкуренции. В том числе и со стороны госбанков, у которых больше возможностей привлечь дешевые ресурсы. Вообще, если вы знаете, на сегодняшний день в российской банковской системе одним из основных источников ресурсов банка являются вклады физических лиц. И это достаточно дорогой ресурс. Чтобы выдерживать необходимую маржу, получать доход, необходимый для существования банка и его развития, нам приходится формировать такую продуктовую линейку, которая бы обеспечивала хороший сервис и цену для клиента. Цена важна для любого человека. Наш клиент должен знать, за что платит, и готов он за это платить или нет. В этом смысле мы предлагаем клиенту широкий выбор.

- Эксперты говорят о закредитованности россиян и перегреве кредитного рынка. На этот счет существуют различные мнения – например, сегодня я столкнулся с оценкой, которая говорит о том, что население еще выдержит удвоение кредитного бремени. Как вам видится эта ситуация, действительно ли качество заемщиков на открытом рынке падает, а их количество уменьшается?

- По большому счету, желание человека жить в хорошей квартире и ездить на хорошей машине – это естественные желания, и не надо с этими желаниями бороться. ИДЕА Банк помогает клиентам воплотить эти желания в жизнь. Бороться нужно, прежде всего, не с закредитованностью граждан и домохозяйств, как это часто провозглашается. Бороться необходимо с тем высоким уровнем мошенничества, который сейчас существует в розничном банковском кредитовании. Причем бороться с этим нужно системно. И я считаю, что усилия ЦБ РФ и государственных органов, которые стоят на страже стабильности государства, банковского сектора и интересов всех клиентов, должны быть направлены на системную борьбу с мошенниками. Уменьшится объем мошенничества – банки не будут нести потери, которые они несут, – снизится и стоимость банковских услуг.

- Как вам видится, какое место в Краснодарском крае ИДЕА Банк будет иметь после выхода на федеральный уровень?

- Да, мы постепенно увеличиваем свою сеть офисов. В 2011–2012 годах мы открыли семь офисов – в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Петербурге. Будем продолжать это развитие, продолжим открытие новых офисов в европейской части России, прежде всего, в городах-миллионниках. Выходить в новый регион будем не одним офисом, а сразу несколькими. Не хотела бы называть какие-то цифры, так как в данный момент мы только находимся в стадии формирования бюджета на будущий год, а это долгосрочная перспектива. По Краснодарскому краю еще, наверное, будем открывать офисы в Сочи, но в целом увеличивать сеть в Краснодарском крае пока не планируем. Ожидаем, что текущая сеть офисов в крае даст нам увеличение доли в интересующем нас сегменте рынка за счет оптимизации бизнес-процессов.

- В каком формате планируется открытие новых подразделений? Легкие точки продаж или полноформатные офисы?

- Пока речь идет о классических полноформатных офисах, предоставляющих полный набор услуг, усилим работу с малым и средним бизнесом. Открытие легких точек типа мини-офисов в торговых центрах также возможно, но пока, повторюсь, бюджет на 2014 год еще в процессе формирования.

- И, возвращаясь к проводимому банком ребрендингу, какие его возможные плюсы для своего бизнеса и клиентов вы предполагаете?

- Мы, в первую очередь, банк для клиентов. Вся идея ребрендинга заключается в том, чтобы обратить внимание клиента на нас, на наш улучшающийся сервис и продукты. Общение клиента с банком действительно стало более комфортным, простым, понятным. Мы хотим предложить клиенту сервис европейского уровня. Это касается не только банковских продуктов, но и дизайна, интерьера наших офисов, внимательности персонала Банка к клиенту. Самое главное для клиента – доброжелательность сотрудников Банка и доверие. Я думаю, наши клиенты это заметят и оценят.

Краснодар.