Если за рубежом банковские коллекции предметов искусства являются распространенным явлением, то в России это по-прежнему редкость. А картины, которые висят в холлах и кабинетах российских кредитных организаций, чаще относятся к частным коллекциям банкиров. Корпоративные коллекции живописи, как правило, украшают московские офисы западных банков, например, Deutsche Bank, Unicredit Bank, Intesa Sanpaolo и т.д. Однако и среди российских банков есть исключения. В частности, корпоративные коллекции живописи имеют СДМ-Банк и Ак Барс Банк.

По словам Антона Сороко, аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ», в России традиция корпоративных коллекций в силу множества причин только начинает формироваться и пока еще находится на одной из первых стадий развития. В том числе это связано с низкой транспарентностью рыночной среды, особенностями регулирования импорта-экспорта культурных ценностей, а также с тем фактом, что практически все антикварные предметы искусства находятся в собственности государства. По этой же причине большая часть рынка российского антиквариата представлена произведениями XIX–XX веков.

Зачем корпорациям искусство

В развитых странах коллекционирование, конечно, уже давно стало важным элементом деятельности банков или крупных финансовых организаций в области культуры. Там участие в культурной жизни страны является частью долгосрочной и кропотливой работы корпораций по формированию своего имиджа. В России же по-прежнему ставка делается на сиюминутный эффект, а социальные проекты чаще всего ограничены выездами сотрудников в детские дома или спонсированием детских спортивных школ, соревнований и т.д. Лишь очень немногие компании и бизнесмены уделяют внимание вопросам национальной культуры, которые, в том числе, находятся в основе многих социальных проблем.

Например, уже давно излишне говорить о том, что в России активно формируется духовный мыльный пузырь, на поверхности которого – фальшивая музыка, кино, живопись, литература, а внутри – тысячи безвестных имен, отражающих и отражавших десятилетия назад истинную, недеформированную реальность. Фальшь, как и нефть, отлично продается, и она крайне нужна текущей сиюминутности, однако рано или поздно развитие по этому пути заходит в тупик. Ложная духовность подрывает основы стабильного развития общества. И об этом необходимо задуматься, в том числе – корпорациям, особенно, если они намерены благополучно пережить текущую сиюминутность.

Если говорить о корпоративной поддержке искусства, то в России сейчас наступило время частных проектов, когда решение принимает отдельный человек или небольшая группа людей, и как таковая корпоративная культура поддержки еще не сформировалась. К тому же ради удобства или выгоды многим участникам экономических отношений в России до сих пор часто приходится отказываться от роли хранителей и наследников. Люди и корпорации не берегут вещи и смыслы, что создает очень плоский и маленький мир с простыми ценностями, а это представляет опасность для культуры страны и социальной стабильности.

И все же ряду финансовых организаций и частных лиц, имеющих отношение к финансовой сфере, удалось собрать не только уникальные, но и важные с исторической и социальной точек зрения коллекции живописи.

Коллекция ЮниКредитБанка

ЮниКредитБанк владеет единственной в России коллекцией живописных и графических работ русских художников 1920–1930-х годов или коллекцией так называемого поставангарда или авангарда второй волны. История коллекции началась в 1993 году, когда в России еще работал Международный Московский Банк (ММБ), который в 2005 году вошел в состав группы UniCredit.

При жизни художники поставангарда не были признаны, их имена были надолго вычеркнуты из истории искусства, и отчасти поэтому их работы имеют особую художественную ценность – они очень тонко и точно, без цензуры и вне политического контекста характеризуют дух тяжелой эпохи и ее людей. До сих пор имена многих художников, чьи картины вошли в коллекцию ЮниКредитБанка, известны лишь узкому кругу профессионалов, и некоторые из этих работ получили очень высокие оценки специалистов.

Лучшие картины украшают головной офис ЮниКредитБанка в Москве. В коллекции хранятся редкие работы представителей русского поставангарда Даниила Черкеса, Леонида Зусмана, Ростислава Барто, Надежды Удальцовой, Антонины Софроновой и других выдающихся художников. Среди наиболее ценных шедевров: «Сон» Леонида Чупятова, «Женщина в веках» Даниила Черкеса, «Пейзаж с железнодорожным мостом» и «В горах Армении» Александра Древина, а также редкая работа Надежды Удальцовой «Натюрморт с охотничьей сумкой и ружьем», вариант которой хранится в Третьяковской галерее в Москве.

По словам Александра Балашова, искусствоведа и куратора московской коллекции ЮниКредитБанка, картины для коллекции приобретались в семьях художников или у наследников их архивов. В России, в условиях существующей системы экспертизы и атрибуции, этот момент является крайне важным. Уверенность в подлинности, понимание значения произведения в наследии художника и, как следствие, в российской художественной культуре – необходимые условия, при которых банк рассматривает вопрос о приобретении работ. Разумеется, иногда картины поступают от коллекционеров, дилеров или из московских галерей. Но и в этих случаях понимание истории работы и прозрачность ее происхождения необходимы.

«Московская коллекция ЮниКредитБанка состоит из уникальных работ художников, которые в свое время не появились, не могли стать заметными в нашей культуре, – рассказал Александр Балашов. – Но сегодня значение этого искусства существенно выросло в представлении современности. Поэтому неизвестные художники поставангарда в некоторой степени до сих пор являются частью настоящего, они остаются живыми в нашей культуре. Современности важно знать подлинную и открытую историю своего происхождения, историю, лишенную фальшивой реальности. Не менее важным является и понимание того, какие факты истории русского искусства ХХ века остались фиктивными ценностями фасадной культуры, а какие становятся почвой и корнями гуманистических и демократических намерений современности».

Вся коллекция произведений искусства группы UniCredit насчитывает свыше 60 тыс. экспонатов, среди которых есть произведения античного искусства, шедевры таких мастеров как Тинторетто, Гойя и Давид, а также обширная коллекция произведений современных художников и собрание более 4 тыс. исторических и современных фотографий.

Коллекция СДМ-Банка

История коллекции СДМ-Банка началась 21 год назад, и за это время было собрано более 430 полотен современной российской живописи. Основоположниками собрания картин были руководители банка. Даты создания картин охватывают период от 1953 года до современности. Также в коллекции есть скульптура малых форм и несколько графических работ.

Наряду со знаковыми именами, представляющими классику советской и российской живописи (Макс Бирштейн, Исаак Дризе, Исай Зейтман, Александр Лабас, Павел Леонов, Катя Медведева, Наталья Нестерова, Лев Панферов, Альберт Папикян, Евгений Расторгуев, Татьяна Яблонская и другие), в коллекции присутствуют работы и менее известных художников, которые, однако, представляют несомненный интерес как отражение духа и тенденций нашего времени.

«Основной критерий выбора произведений искусства банком – эмоциональный импульс и личное впечатление основных собирателей коллекции, которые имеют большой опыт духовного сопереживания живописи и профессионального собирательства, – рассказал Максим Солнцев, председатель правления СДМ-Банка. – Благодаря такому подходу наша коллекция лишена претензий на пафос и эксклюзивность, ее скорее можно отнести к формату «искусства, близкого каждому».

В разные моменты времени пополнение коллекции осуществлялось с помощью советов и консультаций, для которых привлекались профильные специалисты и искусствоведы. Также при создании коллекции многие решения были приняты в дружеской обстановке мастерских художников, входивших в круг общения основоположников коллекции.

Меценатство и частные коллекции банкиров

В декабре 2011 года в Москве открылся музейно-выставочный комплекс Института русского реалистического искусства (ИРРИ), призванный возродить общественные традиции российского меценатства. Художественное собрание ИРРИ включает в себя советскую живопись первой и второй половин ХХ века, а также работы современных российских художников.

Основой музейного фонда стала частная коллекция Алексея Ананьева, председателя совета директоров Промсвязьбанка, который начал приобретать картины около десяти лет назад. Довольно быстро коллекция разрослась до музейных масштабов и количественно, и качественно. Надежда Степанова, директор по маркетингу и PR Института русского реалистического искусства, рассказала, что выбор полотен основан на личном вкусе коллекционера. «Конечно, если дело касается цены или провенанса, мы прибегаем к помощи консультантов, – говорит Степанова. – Картины приобретаются прежде всего у живущих ныне художников или у наследников мастеров, а также на аукционах. К арт-дилерам мы, как правило, не обращаемся».

Одна из основных функций музея – просветительская. Музей открыт для посещения во все дни, кроме понедельников, стоимость билета для взрослых составляет 150 рублей, для студентов и школьников – 50 рублей.

Владимир Женов, бывший генеральный директор, а ныне член совета директоров Новосибирского Муниципального банка, имеет личную коллекцию картин известного новосибирского художника Николая Грицюка, который работал в стиле абстрактно-сюрреалистического авангардизма и был одним из немногих, кто видел Новосибирск не серым и хмурым, а ярким, цветным и жизнерадостным. Эти картины выставлены в головном офисе банка.

Коллекции и коммерция

По мнению Артура Ахметова, старшего аналитика ИФК «Солид», банки коллекционируют картины, золотые украшения и другие предметы искусства отнюдь не из любви к искусству, а с целью перепродажи данных активов. Наибольший бум пришелся на кризис, из-за того, что вера в традиционные валюты оказалась подорвана и банки начали увеличивать запасы золота и материальных ценностей. При покупке таких активов, как правило, выбираются работы, которые можно перепродать на международном аукционе, например Sotheby's.

Сейчас, по мнению эксперта, процесс коллекционирования идет не очень активно. В коммерческих целях предметы искусства могут использоваться не только для перепродажи, но и для привлечения клиентов. С этой целью устраиваются выставки, которые, среди всего прочего, увеличивают стоимость нематериальных активов организации. Несмотря на все плюсы, коллекционирование имеет существенный минус – особые условия хранения предметов искусства. Поэтому такие активы вряд ли стоит рассматривать как долгосрочные вложения.

Антон Сороко также считает, что инвестиции банков в предметы искусства в большинстве своем несут на себе дополнительные функции. Во-первых, банки проводят выставки своих коллекций, на которых дополнительно к своим экспонатам добавляют частные произведения, потенциально интересные для их клиентов. Во-вторых, такая коллекция – хороший пример активного и успешного участия банка в финансовой, культурной и социальной жизни общества. Ну и, конечно же, это все-таки инвестиция, которая может принести банку приличную прибыль.

Однако сами банки, как правило, не ставят перед собой коммерческие цели при создании коллекций предметов искусства. Также, по словам Надежды Степановой, бывали случаи, когда со вкусом и знанием подобранная коллекция помогала банкам в кризисные времена, но называть это направление магистральным нельзя.

СДМ-Банк не делал перерывов в пополнении своего собрания живописи в течение 21 года. «И в острый период кризиса непосредственное общение с художниками, с творчеством и прикосновение к прекрасному, как это ни банально звучит, помогало акционерам и сотрудникам банка верить в завтрашний день, находить эмоциональные точки опоры и правильно расставлять приоритеты в профессиональной деятельности и общественных взаимоотношениях», – прокомментировал Максим Солнцев.

ЮниКредитБанк также пополнял свою коллекцию в кризис и после него. Так, в 2012 году художественное собрание было дополнено тремя работами Бориса Чернышева, Федора Семенова-Амурского и Бориса Смирнова-Русецкого.

За 21 год существования коллекции СДМ-Банка не была продана ни одна работа. Важнейшая цель коллекционирования в этой кредитной организации – поддержка творческого наследия современников; также чрезвычайно значимы эмоциональная и духовная составляющие. До настоящего момента СДМ-Банк один раз в год проводил целенаправленные выездные выставки, например, в московском центре современного искусства «М`АРС». Во время таких выставок широкой публике в течение двух недель представлялась часть коллекции – до 92 работ. В течение остального периода времени работы доступны посетителям СДМ-Банка. В ближайшем будущем запланировано участие серий картин из коллекции СДМ-Банка во внешних музейных творческих событиях.

Не используется в коммерческих целях и коллекция ЮниКредитБанка: все работы находятся в стенах организации и покидают их только на время выставок. Свою работу в области искусства ЮниКредитБанк рассматривает как фактор общественного диалога, в процессе которого появляется новое понимание опыта и культуры прошлого века. Кроме того, коллекционирование – это посильный банковский вклад в сохранение культурного наследия страны. Поскольку поставангард очень любим зарубежными коллекционерами, собрание картин ЮниКредитБанка является практически единственным шансом сохранить работы российских художников на родине.

Поставангардные произведения искусства из коллекции ЮниКредитБанка можно было увидеть на выставках трижды.

В частности, они экспонировались в Москве в 2009 году на выставке «20 ярких русских лет. Русское искусство 20–30-х годов XX века из собрания ЮниКредитБанка и частных коллекций», в 2011 году на выставке «Люди и Город», а также в октябре 2012 года на выставке «Поставангард».