Помнится, в феврале нынешнего года в докладе Минкомсвязи о стратегии развития «Почты России» тему Почтового банка фактически закрыли. В документе говорилось, что создание такого банка потребовало бы дополнительных капитальных вложений, а также возникла бы острая конкуренция с ключевыми государственными финансовыми структурами. Словом, было недвусмысленно сказано, что подобный проект стране не нужен.

Но без Почтового банка в информационном поле было бы скучно. Как говорится, никогда у нас такого банка не было, и вот опять. «Известия» пишут, что «Почта России» «рассчитывает самостоятельно завоевать значительную долю на рынке денежных переводов и микрокредитования». При этом пресс-служба «Почты» подтвердила газете информацию о том, что организация рассматривает возможность самостоятельного получения банковской лицензии, и этот вопрос «будет отражен в одном из сценариев стратегии развития «Почты».

Сколько же, интересно, у «Почты» этих сценариев? И о каком на сей раз идет речь – оптимистичном или пессимистичном? В одном из них не так давно говорилось, что «потенциал роста выручки ФГУП «Почта России» за счет финансовых услуг в значительной степени исчерпан». Теперь же, выходит, и не исчерпан он вовсе: громадье планов, банковская лицензия, переводы, кредиты частным лицам и малому бизнесу…

А с другой стороны, почему бы не помечтать? Заходишь где-нибудь в российской глубинке на почту, а там – светлый офис «будущего», пахнущий чистотой, воздух приятно охлажден кондиционером, все вокруг такое космическое, автоматизированное, газировка бесплатная. Приветливые сотрудники говорят:

– Чего изволите? Письмо, посылку, бандероль? Все дойдет в кратчайшие сроки, нигде не затеряется. А не хотите ли, ко всему прочему, ознакомиться с нашим новым предложением по кредитам наличными? И «почта-карты» у нас есть кредитные со льготным периодом, индивидуальным дизайном, бесплатным годовым обслуживанием… И так во всех 40 тыс. офисов, которыми располагает «Почта».

В принципе, другие российские банки в этом случае, наверное, можно было бы спокойно закрывать за ненадобностью. Разве что парочку государственных оставить, хотя здесь даже Сбербанк по количеству точек проигрывает в два раза. Но все-таки «Почте России» за Сбером теперь не угнаться, поскольку он уже не первый год ходит на «уроки танцев». Какое место могут занимать слоны на конкурсе танцоров – покажет время. Но «Почта», кажется, подготовку к соревнованиям даже не начинала.

В почтовой стратегии, которая озвучивалась зимой, в отношении финансового будущего ФГУП были вполне здравые идеи: «Для обеспечения населения финансовыми услугами в населенных пунктах, в которых нет представительств банковских организаций, ФГУП «Почта России» может предоставлять необходимые финансовые услуги в партнерстве с частными финансовыми институтами, действуя в качестве агента». Собственно, ничего нового здесь нет, некоторые микрофинансовые организации, банки и страховщики агентскую схему взаимодействия с «Почтой» отработали. Вопрос заключается в цене партнерства, а также в обучении «почтовых» сотрудников на местах. Неизбалованная публика в отдаленных населенных пунктах, скорее всего, не обратит внимания на отсутствие евроремонта. Так почему бы «Почте» не приложить усилия к расширению списка партнеров, с которых можно получать комиссионное вознаграждение, вместо того чтобы снова возвращаться к утопичной идее о создании в нашей стране банка-почтальона…