Большинство их, разумеется, приходится на Москву и Московскую область, поэтому ввозят банкоматы в основном регионы. В будущее российские банки будут шагать в компании армии «железных клерков» — с нашим пиететом перед наличностью спрос на их услуги сохранится еще долго. Самое время задуматься о том, как сделать эту «армию» сильнее и эффективнее.

Первые «железные клерки», появившиеся в 1960-х годах в Лондоне, не умели оплачивать штрафы и не принимали пластиковые карты — просто потому, что их еще не изобрели. Сегодня банкоматы в Восточном Лондоне «разговаривают» на кокни, американские поддерживают виртуальный чат с оператором для предоставления дополнительных услуг, а банкоматы в Туве «питаются» солнечной энергией. Что еще умеют делать банкоматы? Перед вами топ-5 самых умных банковских машин на планете.

1. Bradesco

Прошлым летом бразильский банк Bradesco открыл в Сан-Паоло «офис будущего», под завязку начиненный сенсорными экранами, виртуальными консультантами и прочими технологическими «фишками». Одну из самых удивительных метаморфоз пережили банкоматы — они обзавелись биометрическим модулем. Клиенты банка могут входить в систему без предоставления пластиковой карты и набора ПИН-кода, лишь приложив руку к считывателю справа от клавиатуры. Вся рука (а не только отпечатки пальцев) сканируется, а затем происходит биометрическое распознавание. В случае успешной аутентификации клиент получает доступ к своему счету. Bradesco не первым применил биометрию в банкоматах, однако первым внедрил ее на массовом уровне. Особая хитрость бразильцев заключается в том, что банкоматы расположены под углом к общей очереди и отгорожены от нее перегородкой из замутненного стекла. Благодаря этому человек, стоящий сзади вас, ни за что не сможет подсмотреть за тем, какие операции вы совершаете.

2. Сбербанк и «Сбербаша»

Сбербаша, приветливый робот российского банка, стал звездой прошлогоднего саммита АТЭС во Владивостоке и Красноярского экономического форума, а затем переехал в Хабаровск. Сейчас он встречает клиентов в одном из банковских офисов города. Робот, представитель пилотного проекта Сбербанка совместно с южнокорейским концерном Nautilus Hyosung, умеет откликаться на зов клиента, поддерживать разговор на банковские темы и сообщать о новых продуктах и услугах. Но по сути это «очеловеченный» банкомат: в Сбербашу встроен приемник карт, имеется клавиатура для набора кода, а софтверная начинка позволяет проводить все стандартные платежные процедуры.

3. IsBank

В конце января турецкий IsBank предложил своим клиентам не брать кошелек, выходя из дома. На базе своих банкоматов (около пяти тысяч машин) он развернул платформу мобильного банкинга, которая позволяет снимать деньги с помощью смартфонов. Работает услуга IsCep, разработанная местным вендором SoftTech, так: пользователи подключаются к своему мобильному банку, где запрашивают сумму, необходимую им наличными. Они получают специальный QR-код для подтверждения операции и сканируют его на мониторе банкомата. Вся транзакция занимает десять секунд — в результате очереди к турецким банкоматам автоматически укорачиваются в разы. IsBank продвигает новую услугу как еще и самый безопасный способ пользоваться машиной для выдачи наличных. Без использования карты риск сделать с нее слепок или каким-то образом украсть ПИН-код, становится равным нулю. Кстати, похожий сервис планирует запустить в Барселоне банк La Caixa — только там подтверждение на смартфон будет приходить не в виде QR-кода, а в виде числового пароля. Превращение банкомата в «бескарточную» машину — одно из самых дешевых усовершенствований «железного клерка», поскольку менять приходится только программное обеспечение, а не аппаратную часть.

4. NCR

Вопросы безопасности остаются одним из самых слабых мест банкоматов. Их взламывают, на них устанавливают накладки для считывания данных, в них, в конце концов, вносят фальшивые банкноты. С последним пунктом окончательно разобрался крупнейший производитель банкоматов на планете — корпорация NCR. Вместе с компанией Diebold Systems она создала специальные «машины для переработки наличности», в которых установлена высококлассная система распознавания поддельных банкнот. Это не совсем банкоматы, а скорее этакие интерактивные банковские копилки, заточенные под прием наличности. NCR обещает, что со временем функционал аппаратов расширится: машины начнут принимать платежи по кредитам, выдавать наличность на руки и научатся оплачивать коммунальные счета. Сейчас компания установила свыше тысячи «переработчиков» — преимущественно в «неблагоприятных» районах американских городов. Основными покупателями таких машин, более дешевых по сравнению со стандартными банкоматами, должны стать развивающиеся страны. Особая надежда на Индию и африканские государства. По данным Резервного банка Индии, за последние два года количество фальшивых денег в банкоматах страны выросло на 19%.

5. BBVA

Когда в 2010 году испанский банк BBVA задумался о будущем облике своих банкоматов, он поставил перед калифорнийской инновационной компанией IDEO непростую задачу: очеловечить машину, внести в нее максимум комфорта и «души» без ущерба функционалу. Специалисты IDEO полностью переизобрели дизайн, «начинку» и способ взаимодействия банкоматов с клиентами. В основе новых банкоматов BBVA лежит принцип тачскрина, как у планшетов. Новшество интуитивно понятно и молодежи, и более взрослым людям — которые, как показывают многочисленные исследования, гораздо легче осваивают iPad, чем персональный компьютер. Каждая операция визуализирована: например, когда клиент снимает деньги, выбранная им сумма «улетает» с экрана прямо в щель выдачи банкнот. Система банкомата способна запоминать пользователей и, например, по запросу выводить информацию о последних транзакциях прямо на экран. BBVA любит говорить, что у него еще и самые экологически ответственные банкоматы: они предлагают не печатать чек, а отправить его на электронную почту пользователя. Впрочем, за звание самого «зеленого» банкомата с ними мог бы побороться сбербанковский банкомат на солнечных батареях — существующий, правда, пока в единственном экземпляре.